Моё путешествие на Алтай…
В июле я взяла тайм-аут в садово-огородной деятельности, чтобы навестить своих кровных родных, поклониться дорогим могилам, окунуться в целебные воды озера Яровое.
Путешествие на автомобиле составило более двух тысяч километров по различным зонам Западной Сибири. Это горный и степной Алтай, Горная Шория, где до сих пор ищут снежного человека, Салаир, где Аман Тулеев поставил часовню на целебном источнике, Кузнецкая котловина, города на Оби.
В детстве и юности я прошла пешком по этим местам сначала по туристским тропам, маршрутам летней полевой практики, а затем по трассам будущих автомобильных и железных промышленных дорог. Всем, кто помог мне в этом путешествии, огромная благодарность.
На что обратила внимание: раньше пригороды пустовали, так как все леса вокруг были вырублены в период сталинских пятилеток, когда проходили великие стройки шахт, заводов. Теперь все угодья и неугодья заняты рукотворными садами и огородами. Захотелось узнать, что и как выращивают местные жители. На юге Западной Сибири климат тоже считается резко континентальным, но его резкость несколько сглажена – летом ночи намного теплее, чем у нас.
То, что я увидела, посетив 5–7 участков, не очень меня впечатлило. Может, мне просто не повезло, пусть простят их владельцы. Очень мало на участках плодовых деревьев, да и те своих имён не имеют, в лучшем случае называют садоводы сроки созревания, вкус. С кустарниками та же история. Посадки в основном старые, перешедшие по наследству, тут уж не до сортов. С овощами проще: гряды с луками, чесноками, морковью выглядят роскошно. Много капусты разной, репы, редьки, салатов.
В теплицах – томаты, перцы, баклажаны. Много этих культур растёт в открытом грунте, без каких-либо укрытий. На Алтае, у моей племянницы Людмилы даже высокорослые томаты растут без укрытий – от неё у меня сорт Алтайский гигант. Вот где сказалась выгода тёплых ночей. Выждав сроки, когда минует угроза возвратных заморозков, в открытый грунт высаживают все паслёновые, огурцы, бахчевые.
Как и у нас, к великому сожалению, в большинстве теплиц геометрия гряд простая: две широкие гряды с дорожкой по центральной оси. Преступная безграмотность. Самое комфортное место, где бы могли расти высокорослые томаты, человек отвёл для себя, не осознавая этого. Собственно, ради высокорослых урожайных томатов мы и возводим не очень-то дешёвые сооружения. Это же так просто: узкие (до 50 см) гряды вдоль стен, две дорожки и широкая гряда по центру с двумя рядами посадок. К каждому ряду, к каждому растению свободный доступ воздуха, света, возможность осмотра, пасынкования, общения, которое томаты очень любят и ценят.
Набор сортов томатов невелик, широко используются гибриды. И главное объяснение при этом – гибриды не болеют. О разнице по вкусу сортовых и гибридных томатов никто не задумывался: томаты и томаты. В основном растут круглые не очень крупные плоды, реже – сердцевидные, которые здесь называют просто Бычье сердце, как и садовую землянику – Виктория.
Был конец июля. Под крышей теплицы – шатёр непасынкованных томатов. Растут и растут. Себе хватает, и ладно. Опять же преступная халатность. Не все так поступают.
На сельских рынках вдоль дорог цены на овощи довольно высокие: за 1 кг томатов 250–300 рублей, чаще три плода – 100 рублей. Спрос велик – с машин всё это довольно быстро раскупается. Покупали и мы: у моих родных в городе нет садовых участков. Представляете моё состояние вины перед ними, что я не могу их накормить своими томатами. Что-то надо делать!
Только одна усадьба в селе Сосновка отличалась от многих. Двухэтажный кирпичный дом со всеми удобствами, и участок в 15 соток, спланированный по всем правилам. Чётко разделены сад и огород. Каждое дерево, куст имеют сортовую известность, приобретены недавно, но уже плодоносят. Всё элитное, крупное, урожайное.
Теплица с томатами тоже особенная: по всей площади по схеме 70х70 см расставлены пятилитровые баллоны из-под воды, томаты высотой 1,5–1,7 м усыпаны плодами разной спелости. Здесь всё своё, авторское – сроки, технология. Всё как надо, грамотно, с любовью.
Огромный труд. Хозяйка слишком занята была, не удалось поговорить подробно. Да и мы торопились.
Не могу не рассказать ещё об одном событии, свидетелем которого оказалась. Сначала просмотрела видеозапись: молодой мужчина, представляясь, с трудом произносит своё имя, корчась от судорог. Пройдя курс, Илья (так зовут мужчину) спокойно, чуть замедленно произносит: «Дамы и господа!» И далее рассказывает на изысканном русском языке, как он избавился от заикания. И таких уже несколько человек: ученик из Братска, инженер из Красноярска, директор сети ресторанов из Новокузнецка, геолог из Прокопьевска и др. И до сих пор не верят, что произошло чудо. Видела радость молодых людей, видела счастливые слёзы их родителей. Сама плакала вместе с ними. Вдвойне рада, что делает это чудо моя любимая племянница Татьяна, которая прошла курс обучения в Москве по единственной в мире методике и имеет право это делать. И я горжусь ею.
Сколько хороших людей я встретила в пути. Удивительные люди живут в Сибири: работящие, общительные, добрые, талантливые, красивые, щедрые, – наверное, в этом сила России.
А ещё сколько берёз довелось увидеть, стройных, пониклых, одиночных, в околках, в массивах. Поистине край берёзовый, бесконечный край.
Мой сад дождался меня в полном здравии. И как не вспомнить простую русскую пословицу: «Без хорошего соседа, что без помойного ведра – не обойтись». Уж куда образнее.
Вот таким было моё лето 2015 года.