издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Место под солнцем

В Иркутской области появляется нестандартный малый бизнес

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

«Не научился улыбаться – не берись за бизнес!» – такую рекомендацию получил один из участников телепередачи «Акулы бизнеса», с чрезвычайно серьёзным видом представлявший свой проект перед строгими менторами. Жюри чаще всего отклоняло проекты, оказав поддержку только четырём из 14-ти представленных. Поддержка – пока в устном виде. Но и она окрыляет, ведь это обещание скорой встречи с потенциальным инвестором.

Инвестиции – заветная мечта всех мечтающих о предпринимательской стезе или уже вставших на этот путь и столкнувшихся с дилеммой: довольствоваться тем, что есть, или не стоять на месте, внедрять со­временные технологии, придумывать и создавать новые товары и услуги, искать партнёров, инвесторов, рынки сбыта. Эти неугомонные мечтатели, дерзнувшие выйти на новый рубеж, спешат превратиться в акул бизнеса. При этом забывают, что не всякая икринка становится мальком и далеко не каждому мальку суждено взросление. Естественный отбор существует не только в дикой природе. 

Удачная идея – едва ли не главное в бизнесе. Именно от неё зависят стартовые условия, она позволяет найти своё место под солнцем, занять свободную нишу. Уникальная идея гарантирует отсутствие конкурентов и наличие спроса. 

Можно выращивать грибы вёшенки. Так решили Юлия и Роман Кирьяновы из Усольского района. Вначале была победа в районном конкурсе «Поддержка начинающих – гранты начинающим на создание собственного бизнеса». На полученные 300 тысяч рублей построен специальный комплекс. В помещении площадью 240 квадратных метров учтены все нюансы: температурный режим, влажность, свет. Так семейное хобби превращается в доходный бизнес, обретает промышленный масштаб. Усольские предприниматели собираются открыть цех по маринованию вёшенки. И качество грибов сомнений не вызывает.

В иркутских магазинах появилось очень ценное по питательным свойствам рыжиковое масло. И рыжик в данном случае – не гриб, а масличная сельхозкультура, давно позабытая, но возрождённая. Новое место «прописки» – фермерское поле в Куйтунском районе. 

Эти две идеи, может, и не сделают их авторов акулами бизнеса, но свою нишу в малом предпринимательстве обеспечат. И, наверно, какой-то доход. 

Нет условий для бизнеса – не беда, было бы желание. Основатель известного бренда Форд начинал своё автопроизводство в собственном отнюдь не просторном гараже. 

Наши предприниматели тоже не из гордых: по данным предыдущего сплошного учёта (за 2010 г.), половина из них не располагает производственными площадями, довольствуясь арендованными «квадратами». Не исключено, что положение изменилось. Какова ситуация теперь, покажет новое сплошное обследование за 2015 год. 

Начиная бизнес, можно обосноваться и в тесном уголочке. Именно так работают многие мастера по ремонту обуви. Или вовсе на улице, с простейшим оборудованием по изготовлению ключей. Всё это – нехитрый бытовой сервис, решающий наши повседневные проблемы. Отремонтировать кухонный шкафчик, люстру повесить или карниз – приглашайте «Мужа на час». Вот только с рекламой не дружат: нет средств, и клиент, полагают, сам найдётся. Это так, да не совсем. Реклама, пусть самая простая и очень доступная (бесплатная), не помешает. Отчего бы мастеру-сапожнику не разместить на видном месте в своей каптёрке простенькое объявление: «Если обувь просит «каши», мы решим проблему вашу!» Можно и без рифмы обойтись. Потенциальный клиент, если сам не поймёт, так спросит, каким образом будет решаться данная проблема. В моём лице сапожных дел мастера дважды потеряли клиента, а я выбросила две пары почти новых сапог, вдруг запросивших «каши», сочла ремонт бесперспективным. Промышленное производство обуви до крайности экономично, при раскрое для шва оставляется минимальный запас, отчего по краю подошвы быстро возникает дыра. На путь истинный меня наставили коллеги. Теперь неизменно приношу любую обувь для починки одному мастеру, что базируется на углу улиц Чкалова и Степана Разина. Прошитые им сапоги исправно служат долгое время. 

Этот мелкий бизнес, без претензий на оригинальность, тоже может при большом желании раздвигать первоначально узкие рамки. Ведь можно создавать целую сеть аналогичных предприятий, осваивать и предлагать клиентам дополнительные услуги, поднимать уровень сервиса. И со временем из тесного подвальчика переехать во вполне комфортное помещение. Как говорится, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. 

Малый бизнес как основа устойчивости отечественной экономики нуждается в поддержке. С этой целью создаются специальные структуры: фонды и центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы. На региональном и муниципальном уровнях также существуют различные конкурсы для выявления самых предприимчивых. Но сибирские предприниматели могут побеждать и в масштабах страны. Например, в полуфинал Всероссийского конкурса социальных предпринимателей  наряду с 70 другими претендентами вышла предприниматель из Иркутска Светлана Васильева с проектом по инклюзивному воспитанию детей.  

В Усольском районе программа помощи начинающим предпринимателям действует с 2012 года. За это время в конкурсе приняли участие 30 субъектов малого и среднего предпринимательства, получателями субсидий (из бюджетов всех уровней на общую сумму 4,4 млн руб.) стали 18 предпринимателей. В сфере их бизнес-интересов – животноводство, производство мебели, изделий из древесины и бетона, техобслуживание автотранспорта, парикмахерские услуги, физкультурно-оздоровительная деятельность. В 2015 году финансовую поддержку на развитие собственного бизнеса получили: скульптор Иван Зуев из посёлка Тельма – на открытие художественной мастерской по созданию малых архитектурных форм и передаче уникального опыта молодому поколению; Б. Мамаджанов из села Мальта – на создание пунктов приёма вторичного сырья с последующей транспортировкой для переработки; Ирина Безденежных (также из Мальты) – на оборудование для создания мастерской шелкотрафаретной печати и изготовления сувенирной продукции. Победители обязуются создать по три рабочих места и осуществлять деятельность в течение минимум трёх лет. 

Как видим, на земле Приангарья тоже появляется интересный, нестандартный бизнес. Следует признать, что многие производства, не предполагающие глобальных масштабов, совсем не по плечу крупным предприятиям, тут легко справляется их «младший брат». 

Создавая условия для малого бизнеса, местные власти рассчитывают на рост предпринимательской активности. В Иркутском районе, например, ожидается увеличение числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (на 1–4%). И в целом по региону практические меры поддержки должны принести положительный эффект. А статистическое наблюдение малого и среднего предпринимательства выявит всё многообразие видов деятельности, продукции и услуг регионального некрупного бизнеса, его вклад в экономику Приангарья.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры