Год перемен
Итоги года в цифрах и фактах зафиксировали корреспонденты «Сибирского энергетика» Анна Павлова, Елена Постнова и Егор Щербаков
Низкая отметка
455,84 м по Тихоокеанской системе высот (ТО) – до такой отметки 26 апреля опустился уровень воды в Байкале. Причина – затяжное маловодье, усугубившееся на фоне жаркого лета. Недостаток осадков в регионах Восточной Сибири, Монголии и на территории Азии, где располагается водосборный бассейн озера, привёл к снижению среднегодового притока в него до практически рекордно малых 1268 кубометров в секунду. После раннего и обильного апрельского паводка и нормального с точки зрения наполнения озера в мае сбросные расходы Иркутской ГЭС к концу первой декады решением оператора снизили до 1500 кубометров ежесекундно (дальнейшее сокращение поставило бы под угрозу навигацию и северный завоз). Со второй декады сентября сбросы постепенно стали уменьшать до 1300 кубов – допусков, ниже которых возникает опасность прекращения стабильной работы водозаборов в нижнем бьефе станции. За время осенне-зимнего максимума нагрузок 2014-2015 годов ГЭС Сибири выработали 31,4 млрд кВт-ч, потеряв 9,5 млрд кВт-ч по сравнению с предыдущим отопительными сезоном. При этом уровень Байкала не удалось удержать в рамках, которые правительство России установило в 2001 году – минимум 456 м ТО и максимум 457 м, – но власти нашли выход из положения, ввиду сложной ситуации разрешив выход за них. Впрочем, маловодье 2015 года оказалось ещё более суровым, так что, несмотря на постоянную работу Иркутской ГЭС со сбросными расходами 1300 кубометров в секунду, к концу декабря вода в озере, по всей видимости, уйдёт ниже отметки 456 м ТО, а в апреле 2016 года может дойти и до 455,6–455,7 м ТО.
Объявлена разморозка
2 млрд рублей – в такую сумму обойдётся заморозка тарифов на коммунальные услуги, объявленная в феврале 2015 года. Заморозка была установлена на два года и, по мнению команды экс-губернатора Сергея Ерощенко, не должна была повлиять на реализацию инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Прозвучало это заявление 12 февраля – уже после того, как стоимость энергоресурсов была официально утверждена для большинства их поставщиков, действующих на территории региона. В итоге из 862 тарифов, установленных для коммунальщиков Иркутской области, пришлось пересмотреть 582. Предполагалось, что все выпадающие доходы ресурсникам оплатит бюджет. Однако в областной казне средства на эти цели предусмотрены не были.
Решение о заморозке тарифов в первую очередь ударило по небольшим муниципальным котельным. В ноябре на заседании в Общественной палате энергетики, представители органов власти и общественники в течение нескольких часов обсуждали возможность разморозки тарифов. Позже председатель правительства Иркутской области Александр Битаров подписал соответствующее постановление. Совокупный рост коммунальных платежей для населения, по подсчётам региональных властей, с 1 декабря не превысит 8,4%.
Редкие поиски нефти и газа
466,01 млн рублей составили государственные инвестиции в поиски углеводородов на территории Иркутской области в 2015 году. Вложения в геологоразведку сократились практически в три раза по сравнению с предыдущим годом.
Вероятно, не улучшится ситуация и в 2016 году. По предварительным данным отдела геологии и лицензирования по Иркутской области (Иркутскнедра), сумма госинвестиций на ГРР составит 360,5 млн рублей. На всю предстоящую пятилетнюю программу для региона предполагается выделить лишь 2 млрд рублей – средства, которые в лучшие времена направлялись на годовые работы.
На фоне такого провисания геолого-разведочных работ и при этом самой активной стадии добычи нефти логичным будет следующий этап – истощение запасов. И, как следствие, падение самой добычи. Причём эксперты «СЭ» прогнозируют весьма короткие сроки для развития всего этого сценария. Таким образом, для Иркутской области, где нефтедобывающая отрасль является основным направлением экономики, за счёт которого пополняется бюджет, это может оказаться очень неприятным событием.
Первым тревожным звонком, поступившим, кстати, сверху, стало заявление Минэнерго РФ, о котором «СЭ» писал в начале сентября (материал «Нет нефти – нет трубы»). Ведомство предлагает отложить стройку нефтепровода «Куюмба – Тайшет» (ветка трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»), так как заполнять его пока нечем. Но здесь речь идёт о проблемах, связанных с Красноярским краем; однако в Приангарье такие проблемы тоже могут начаться с истощением запасов.
Попытку изменить ситуацию предпринял регион. По заказу минприроды Иркутской области учёные Института земной коры СО РАН при участии Иркутскнедра и других специалистов отрасли подготовили «Программу региональных геолого-геофизических исследований на нефть и газ в Иркутской области на 2016–2020 годы». В программе предлагается увеличить сумму на пять предстоящих лет с 2 до 8 млрд рублей. Только так можно будет поддержать отрасль. Решение об увеличении финансирования должно быть принято до конца 2015 года.
Газовую трубу приписали к Приангарью
31 августа трубопровод «Ковыкта – Саянск – Иркутск» включён в перечень объектов, которые будут введены в рамках газификации регионов России и обеспечения поставок газа в Китай. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании условий для строительства и ввода в эксплуатацию в заданные сроки объектов промышленной инфраструктуры газовой отрасли в целях газификации регионов России и обеспечения поставок газа в Китай. Этим документом был утверждён комплексный план мероприятий по обеспечению государственной поддержкой строительства объектов газотранспортной инфраструктуры.
Перспективы проекта по развитию газотранспортной инфраструктуры на территории Иркутской области, за которым следил в течение года «СЭ», стали в 2015-м чуть более определёнными. Во всяком случае, по официальным данным. Речь идёт о строительстве трубопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск», от появления которого на территории региона зависит реализация ряда инвестиционных проектов (нефтегазохимия, нефтегазопереработка и т.д.) в Саянске, Усолье, Ангарске, Новонукутске, а также социального проекта по газификации юга Иркутской области.
Ещё в марте 2015 года «СЭ», обозревая ситуацию, писал о том, что на объекте фактически поставлен крест: «Газпром», занимающийся строительством газотранспортной магистральной инфраструктуры в России, посчитал трубу «Ковыкта – Саянск – Иркутск» убыточной. В ценах 2013 года затраты на газопровода от Жигалова до Саянска (266 км трубы диаметром 700 мм), от Саянска до Ангарска (209 км, диаметр 500 мм) и от Ангарска до Иркутска (59 км, диаметр 300 мм) составляет 88,6 млрд рублей. И при существующем спросе они не окупятся, уверял монополист.
Между тем группа иркутских учёных во главе с Львом Платоновым попыталась доказать обратное – по их подсчётам, объект будет рентабельным, а затраты на него составят всего 16,6 млрд рублей. В той или иной форме, но эта позиция региональных экспертов с аргументами «за» строительство трубы высказывалась уже неоднократно и отклика не находила.
Но неожиданно в сентябре 2015-го появился официальный документ, опубликованный на сайте правительства. В нём был обозначен план строительства инфраструктуры, необходимой для поставок газа в Китай. Среди прочих объектов значился и трубопровод «Ковыкта – Саянск – Иркутск». Таким образом, Приангарью опять вернули надежду. Осталось дождаться, когда она сбудется.
Самая крупная газовая генерация в регионе
25 МВт, или 21,5 Гкал/ч – такова тепловая мощность блочно-модульной котельной на природном газе, которую построило ПАО «Иркутскэнерго» в Братске. Самый крупный на сегодняшний день объект газовой генерации был запущен 11 сентября. Основное оборудование для него поставили российские предприятия. Пять котлов, в частности, произвело ООО «Энтророс» из Санкт-Петербурга, однако их пришлось оснастить финскими горелками – подобную технику у нас в стране пока не выпускают. Готовая котельная обошлась в 51 млн рублей, общие затраты на её строительство – в 120 млн рублей. В паре с БМК-5 на 5 МВт, которая заработала в 2009 году, она будет обеспечивать теплом посёлок Гидростроитель. При этом старая электрическая котельная останется в резерве для покрытия пиковых нагрузок. «Теперь мы готовы создавать и эксплуатировать аналогичные объекты мощностью 100 мегаватт и более, – говорит генеральный директор «Иркутскэнерго» Олег Причко. – Мы являемся экспертами по угольным ТЭЦ, но прекрасно понимаем, что рано или поздно газ в регионе будет распространён более широко, чем сейчас. Насколько – сказать сложно. Поэтому приобретённый нами практический опыт создания и работы с энергетическими объектами на газе очень полезен».
В зоне влияния – 308 тысяч человек
500 МВА составляет пропускная способность подстанции 220/110/10 кВ «Восточная», которая была торжественно введена в эксплуатацию 8 сентября. Это делает её самым мощным объектом такого класса напряжения во всей региональной энергосистеме. «На «Правобережной» стоят два трансформатора по 125 мегавольт-ампер, на «Байкальской» – три, – заметил по этому поводу генеральный директор ОАО «Иркутская электросетевая компания» Борис Каратаев. – Всё равно меньше, чем здесь. А в других городах области таких подстанций нет». Запуск «Восточной», на проектирование и строительство которой ушло три года и 3 млрд рублей, позволил разгрузить два упомянутых центра питания части Иркутска и прилегающей к нему территории Иркутского района, которые находятся на правом берегу Ангары. В зоне влияния подстанции живут 308 тыс. человек, при этом появилась возможность присоединения новых потребителей, так что их количество может увеличиться ещё на 48 тыс. человек. Максимум нагрузки, который, с учётом необходимого резерва, может нести объект, – 263 МВт. При этом линия электропередачи, которая соединяет его с подстанцией 500/220/110/35/6 кВ «Иркутская» под Ангарском, позволяет передавать до 740 МВА – больше, чем выдаёт Иркутская ГЭС или Ново-Иркутская ТЭЦ. Так что, при необходимости, рядом с ней можно разместить ещё один достаточно крупный центр питания.
Без лицензии
29 управляющих организаций Приангарья не смогли получить лицензии на деятельность в первую волну. У аутсайдеров возникли сложности с раскрытием информации, как и предрекали специалисты областного жилнадзора. В итоге из 228 управляющих компаний, подавших заявки на соискание лицензии, получили документ 199 – это 88%. Почти 1200 многоквартирных домов в 12 муниципалитетах лишились своих управляющих компаний.
Пока в жилой фонд не зашли новые управляющие организации, дома и дворы в более-менее приличном виде поддерживались силами муниципальных компаний. Затем мэрии провели муниципальный конкурс и выбрали управляющие компании для брошенных домов. Тем временем большинство аутсайдеров приняли участие во второй волне лицензирования и получили так называемые «пустые лицензии» – без жилого фонда. Теперь они проводят активную агитацию среди населения и возвращают свои бывшие дома под опеку.
Эксперты уже назвали первый опыт лицензирования управляющих компаний «формальным». Теперь компании ждёт более сложное испытание – постоянный лицензионный контроль со стороны жилнадзора. Их регулярно будут проверять на предмет раскрытия информации. Управляющим организациям за нарушение порядка способов и срока размещения информации, опубликование искажённых данных придётся заплатить 30 тыс. рублей. За повторное нарушение ждёт дисквалификация на срок до трёх лет.
Вошли в ремонтную кампанию
338 млн рублей ушло на первую ремонтную кампанию многоквартирных домов в Иркутской области. Большая часть средств – 135,5 млн рублей – поступила ещё в 2014 году из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Из бюджета области было выделено 102,5 млн рублей, а из местных – 85 млн. Взносы собственников составили всего 17 млн рублей. На эти деньги удалось отремонтировать 95 домов.
Пока работы не приняты даже на половине зданий, но областные власти уже строят планы на ремонт следующего года. По мнению генерального директора Фонда капремонта Приангарья, без поддержки из областного бюджета с планом работ при нынешней собираемости взносов справиться не удастся. Чтобы провести запланированный на 2016 год капитальный ремонт 656 домов по всей области, не хватает 1,5 млрд рублей. Из-за дефицита средств регпрограмма на следующий год сокращена до 250 многоквартирных домов.
По коммунальному счёту
1/130 ставки рефинансирования составит размер пени за неуплату коммунальных счетов. Увеличение больше чем в два раза (сегодня действует расценка 1/300 ставки) призвано укрепить платёжную дисциплину всех потребителей энергетических ресурсов – населения, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Для населения в случае просрочки от 31 до 90 дней сохраняется размер действующей в настоящее время пени — 1/300 ставки рефинансирования, а с 91 дня – 1/130. Размер пени для этой категории потребителей за неуплату взносов на капитальный ремонт не меняется и составляет 1/300 ставки рефинансирования.
Принятый закон усиливает административную ответственность и за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 до 10–15 тыс. рублей, должностных лиц – с 6–8 до 30–80 тыс. рублей, юридических лиц – с 60–80 до 100–200 тыс. рублей.
Законопроектом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении.
Документ одобрен Советом Федерации.