«Преждевременно и неконституционно»
На прошлой неделе сессия Заксобрания отклонила законопроект Владимира Матиенко о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Основной мотив – преждевременность инициативы и несоответствие её решению Конституционного суда. Несмотря на то что за возврат выборов высказались губернатор Сергей Левченко и уполномоченный по правам человека в регионе Валерий Лукин, депутаты от «ЕР» посчитали, что инициатива нарушила тезисы Конституционного суда РФ, которые гласят, что такие решения принимаются в согласованном с муниципальной властью виде. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников и Дума города выступили против.
«Год назад, в декабре 2014 года, в результате политического сговора руками партии «Единая Россия» Иркутск лишился права избирать всенародным голосованием своего мэра, – заявил автор инициативы депутат ЗС Владимир Матиенко на сессии 16 декабря. – Многие иркутяне ещё потом долгие месяцы об этом не знали. А когда узнали, естественно, было поздно. Самое главное, как показывают различные опросы и срезы, большинство жителей Иркутска за прямые выборы. Наш город с достаточно высокой гражданской позицией и имеет право выбирать себе мэра».
Законопроект Матиенко внёс в июне нынешнего года. Сам депутат заявил, что сделал это «при большой поддержке иркутян» и многие горожане ему говорили о том, что прямые выборы мэра нужно вернуть. Сначала депутату заявили, что законопроект не может быть рассмотрен, потому что нужно его всестороннее обсуждение, потом дожидались заключения губернатора Сергея Ерощенко, а после проект решено было отложить до решения Конституционного суда РФ, которое было озвучено 1 декабря нынешнего года. Наконец проект был вынесен на сессию ЗС 16 декабря.
По мнению Владимира Матиенко, недавно прошедшие выборы губернатора Иркутской области говорят о том, что иркутяне способны высказать свои предпочтения. «Избирателям в городе было хорошо известно, что Сергей Георгиевич Левченко настаивал на возвращении прямых выборов мэра Иркутска, – сказал Матиенко. – Мне кажется, вот это обстоятельство в достаточно серьёзной степени повлияло на результаты голосования в областном центре. Для меня и для очень многих иркутян важно, что губернатор подтвердил свою позицию и сейчас». Матиенко подчеркнул: примет ли Заксобрание его законодательную инициативу или отвергнет, мэр Иркутска Дмитрий Бердников будет работать тот срок, который ему определён законом, – 5 лет до 2020 года. «У меня самого сложились с Бердниковым достаточно деловые отношения, мы обсуждаем, как должен развиваться Иркутск, – сказал Матиенко. – Если кто-то говорит о каких-то рисках после принятия данного закона, то я не вижу здесь никаких предпосылок. Мэр будет работать».
По мнению Владимира Матиенко, сторонники сохранения существующего положения «не хотят опираться на волю большинства жителей города, стремятся пренебречь мнением иркутян». Депутат напомнил, что прямые выборы есть в Братске, Усть-Илимске, Ангарске, Усолье-Сибирском. «А чем же провинился Иркутск? Почему жители областного центра недостойны выбирать мэра в ходе прямых выборов? – задаётся вопросом Матиенко. – Почему именно здесь, в городе с богатейшей историей, с достаточно развитым гражданским обществом, вдруг люди якобы не готовы к выборам?»
Коллегу поддержали коммунисты. «Мы, по сути, делегировали депутатам полномочия, от которых никто из жителей Иркутска не отказывался, – сказал депутат ЗС Сергей Бренюк. – Этот политический шаг, я думаю, был ошибочным. А в России менталитет такой, что люди ценят в первую очередь своё право выбирать первое лицо – в государстве, в области, в городе. Об этом надо помнить и граждан в этом отношении уважать. Решения лишить граждан права выбирать напрямую, как правило, принимаются в течение нескольких часов, а вот возврат прямых выборов в том же Ангарске длился не один год», – напомнил Бренюк.
«Отмена любых выборов – это позор для общества, это проявление неуважения власти к людям, какими бы рациональными мотивами отмена выборов ни оправдывалась», – заявил уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин. Однако ему возразил автор законопроекта об отмене прямых выборов мэра Андрей Лабыгин. «Мы с правовым нигилизмом должны заканчивать, особенно на уровне уполномоченного по правам человека, популизм – он очень близок к нигилизму», – пожурил Лукина Лабыгин, заметив, что за сторонниками возврата прямых выборов стоит некий «народ», а за сторонниками сохранения нынешнего положения вещей – муниципальная власть и решение Конституционного суда РФ.
Остальные депутаты также в разных формах отстаивали точку зрения о «неконституционности и преждевременности» возврата иркутянам прямых выборов мэра. Председатель комитета по госстроительству Борис Алексеев обратил внимание Матиенко на его собственную пояснительную записку к законопроекту, где тот отмечал «низкую легитимность» мэра Иркутска, который «не пользуется доверием широких масс населения». «Это как-то противоречит вашим словам, что вы готовы открывать с ним и детские сады, и всё остальное», – заметил Алексеев. Владимир Матиенко пояснил, что записка писалась в мае 2015-го и тогда не было решения Конституционного суда РФ о том, что мэр Бердников работает легитимно. «Сейчас он работает легитимно, и я работаю с ним дружно на благо иркутян», – заявил Матиенко.
Депутат Олег Тюменев заметил «грамматические» и «политические» ошибки в речи коллеги Матиенко: «Вы сказали в своём выступлении, что у нас идёт война с Сирией. У нас войны с Сирией нет, у нас идут военные действия на территории Сирии». «Я привёл дословно слова депутата Заксобрания от партии «Единая Россия» Анастасии Олеговны Егоровой, которая говорила об этом на комитете у Бориса Григорьевича Алексеева. Я говорил о том, что эти аргументы несерьёзные и их нельзя приводить, тем более в публичной плоскости, сидело там очень много журналистов, а она говорила такие вещи», – сказал в ответ Матиенко. На сессии Егоровой не было, и её взгляды на то, где идёт война, депутаты не услышали.
«Демократию можно поддерживать на уровне депутатских корпусов, – заявил депутат Анатолий Дубас. – Здесь можно выбирать как угодно, по какой угодно схеме от деревни и до самой Государственной Думы. А исполнительная власть – это не балаболы, это те люди, которые должны принимать решения». Коллегу поддержал депутат от ЛДПР Олег Кузнецов, который считает, что решение о новой форме избрания градоначальника надо принимать, когда нынешний мэр отработает весь свой срок и отчитается. Кузнецов покритиковал губернатора: «На мой взгляд, сегодняшняя ситуация говорит о том, что губернатор не может взять под контроль проблемы, которые встают перед нами, либо Владимир Александрович Матиенко затеял очередную свою спецоперацию».
Депутат Борис Алексеев заявил, что федеральный законодатель действительно дал регионам право выбирать способ формирования местной власти по пяти моделям. «Но ведь законодатель определил и уважительное отношение к представительным органам власти, к населению этих наших муниципальных образований, которые представляют депутаты, – с улыбкой заметил Алексеев. – И на основании этого, исходя из посыла от депутатов городской Думы, и приняли этот законопроект». Алексеев напомнил, что уже продолжительное время Дума и мэр Иркутска продуктивно работают, правомерность решения подтвердил и Конституционный суд РФ. «Иркутск является административно-политическим центром региона, где сосредоточена власть во всех её ветвях и проявлениях», – сказал Алексеев. Он отметил, что предыдущий закон об отмене прямых выборов мэра в Иркутске был согласован с местной властью, а вот законопроект Матиенко – нет. Напомним, мэр и Дума Иркутска заявили о «преждевременности и нецелесообразности» рассмотрения инициативы Матиенко. А Конституционный суд РФ как раз указывает на необходимость «широкой политической дискуссии» с местными властями и выработки согласованного мнения.
«Не хотелось бы, чтобы мы площадку Заксобрания превращали в политическую сцену, – заметил депутат Александр Балабанов. – Если вы говорите, что ваша поправка вступит в силу через пять лет, то чего мы будем торопиться и политизировать эту тему в преддверии выборов в Госдуму?» По мнению депутата, такое поведение является «несолидным».
На сессии возник забавный пассаж. Единственным из фракции «ЕР», кто был за законопроект Матиенко, оказался Александр Лобанов. Но и в числе 29 депутатов, проголосовавших против законопроекта, – представитель «Гражданской платформы» Владимир Чеботарёв. Ни в «Единой России», ни сам Лобанов вчера не были готовы комментировать возникшую коллизию. В свою очередь Владимир Матиенко, говоря от лица «Гражданской платформы», заявил, что никаких репрессий в отношении Чеботарёва предпринято не будет, голосование по этому вопросу было свободным. За законопроект было отдано 8 голосов. Кроме Лобанова, это Сергей Бренюк, Роман Габов, Эдуард Дикунов, Владимир Матиенко, Ольга Носенко, Илья Сумароков и Михаил Щапов.