Ориентир для золошлаков
У отрасли утилизации попутных продуктов сжигания угля появится дорожная карта
Игроки на рынке утилизации золошлаков решили определиться с путями развития отрасли: Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики готовит дорожную карту по решению проблемы утилизации попутных продуктов сжигания угля. В её основе лежат предложения из резолюции по итогам конференции, организованной в августе 2015 года ЗАО «Иркутскзолопродукт». О них – в материале «Сибирского энергетика».
«Ещё несколько лет назад о показателе в один миллион кубометров мы могли лишь мечтать, а последние три года говорим «традиционный миллион», – с некоторой долей иронии говорит заместитель директора по развитию бизнеса ЗАО «Иркутскзолопродукт» Александра Зуева. По итогам 2015 года компания освободила на отвалах тепловых электростанций ПАО «Иркутскэнерго» 1,127 млн куб. м и реализовала 70 тыс. кубов сухой золы уноса. Результат впечатляет, как и прибавка по отношению к 2014 году, когда речь шла об 1,05 млн кубометров. По объёмам утилизации «Иркутскзолопродукт» постепенно приближается к годовому выходу золошлаковых отходов на ТЭЦ «Иркутскэнерго», который, например, за 2015 год составил чуть менее 1,4 млн тонн. Компания по-прежнему является лидером по работе с золошлаками – на её долю приходится как минимум треть общероссийского показателя. Но сколь бы велика ни была освобождённая ёмкость отвалов, это лишь одно из ключевых достижений 2015 года. Крайне важным событием стала конференция «Актуальные вопросы и практика применения продуктов сжигания угля ТЭС», проведённая «Иркутскзолопродуктом» в августе прошлого года. Результатом работы конференции стала резолюция, сформулировавшая и обобщившая ряд важных предложений участников, выводы из дискусиий и круглых столов. В резолюции также были определены проблемы, препятствующие эффективной и масштабной утилизации ЗШО. Среди них как несовершенство законодательной базы и системы нормативного правового регулирования в области обращения с ЗШО, так и отсутствие механизмов вовлечения ЗШО ТЭС в хозяйственный оборот.
Найти консенсус
На согласование текста резолюции ушло более двух месяцев: на рынке утилизации золошлаков, несмотря на его, казалось бы, небольшой размер, насчитывается немало игроков, каждый из которых, опираясь на свой опыт, предлагает реформировать отрасль. «Чтобы прийти к решениям, имеющим практическую ценность, нужно знать и учитывать мнения всех, – констатирует собеседница «Сибирского энергетика». – Мы конференцию организовали с тем расчётом, чтобы собрать экспертов с разными точками зрения. Сделать так, чтобы они поделились своими соображениями, услышали друг друга. В принципе, этот замысел удался». Итоговая резолюция, которую направили в Министерство энергетики РФ, была готова в начале ноября. А чуть позже ЗАО «Профцемент-Вектор» из Санкт-Петербурга представило дорожную карту по решению проблемы утилизации попутных продуктов сжигания угля, в основе которой лежала упомянутая резолюция. Другой документ, развивающий эту тему, под названием «Дорожная карта по решению проблемы утилизации попутных продуктов сжигания угля», сейчас готовит рабочая группа по экологии и наилучшим доступным технологиям ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики». Его рассмотрят на заседании организации 5 февраля. Разрабатывая карту, ассоциация руководствовалась дорожной картой «Профцемент-Вектора» и резолюцией конференции в Иркутске. То есть, по большому счёту, включила в неё те предложения, которые «Иркутскзолопродукт» согласовал с другими участниками рынка.
Их можно разделить на три крупных блока. Первый – внесение в законодательство изменений, предусматривающих возможность использования золошлаковых материалов в проектах вертикальной планировки, рекультивации земель, захоронения твёрдых бытовых отходов на полигонах, тушения пожаров и тому подобного. «Это должно сделать применение золошлаков более простым для наших клиентов, – поясняет Зуева. – Сейчас многие, понимая все преимущества, не берутся их использовать, потому что это может подпадать под несанкционированное использование отходов. Но если в законодательстве будет прописано, что при соблюдении определённых условий пользователь может без проблем применять золошлаки, а собственник сможет отображать их как фактически использованные отходы, это изменит ситуацию с их утилизацией в лучшую сторону».
Второе предложение вытекает из первого и заключается в том, что необходимо разработать государственный стандарт на технические условия применения золошлаковых материалов вместо природного сырья в тех отраслях, где это возможно. В настоящее время собственники отходов сжигания угля, энергетики, разрабатывают техусловия самостоятельно, и стандартизация этого процесса сняла бы множество вопросов.
Третий блок включает актуализацию норм, правил и стандартов в части проектирования и строительства производственных объектов с тем, чтобы предусмотреть в них приоритет использования золошлаков. «Это не так сложно сделать, поскольку области их применения хорошо изучены и понятно, что мы можем ими заменять, – подчёркивает представитель «Иркутскзолопродукта». – Тогда можно проводить ревизию, скажем, на предмет того, почему для отсыпки взяли песчано-гравийную смесь, а не золошлаки с ближайшей электростанции. Энергетики в данном случае лоббируют не только свои интересы, потому что это происходит в интересах всего региона и его жителей».
«Реинкарнация идей»
Есть и другие предложения, носящие скорее локальный характер. К примеру, возможность скидки к тарифу на перевозку золошлаковых отходов по железной дороге. «До 2010-2011 годов предприятия строительной отрасли из центральной части России активно покупали у нас золу уноса, – поясняет Зуева. – Но затем тарифы на железнодорожные перевозки резко возросли, так что поставки на запад прекратились – конечная цена сырья там оказалась за гранью экономической целесообразности». Если учесть сокращение объёмов погрузки в ОАО «РЖД» в 2015 году, то перевозка дополнительных грузов, пусть и по льготной цене, обретает смысл не только для строителей и поставщиков золы, но и для самих железнодорожников.
Ещё одна идея, высказанная энергетиками, – механизм предоставления налоговых льгот тем, кто перерабатывает золошлаки или использует их в производстве. Другой вариант – преференции для последних при заключении государственных контрактов.
«В ходе работы над «продуктами» нашей резолюции произошла реинкарнация части идей, обсуждение которых затихло несколько лет назад, – продолжает собеседница издания. – Их суть осталась прежней, но форма изменилась». В том числе это касается предложения по возврату золошлаковых отходов в места добычи угля. Таким способом можно решить сразу две экологические проблемы: рекультивацию отработанных горных выработок и складирование отходов ТЭЦ. Кроме того, бывшие шахты или разрезы можно использовать как хранилища техногенного сырья, содержащего ценные компоненты. Золошлаки, к примеру, содержат магнетит, который используется для производства чугуна. А получаемый при их переработке полимиктовый песок почти на треть состоит из оксида алюминия. Возможно, в настоящее время проще разрабатывать природные месторождения, однако при существующих темпах развития технологий в перспективе извлечение сырья из золошлаковых материалов может стать более экономически и технически целесообразным.
Другая перспективная отрасль для использования отходов угольной энергетики – производство традиционного тяжёлого бетона, в котором золу используют для снижения тепловыделения смеси, повышения её прочности и пластичности. В России подобная практика особо не распространена, однако за рубежом такого рода разработки применяют весьма широко. Многие всемирно известные сооружения, например, башня Бурж-Халифа, тоннель под Ла-Маншем, самый длинный в Европе мост и так далее построены с использованием бетонов со значительным содержанием золошлаков, что обеспечивает снижение риска растрескивания бетона, его жаропрочность. Так что опыт применения есть, и порой весьма наглядный.
Немалый спрос могут обеспечить и те отрасли, где использование золошлаков уже стало традицией: производство пенобетона, рекультивация земель, тушение пожаров.
Чтобы обеспечить соответствующее предложение и превратить потенциальный спрос в активный, нужно предпринять предлагаемые энергетиками шаги.