В ожидании большой кометы
В процессе подготовки этой заметки выяснилось: я ужасно мало читаю. Чем-то другим объяснить тот факт, что в ответ на просьбу вспомнить любимую книгу в голове только и мелькает список школьной литературы и университетская программа, не получилось. Оправдание «я больше стихи люблю» вообще выглядит жалко и неоригинально: будто бы откроешь для кого-то Америку, вспомнив волшебную лирику Пастернака.
Тогда я начала перебирать книги, которые мне читали в детстве. Но и тут на старуху случилась проруха – ничего кроме сказок Пушкина и «Вредных советов» Остера не придумалось. Хотя чего уж спорить – последние до сих пор оказывают своё «тлетворное» влияние на неокрепшую психику. В итоге, окончательно признавшись в своей ограниченности, взрослая девочка Юля начала ныть, насколько всё плохо: телефон не работает, хочется в отпуск, а снег за окном идёт «какой-то странный». «Побуду немножко Ондатром», – решила я. Эта светлая мысль в итоге спасла от полного фиаско – просто так этот герой сказок Туве Янссон не вспомнится.
Впервые сборник сказок про муми-троллей у меня появился лет в пять. И тогда из всей книги самое большое впечатление произвели иллюстрации – настолько красивыми казались нарисованные там бегемоты. То, что обитатели Мумидола вовсе не бегемоты, выяснилось позже, но это уже никак не повлияло на мою нежную любовь к этим шведским существам, которые похожи на маленьких взрослых. Говорят, что мама троллей, скандинавская писательница Туве Янссон, до последних дней жизни напоминала девочку-подростка: может быть, в этом и кроется секрет её удивительных книг, которые нужно перечитывать после того, как повзрослел. Они, как и другие великие литературные произведения, помогают понять реальность и лучше узнать себя.
Сейчас мы все живём в непростое время. Кажется, надвигается что-то грандиозное и даже страшное. Люди ведут себя, как муми-тролли, которые ждали столкновения с кометой. Но они пережили это нервное время, победив свой страх. Нам есть чему у них поучиться. В конце концов, обычно после тяжёлого времени наступает что-то интересное. И совершенно неважно, будет это шляпа волшебника или новые перспективы.