«Кристина, ничего не бойся!»
Проект «Наставник» помогает детям-сиротам погрузиться в профессию
Востребованная профессия – это порой единственный шанс для сироты встать, как говорится, на ноги. Благодаря волонтёрам воспитанники Иркутского центра помощи детям могут максимально близко познакомиться с ремеслом, которое может стать делом их жизни. Ведь одно дело намечтать себе профессию, другое – окунуться в неё.
Дело жизни: разглядеть и помочь
– Помидорки можно перевернуть, видишь, они прожарились? – Дмитрий Нарыжнев, повар ресторана «Варвар», рукой, затянутой в перчатку, указывает на дошедшие на гриле помидоры. Следом за ними можно переворачивать и кольца баклажана, кабачка. А потом и черёд мяса подойдёт.
Кристина, воспитанница центра помощи детям, сегодня готовит стейк из говядины. Это блюдо ей уже знакомо. Как и некоторые другие – котлеты, блины и даже нежный десерт тирамису. Кристина проходит полный, как говорится, профессиональный цикл – от надевания униформы до сервировки блюд на подносе. Отдельное внимание уделяется как раз эстетике: всё должно быть аккуратно, красиво и по возможности изысканно.
– Кристина, ты хочешь удивить гостя. Как ты будешь выкладывать на блюдо овощи? А ещё варианты? Соус какой и куда? Хорошо, и про веточки розмарина и тимьяна не забудь.
Кристина готовила на кухне нескольких ресторанов Иркутска, но Дмитрий Нарыжнев – её любимый наставник и повар. Он временами строгий, не проявляет никакого снисхождения, но при этом душевный и искренний. У них с Кристиной уже сложился союз ученика и учителя.
Идея проекта «Наставник» не нова, все идеи возникают не на пустом месте. Суть его – помочь определиться с профессией, подготовить ребёнка для поступления, учёбы. Воспитанники детских домов (впрочем, это название устарело, сейчас они именуются центрами помощи детям) после окончания 9-го класса поступают в средние специальные учебные заведения, где востребованной профессией можно овладеть за короткие сроки. Проект «Наставник» появился благодаря иркутянке Гульнаре Гарифулиной, члену попечительского совета одного из центров помощи детям города Иркутска. Последний год она активно продвигает видеоанкеты, которые, по статистике, значительно ускоряют устройство детей в семьи. Но как говорит всё та же неумолимая статистика, охотнее усыновляют всё же маленьких детей.
– Я понимаю, что мы всех больших детей не устроим в семьи. Но помочь ребятишкам всё равно хочется. А как им можно помочь? Дать удочку и научить ловить рыбу, как говорится в старой пословице. Слово «профориентация» вызывало у них негатив и панику. Когда я спрашивала у Кристины, кем она хочет стать, девушка отвечала: «Дизайнером». Хотя никаких чётких представлений о профессии дизайнера у неё не было.
Семейным детям проще найти себя: родители видят их способности и развивают в этих направлениях.
15-летней Кристине и другим её товарищам повезло. Волонтёры разглядели в них склонности к определённым профессиям. Юноша, который прекрасно рисует, ходит на подготовительные курсы в художественное училище. Девушка, что любит и хочет танцевать, благодаря волонтёрам посещает дополнительные занятия танцами. Её мечта – стать хореографом. Есть мальчик, который классно играет в футбол, он будет поступать в физкультурный техникум. Один из юношей увлечён компьютерной графикой, и он видит свою профессию в этой сфере. Волонтёры сопровождают подростков на дополнительные занятия и затем увозят обратно в центр помощи детям.
– С Кристиной получилось, как со своим ребёнком. Мы вместе готовили на кухне, и я заметила, что ей нравится готовить и она хорошо это делает, – вспоминает Гульнара Гарифулина. – Кристина аккуратная, скрупулёзная: если в рецепте написано 2,5 ложки муки, она добавит ровно 2,5 ложки. Если Кристина стряпает блинчики, они у неё очень вкусные получаются. Так и родилась идея с дополнительным обучением и погружением в профессию в иркутских ресторанах. Радует, что заведения пошли навстречу.
– К нам приезжает Гульнара, мы с ней готовим. А в «Варваре» я научилась рыбу чистить, котлетки делать, – рассказывает сама Кристина. – Сначала я стеснялась, конечно. Но мне здесь хорошо, уютно. Все доброжелательные, приветливые. Сегодня подарок сделали – форму настоящего повара.
Становиться на ноги детям, оставшимся без попечения родителей, непросто. Поэтому при выборе специальности и сотрудники центров помощи детям, и волонтёры придерживаются простых, но жизненных принципов. Во-первых, специальность должна быть востребована на рынке труда. Во-вторых, у ребёнка должны быть к ней способности. Ну а в-третьих, она должна приносить удовольствие. Заниматься всю жизнь нелюбимым делом – это мучительно. А среднее специальное образование – не преграда для получения высшего, если возникнет желание повысить свой профессиональный уровень.
Волонтёры – осознанная ответственность
Как говорит Гульнара Гарифулина, достаточно двух встреч с ребёнком, чтобы понять, к чему он склонен, в какой плоскости лежат его способности. Но это должны быть не дежурные разговоры и даже не разговоры по душам, а совместная деятельность, в которой ребёнок и раскроется. Гульнара и другие волонтёры планируют вести «своих» детей и после поступления. Это тоже непростой, а в чём-то и опасный период – вхождение во взрослую жизнь со всеми её соблазнами и дурманящим ветром свободы, осложнённое неумением ориентироваться в реальной жизни и отсутствием помощи от родных за неимением таковых.
– Мы подхватим и поможем, связь не прервётся с поступлением. К тому же эти дети нам реально почти как родные стали. Так что помогать и оставаться на связи будет нетрудно.
Последние 3–5 лет в России всплеск активного волонтёрства. Люди перечисляют деньги на лечение детей, проводят для них акции и праздники, помогают животным, чистят берега водоёмов от мусора. Всё больше людей самого разного возраста вовлечены в благотворительные процессы. По мнению Гульнары Гарифулиной, этому способствует общий социальный рост жизни:
– Когда тебе самому трудно, ты не можешь помогать другому, как правило. Но мы стали жить лучше. И люди уже могут обратить внимание на духовную составляющую, не только материальную. Многие начинают думать не только о том, как выжить, но и о том, как помочь кому-то. И успешно реализуют свои порывы. Сейчас времена настали непростые, в стране кризис. Но не думаю, что поток волонтёров, желающих помогать, снизится.
Есть у Гульнары, психолога по образованию, и объяснение тому, почему именно тема сиротства крайне важна для многих людей. Поколение тех, кому сегодня 40 (плюс-минус 5 лет) – это своего рода поколение X, психологические сироты. Те, кого было принято рано сдавать в ясли, не кормить долго грудью. Родители этих детей в первую очередь реализовывались через труд, как велела партия. И не все из них хотели и могли эмоционально включиться в жизнь своих детей. Недополученное в детстве поколение X компенсирует таким образом – помощью детям, оставшимся без попечения родителей.
Немаловажно и то, что государство принципиально изменило свою политику в этой сфере и активно поддерживает волонтёрские начинания. В сентябре вышло 481-е федеральное постановление, которое предполагает перевод всех сиротских учреждений на функционирование по типу домашних. Меняются режимные порядки в учреждениях. Раньше они были закрыты, и то, что сейчас происходит, было нереально ещё пять лет назад.
А сегодня любой желающий может стать волонтёром и помогать детям-сиротам. При осознании своей ответственности, конечно.
– Конечно, нет такого, что человек приходит с улицы, для него распахивают двери учреждения, заходи и делай, что считаешь нужным. Как правило, при каждом учреждении есть постоянные волонтёры, администрация центра помощи детям к ним адресует.
Мы ведём некий отсев, – рассказывает Гульнара. – Первое, что я озвучиваю: нам не нужны разовые волонтёры, нужна система. Я спрашиваю: «Что вы хотите делать с этими детьми? Разговаривать и смотреть в глаза? Им это не нужно. Дарить подарки – это тоже не наша тема». Наш девиз – это умная благотворительность. Если человек пришёл в детский дом осознанно, если он понимает, зачем ему это нужно, готов работать системно, если ему есть чем поделиться с этими детьми, это наш человек.
Человек, который планирует заниматься благотворительностью, должен понимать всю громадную степень своей ответственности. Он не может бросить детей, которых взял на поруки. Завоевать их доверие сложнее, чем доверие любого другого человека, потому что их много раз предавали. Но если уж они привязались, бросить их никак нельзя. Поэтому Гульнара, мама троих детей, минимум два раза в неделю бывает в центре помощи детям. Каждый день – звонки, переговоры, разговоры, слова поддержки, если кто-то в них нуждается. Свободный график работы и основы тайм-менеджмента позволяют этой женщине всё успевать. И таких добровольцев достаточно сегодня в Иркутске. И дети их зачастую тоже участники волонтёрского процесса. И обязательно есть отдача: как говорится, сначала ты работаешь на зачётку, потом она на тебя. Так когда-то неуправляемые, злые, агрессивные дети становятся друзьями. И снова начинают верить в людей. Потому что в первую очередь этим детям нужны не сладости и игрушки – им нужно внимание, им нужны совместные занятия, способные их чему-то новому научить. Это могут быть самые простые повседневные навыки – готовить, вязать, шить, но кто детей в детдомах ещё этому научит? Сейчас во всех центрах помощи детям острая необходимость с мужскими бытовыми навыками – прибить гвоздь, починить розетку. Мужчины более чувствительны и часто не готовы психологически к такой работе, большинство волонтёров всё же женщины. Так что мужчины нужны, мужчин ждут. Кстати, и мальчишек в центрах помощи детям больше, чем девочек.
Первый выпуск проекта «Наставник» будет летом. Впереди ещё 4-5 месяцев погружения в профессию. Кристина внимательно слушает своего наставника Дмитрия, он сейчас для неё в профессии главный авторитет. «Повар должен всегда готовить хорошо. Как для себя. И ещё, Кристина, никого и ничего не бойся. Экспериментируй», – когда-нибудь Кристина вспомнит эти слова и улыбнётся. Пока она лишь мечтает выучиться, пойти работать, а потом и открыть свой ресторан. У неё есть ещё одна мечта – своего старшего друга Гульнару Гарифулину кормить в своём ресторане бесплатно. Как говорится, поживём – увидим. Но мечты имеют обыкновение сбываться.