Пилоты для беспилотников
Владельцев квадрокоптеров обязали с Нового года пройти экзамены
В небе над Иркутском становится тесно. Конечно, не на высотах эшелонов гражданской авиации, а значительно ближе к грешной земле – что называется, «на высоте птичьего полёта». Новое, достаточно серьёзное по подготовке и дорогостоящее увлечение пришло в народные массы – энтузиасты самых разных направленностей от авиамоделирования до свадебных фотографов покупают беспилотные летательные аппараты, в быту попросту называемые квадрокоптерами. Увлечение высотной видео- и фотосъёмкой стало таким массовым к концу прошедшего года, что буквально в последних числах декабря был принят новый федеральный закон, который призван регламентировать отношения владельцев этих летающих аппаратиков и государства. С февраля в Иркутске начинаются экзамены на выдачу разрешительных документов тем, кто до сих пор свободно пиратствовал в небе над Иркутском.
Энтузиасты от авиамоделирования
Три года назад два Алексея, Володин и Жмуров, как точно выразился писатель Пелевин, «голодным желудком почувствовали главную тенденцию». Парни, никогда до этого не занимавшиеся видеосъёмкой или фотографированием натюрмортов и портретов, зато много лет увлекавшиеся авиамоделированием, огляделись вокруг в поисках призвания и довольно быстро осознали, что появился новый тренд, за которым отчётливо просматривалось большое будущее – в свободном доступе стали появляться БПЛА, беспилотные летательные аппараты. Так весной 2012 года в Иркутске появилась студия «Аэрокам».
– Имя и идея появились примерно в одно время, – вспоминает Алексей Володин. – Студия появилась специально для съёмок. Мы изначально решили не собирать что-то на коленке, а закупать профессиональное оборудование. Был основательный подход – одновременно думали, как назвать студию, на чём зарабатывать. Кроме естественного любопытства у нас было желание знакомиться с новыми людьми, освоить профессию, заниматься кинопроизводством. Ну, и дополнительный заработок, который потом стал основным.
Хотя в продаже уже было довольно много моделей радиоуправляемых самолётов и вертолётов, всё это разнообразие не подходило для целей профессиональной высотной видеосъёмки, поэтому после расчётов нагрузок энтузиасты «Аэрокама» закупали различные технологические узлы от проводов до «мозгов» – мотор, регулятор оборотов, детали карбонового корпуса – не только в разных интернет-магазинах, но и в разных странах. В результате получился уникальный аппарат, первый не только в Иркутске, но и вообще один из первых в России – БПЛА, способный поднимать тяжёлую зеркальную фотокамеру или кинокамеру «Red». Называлось это «чудо враждебной техники» – октокоптер, многороторный БПЛА.
Описывая этот аппарат, Алексей вспомнил, как возникла сама идея студии. Они много лет занимались авиамоделированием, «летали на вертолётах», и однажды придумали присобачить к такому игрушечному радиоуправляемому аппаратику камеру «Go Pro» – едва ли не на изоленту, безо всяких систем стабилизации.
– Один наш знакомый предложил: «Вы же снимаете с воздуха? У нас будет мероприятие, которое нужно будет поснимать…» Мы выполнили заказ, посмотрели, что получилось, и тут поняли, насколько это интересно. Мы оценили рынок и поняли, что это общемировая тенденция. Через год у нас был аппарат, позволяющий с воздуха снимать художественные фильмы.
Парни уверены, что сейчас уже можно купить целый, готовый аппарат, но это больше любительская техника – профессионалы делают аппараты под себя сами или доводят купленные «заготовки» до ума своими руками, а многие студии разрабатывают свои собственные коптеры с нуля под конкретные требования. Так, в середине прошлого года в студии «Аэрокам» был собран тяжёлый БПЛА, способный носить на борту тяжёлую профессиональную видеокамеру. С помощью этого аппарата были сделаны некоторые рабочие съёмки для фильма «Млечный путь» режиссёра Анны Матиссон, в котором снимался Сергей Безруков.
– На самом деле в съёмках фильма нашей работы было совсем немного. Фильм снимала московская команда и на Байкале, и в Иркутске. Нас использовали как разведку. Анна Матиссон ведь иркутянка, она как-то узнала о нас, нам позвонили и попросили снять общие планы старого ангарского моста и драмтеатра.
Забавно, что эти кадры не пригодились и в фильм не вошло ни одной секунды съёмок «Аэрокама» – старый ангарский мост в фильме не понадобился, потому что не попадал в географию перемещений героя Безрукова по Иркутску («Они решили отказаться от городских съёмок и сделали так, что Безруков сразу едет по тракту на Байкал», – объяснил Алексей Жмуров). А вместо драмтеатра впоследствии московская команда сняла музыкальный театр.
Очень актуальный закон
Необходимость правового регулирования нового увлечения граждан РФ назрела настолько, что федеральный закон «О внесении изменений в воздушный кодекс РФ, в частности о использовании БПЛА» был внесён в Государственную Думу в двадцатых числах декабря, а президент подписал его уже тридцатого. Об изменениях, которые повлёк этот закон, «Иркутскому репортёру» рассказал начальник Восточно-Сибирского территориального управления госавианадзора Андрей Гусаров.
До выхода закона владелец новенького летающего аппаратика никого о своём замечательном приобретении оповещать был не обязан. Единственное, что он должен был делать – каждый раз оповещать органы Управления воздушным движением (которые сотрудники госавианадзора иногда, создавая путаницу, называют «органами УВД») о месте и времени предстоящих полётов. Оповещать любым удобным способом – по телефону, по электронной почте, в социальных сетях… Да и этому правилу мало кто из владельцев уделял повышенное внимание – летали, как бог на душу положит, где попало и когда приспичит.
Сейчас, по новому закону, для начала аппарат нужно будет в тех же органах Росавиации зарегистрировать – в Иркутске они находятся на ул. Декабрьских Событий, 97. Для этого нужно иметь сертификат безопасности. А вот после этого начинаются задачи посложнее. Теперь, в соответствии с новым ФЗ, после регистрации, но перед использованием, каждый владелец «беспилотника» обязан пройти подготовку и сдать зачёты по основным профильным вопросам – что такое воздушное пространство, кто в нём летает и на каких высотах, где кому летать можно, а где категорически запрещено. После этого владелец получит именное пилотское свидетельство о праве управления своей моделью БПЛА. И только после этого он выходит в открытое небо… по-прежнему не забыв уведомить о предстоящем полёте соответствующие органы УВД.
– Для сдачи экзаменов пилот должен точно знать тактико-технические характеристики БПЛА. Они ведь бывают разных видов – гексакоптер, тетракоптер, бывают самолёты, вертолёты и даже управляемые шары, – объясняет Андрей Николаевич. – Знать,с какими высотой, скоростью, кренами, тангажем он может летать и при каких углах будет сваливаться в штопор. Изучить законы, воздушное пространство и наличие запретных зон…
Запретные зоны
Довольно быстро «аэрокамовцы» выяснили, что не везде над Иркутском можно летать. Карты запретных мест ещё не составлено, но все операторы БПЛА знают, что нельзя летать над плотиной ГЭС, Авиазаводом и аэропортом. Кроме того,есть ещё несколько секретных объектов, полёты в зоне которых запрещены.
– Как и когда случились неприятности с запретными зонами первый раз после того, как вы начали летать?
– Ну, вообще-то это случилось спустя два года, – тяжело вздыхая, признаётся Алексей. – Я думаю, за нами всё это время присматривали, а потом мы залезли куда не следовало. Мы снимали район рынка «Фортуна» и русла реки Ушаковка. Выложили этот ролик в Интернет, и очень скоро к нам в студию пришли люди, которые объяснили, что так делать нельзя. Тогда нас оштрафовали на тридцать тысяч рублей.
– А как можно – они объяснили?
– С этим сложно, потому что до последнего времени в законах не было чётко прописано, что можно, а что нельзя. Поэтому получалось, что нам говорили «нельзя» уже после того, как мы куда-то залетали.
– Сядьте на мотодельтоплан и попытайтесь пролететь над ГЭС. Продержитесь в воздухе минуты две, я думаю, – улыбается Андрей Гусаров в ответ на этот же вопрос. – Таких зон много, не только ГЭС или аэропорт. Есть стратегически важные объекты – заводы, испытательные подразделения, войсковые части, полигоны.
– А при регистрации владельцам беспилотников будут выдавать карту с заштрихованными зонами, где полёты запрещены? – полюбопытствовал «Иркутский репортёр», но Андрей Гусаров ушёл от прямого ответа.
– Вот вы когда будете к экзаменам готовиться, вам в этом же здании, на втором этаже всё покажут – и карту, и документы.
На сегодняшний день в органы УВД за регистрацией не обратился ни один оператор коптера, но это связано с временным фактором – закон подписан президентом перед самым Новым годом, только что кончились новогодние каникулы. Со дня на день в госавианадзоре ожидают, что выстроятся очереди страждущих получить пилотские удостоверения.
– Для информации могу сказать, что у нас на сегодняшний день уже есть владельцы БПЛА, которые находятся на особом контроле, так как их деятельность отслеживается не только органами контроля за безопасностью воздушного пространства, но и антитеррористическими структурами, – сообщил Андрей Николаевич «Иркутскому репортёру».
Злостные нарушители воздушного пространства
За прошлый год было выявлено и поставлено на учёт четыре владельца управляемых самолётов, гексокоптеров и некоторых других моделей БПЛА. Некоторые из них, несмотря на возраст около 60 лет, никого не оповещая и никому ничего не говоря, создают опасную обстановку в воздухе, грозящую человеческими жертвами.
В неприятности энтузиасты высотной видеосъёмки попали в прошлом году. 9 Мая прошлого года они решили снять Парад Победы в Иркутске. С наивностью, доходящей до наглости, они разместились позади главной трибуны на сквере Кирова. Прямо во время проведения съёмок им позвонили на мобильный и категорически запретили продолжать работу.
Один из самых вопиющих случаев произошёл осенью прошлого года. По заказу «Роснефти» вдоль трубы, проверяя наличие незаконных отводов, летел вертолёт. Когда он уже возвращался с запада области, на подлёте к Ангарску в районе реки Катрагон пилоты неожиданно увидели взлетающий в их сторону с земли самолёт. Это был радиоуправляемый самолёт с размахом крыльев в два с половиной метра. Вертолёт был вынужден уйти со своего курса, а вот самолёт, набирающий высоту, даже не отреагировал. Пилоты вертолёта спустились и увидели спешно покидающий место происшествия джип. Однако они успели «срисовать» номера, благодаря чему владелец был привлечён к административной ответственности.
– Кстати, о штрафах. У нас в России за использование воздушного пространства с угрозой жизни и здоровью штрафы смешные, мизерные – от двух до пяти тысяч. Если эти штрафы сравнить с аналогичными за границей – да они посмеются над нами. Вот если бы нарушитель платил от двухсот до пятисот тысяч – он бы один раз заплатил и навсегда запомнил! – убеждён Андрей Гусаров.
По наблюдениям начальника управления госавианадзора, началось это увлечение у нас в области примерно три года назад, и на сегодняшний день, хотя нельзя говорить о поголовном увлечении, с каждым годом владельцев БПЛА становится всё больше. Сейчас их насчитывается порядка двадцати человек – в Иркутске, Ангарске, Усолье и даже Черемхове. При этом так же стремительно растёт количество наложенных на них административных наказаний – в позапрошлом году было наказано около десятка, в прошлом – 12–14 человек. В текущем году, с оптимизмом прогнозирует Алексей Николаевич, будет ещё больше.
Особенности высотной съёмки
С момента появления коптеров в Иркутске операторы, ведущие съёмку, успели наработать некоторую технику безопасности. Первая проблема, с которой они столкнулись, состояла в том, что оператор, который на земле управлял полётом и глядел в монитор за тем, куда направлен объектив, не контролировал наличие препятствий, находящихся в зоне полёта. Проще говоря, оператор «смотрел» вниз, но не по сторонам. В связи с этим аппараты довольно часто бились о стены высотных зданий, путались в проводах и ветвях деревьев.
Сейчас, уточняет Володин, опытные операторы избегают этой опасности несколькими способами:
– Сейчас мы полностью контролируем и движение камеры, и собственно полёт. Один человек осуществляет функции оператора, второй – пилота. Пилот наблюдает в отдельную бортовую, или курсовую, камеру, отслеживает лётную обстановку, одновременно может наблюдать и визуально, глядя за коптером с земли, и подглядывать за полётом в основную камеру. Кроме того, оператор отслеживает данные на датчиках высоты и скорости.
В городских условиях коптеры «Аэрокама» работают на высотах до пятидесяти метров – это ограничение связано с безопасностью полётов авиации. Считается, что в идеале работа ведётся в условиях прямой видимости аппарата пилотом – это полусфера пятисот метров в диаметре. При этом все операторы знают «закон минимального ущерба» – если аппарат падает, то нужно спасти хотя бы дорогостоящую оптику, поэтому пилот в таких случаях старается так вывернуть управление, чтобы «уронить» коптер набок. Естественно, что опасным считается полёт между высотных домов в плотно застроенных районах, там, где много проводов или деревьев, но самыми экстремальными работами считаются съёмки над водой: если аппарат падает, то с ним приходится прощаться навсегда. Плавучесть у него – отрицательная.
Но как бизнес-идея подобные съёмки только ищут своё место на рынке услуг. Востребованность такой работы за деньги до сих пор остаётся минимальной. Как объясняют два Алексея из студии «Аэрокам», как ни странно, самыми благодарными заказчиками являются продавцы недвижимости, которым нужны красивые и чёткие снимки земельных участков. Несколько обращений было от иркутских картографов, но до заказов дело не дошло («У них техника другая, они самолётами летают», – объяснил их интерес один из Алексеев). Всё чаще высотные съёмки начинают заказывать для рекламных роликов. И ещё сейчас входит в моду высотная съёмка на обычных свадьбах…