Контроль круглые сутки
В канун Дня энергетика корреспонденты «СЭ» познакомились с работой оперативного персонала Ново-Иркутской ТЭЦ
Каждое утро в 7 часов 15 минут через турникеты проходной Ново-Иркутской ТЭЦ проходит группа людей. У непосвящённого человека, глядя на них, возникнет резонный вопрос: чем они так отличаются от другого персонала станции, если их привозят на работу раньше всех на специальном транспорте? Ведь всего через 30 минут к проходной подойдёт более десятка автобусов с остальными специалистами станции. Это оперативный персонал, или, как просто говорят энергетики, оперативники, вахта.
Вот уже на протяжении 40 лет оперативный персонал станции, как и её оборудование, находится в беспрерывном цикле производства тепловой и электрической энергии. В среду, 15 декабря, мы пришли в гости к тем, кто отвечает за работу ТЭЦ. Вахта длится 12 часов – с 8.00 до 20.00. Сегодня дежурит вторая смена. В большом помещении с десятком мониторов, многочисленными датчиками, рычагами, кнопками, мигающими лампочками нас встречает начальник смены станции Геннадий Маньков. «Спокойный, уверенный, рассудительный человек, знающий о жизни и людях многое» – так его характеризуют коллеги. Большой энергетике Геннадий Александрович посвятил 40 лет своей жизни, 23 из них работает начальником смены станции.
«Станция работает в штатном режиме, график тепловой и электрической нагрузки выдерживается без отклонений. Замечаний по работе оборудования нет. В смене 54 человека, все на рабочих местах», – лаконично описывает он текущую обстановку. Такой короткий и ёмкий доклад наводит на мысль о рапорте военнослужащего.
Задаём вопрос: с чего начинается рабочий день, с чая или кофе? Наш юмор оценивается доброй улыбкой.
– В работу включаемся ещё до прибытия на станцию. По внешним признакам определяю, как работает станция. Это сделать достаточно просто по скоплению вагонов с углём на станции Кая, объёму и цвету дымовых газов из труб, интенсивности испарения в градирнях, наличию или отсутствию парения над главным корпусом, звуковому фону и ряду других признаков. Переживаю, если на какой-либо остановке не вошёл в автобус работник смены.
Далее очень важный этап – это приёмка смены, на неё отведено немного времени, всего полчаса. Объём поступающей информации, который необходимо усвоить, проанализировать, дать указания, запросить дополнительную информацию, очень велик. И когда в 8.00 объявляешь по громкоговорящей связи: «Вахте № 2 смену принять», – без пафоса осознаёшь всю полноту ответственности, свою и других членов вахты. А первая кружка чая в 9.30, если повезёт, – с улыбкой рассказывает Геннадий Александрович.
За соседним столом рабочее место начальника смены электроцеха Михаила Хиревича. Электрик с большим стажем (в профессии уже четверть века), опытнейший наставник, он не только отлично знает оборудование электроцеха, но и хорошо ориентируется в оборудовании других цехов, можно сказать, правая рука начальника смены станции. «Характер твёрдый, даже категоричный», – предупреждают нас коллеги.
Спрашиваем о настроении, о работе – чем она интересна и чего хочется, много ли свободного времени в течение смены. Получаем сразу же ответ на некорректный вопрос: «Моё свободное время наступит сегодня после 20.00, если, конечно, не дай бог (стучит костяшками пальцев по столу. – Авт.) ничего не произойдёт. Настроение рабочее, в нашей специфике эмоции недопустимы, ценой ошибки может быть жизнь, своя или другого человека. Работа интересна своей сложностью, ответственностью и общением с коллективом единомышленников. Хочется спокойных смен, без аварий и отключений. Хочется, чтобы наш труд уважался, достойно оценивался и оплачивался. И ещё хочется поздравить всех коллег с наступающими праздниками – Днём энергетика и Новым годом – и пожелать всего наилучшего».
Основательно поговорить не получается: оперативников от работы отрывать надолго не рекомендуется. Впрочем, даже во время беседы они постоянно поглядывают на мониторы, на которых изображение, кажется, и не меняется. Такая стабильность – лучший показатель.
«Времени на раздумья нет»
Проходим через машинный зал на групповой щит управления котлов и турбин (ГРЩУ) № 1, всего их на станции четыре. Шум от работающих турбоагрегатов неимоверный, и хочется скорее в защищённое помещение. Но даже двойные современные двери не отделили нас от шума – монотонный гул всё же слышно. «Да разве это громко? Мы уже и привыкли к такому фону», – смеётся машинист ЦТЩУ котлами Игорь Шмыков.
У него в управлении два котла паропроизводительностью 420 т/ч каждый. Стаж работы по меркам предыдущих собеседников небольшой – семь лет. Перед ним девять мониторов, половина сейчас не работают – первый котёл остановлен. «Так что мне сегодня легче работать, чем обычно, можно и поговорить», – с улыбкой добавляет Игорь. На мониторах отражаются показатели работы второго котла. Наш собеседник управляет им с помощью компьютерной мыши. Неожиданно наше знакомство прерывает звуковой сигнал. Игорь отточенными движениями быстро исправляет ситуацию.
– Весь день в напряжении, не отрываясь от монитора. Дома, наверное, ни на телевизор, ни на компьютер смотреть не хочется?
– Конечно, сложная работа. Главное, чтобы при нештатной ситуации руки не дрожали. Все устройства управления котлом находятся в автоматическом режиме, но бывают случаи, когда АСУ снимает устройство с автоматики. В такой ситуации приходится реагировать мгновенно, время работает против нас. Что касается мониторов, здесь нет больших проблем, для управления котлом в стационарном режиме достаточно и двух мониторов. Умение правильно акцентировать внимание и постоянный анализ параметров работы котла позволяют своевременно отреагировать практически на большинство изменений. И расслабиться тоже можно, только как это сделать? Мы же всегда в ожидании нештатной ситуации и постоянно прокручиваем варианты наших действий. Особенно тяжело находиться в постоянном сосредоточении в ночную смену, – говорит Игорь Шмыков. – А дома, действительно, первое время от экранов буквально воротит.
За соседним рабочим столом – машинист ЦТЩУ турбинами Денис Махоткин. Он с коллегами отвечает за управление не только двумя турбоагрегатами, но и большинством общестанционных систем и гидравлическим режимом всех магистралей тепловой сети. Денис пояснил, что на обед оперативники ходят по очереди, подменяя друг друга.
– У нас ненормированный график. Бывает, придёшь в столовую, а там всё самое вкусное уже съели, – шутит Денис. – А вообще дружные посиделки у нас за обедом не приняты. Вот во внеурочное время мы встречаемся, отдыхаем коллективом.
По словам Алексея, специфика работы энергетиком накладывает свой отпечаток. Например, накануне начала отопительного сезона практически каждый знакомый, плохо представляющий его работу, обязательно интересуется, когда же потеплеют батареи дома.
Перемены – к лучшему
Машиниста центрального теплового щита управления котлами Алексея Широгова коллеги по-доброму называют мамонтом. Он оперативник с 1987 года. Помнит, когда только переходили с больших щитов автоматики на мониторы и компьютерные мышки. Перемены давались с трудом, но, уверен Алексей, они оправдали себя. Теперь оперативники лучше владеют ситуацией, быстрее реагируют на малейшие изменения показателей.
Старший машинист ТЦ Сергей Тричев подойти к нам на встречу не смог – не удалось подмениться. Зато пришёл его младший брат Андрей. Он трудится на станции всего чуть больше года.
– В ноябре прошлого года я слесарем работал здесь же на станции. Через полгода перешёл в турбинный цех. Здесь интереснее, но и сложнее. Приходишь на работу с чувством ответственности, уходишь с чувством выполненного долга, – серьёзно рассказывает Андрей. – Только первое время было тяжело привыкать к новому графику жизни. Смотрю на тех, кто здесь много лет отработал, и даже мысли нет профессию менять.
Машинист-обходчик котельного оборудования четвёртого разряда Денис Антипин на станции работает и того меньше – всего два с половиной месяца. «Не поверите, меня же первую неделю ни к какому оборудованию не подпускали! Но я и не жаловался. Здесь же высокая ответственность. Ошибка обойдётся дорого, и заплатит каждый житель города – отсутствием тепла», – добавляет Денис.
Мы посетили остальные щиты управления котлами и турбинами, пообщались с замечательными людьми, все они разные по возрасту, по характеру, по мировоззрению, но всех их объединяет одно – высокая ответственность, профессионализм, стремление к совершенствованию и желание работать и получать от этого удовлетворение.
Технический директор станции Юрий Матлашевский, сопровождая нас, дал краткую характеристику многим работникам вахты № 2 и попросил упомянуть в нашей статье о работниках, чей стаж исчисляется десятилетиями, и поблагодарить их за труд.
– В первую очередь хочется отметить старейших наших работников: начальников смены Георгия Цыгипа, Евгения Долгушеина, Любовь Витунову, машиниста центрального теплового щита управления котлами Дмитрия Торбеева, электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций Сергея Небогина, моториста автоматизированной топливоподачи Светлану Мациевскую.
В объёме одной статьи не уместить имена всех, не менее заслуженных, работников всех вахт Ново-Иркутской ТЭЦ. Тем не менее редакция «Сибирского энергетика» также благодарит вас и поздравляет с профессиональным праздником.
Редакция «СЭ» благодарит Юрия Матлашевского за помощь в подготовке материала