издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ископаемый тормоз, возобновляемый газ

«Рост экономики требует ресурсов, в первую очередь энергетических», – таков постулат, на котором строятся практически все прогнозы мирового развития на ближайшие десятилетия. Европа демонстрирует своим примером: повышению ВВП соответствует прибавка в потреблении природного газа. Но обратной зависимости не обнаруживается, так что при увеличении спроса на ископаемое топливо экономическое развитие, напротив, замедляется. О том, почему так происходит, рассказал на открытой лекции в Институте математики, экономики и информатики Иркутского государственного университета профессор Карлова университета в Праге, проректор Пражского университета общественных и гуманитарных наук Вадим Стрелковский, по совместительству – главный редактор журналов Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics и International Economics Letters.

Сама тема выступления – «Экономика энергетики» – намекала, что речь пойдёт о неких общих теоретических вещах. Изучив биографию учёного, приехавшего в Иркутск, можно было лишь  утвердиться в этом мнении: Стрелковский принимал участие во многих исследованиях, касающихся, среди прочего, российского энергетического рынка. Однако выступление он решил посвятить весьма актуальной теме – взаимозависимости импорта природного газа и развития экономики Европы. «Одна из лучших статей, которые у меня были, возникла благодаря магистерской работе, которую я писал вместе со студентом, приехавшим из России и учившимся у нас, – объяснил профессор Карлова университета в Праге. – Исследование, в принципе, не очень сложное, но оно сделано так, как надо, чтобы его опубликовали в журнале. Есть определённые правила – если разобраться, у вас делают и более интересные вещи, – но здесь важно всё правильно оформить и красиво написать». Ещё одна особенность публикаций за рубежом – их авторы не раскрывают всю методику исследований, так что если вслед за ними повторить те же действия с теми  же данными, которыми они пользовались, можно получить иной результат. 

Кривая вывезет

К слову, сам Стрелковский, работая вместе с Сергеем Балицким с факультета социальных наук Карлова университета в Праге и Юрием Биланом с факультета экономических наук и менеджмента Щецинского университета, пришёл, опираясь на общедоступные данные Всемирного банка, Международного валютного фонда и других организаций, к весьма любопытным выводам. Базовая предпосылка: природный газ играет очень важную роль в экономике Европейского Союза. Как сообщает Евростат, в 2013 году степень зависимости 28 стран ЕС от него составляла 65,2% – такова доля импортируемого сырья. Впрочем, есть две страны-экспортёра – Дания и Нидерланды. Кроме того, газ на продажу за рубежом поставляет Норвегия, но она не входит в состав ЕС. А на Мальте и Кипре, к примеру, его не используют вовсе, поэтому они совершенно не зависят от поставок «голубого топлива». При этом степень зависимости Евросоюза в целом выросла почти на четверть: в 2003 году она составляла 52%. 

Оксфордский институт энергетических исследований приводит не менее любопытную статистику: за последние четыре десятка лет доля газа в общем объёме поставок  первичных энергоресурсов увеличилась более чем в два раза. Если в семидесятых годах прошлого века она составляла около 10%, то в 2012 году достигла 24%. Среди тех стран, которые его импортируют, природный газ играет ключевую роль прежде всего в Италии, где за счёт него три года назад производили 38,7% первичной энергии. В Венгрии тот же показатель в 2012 году составил 35,6%, а в Великобритании – 34,5%. При этом, отметил Стрелков­ский, в Италии в 2011-2012 годах потребление природного газа снижалось, тогда как в Германии, где из него производят 22% первичной энергии, оно, напротив, росло. 

Что касается ключевых стран-поставщиков, то первое место, если не считать торговлю между государствами Евросоюза, по итогам 2012-2013 годов заняла Норвегия. На её долю пришлось 23,8% импорта природного газа в ЕС. Россия заняла второе место: 17,5%. На третьем – Катар (7,1%), на четвёртом – Алжир (6%). В отчётности Евростата, по всей вероятности, поставки внутри ЕС учтены: согласно ей, в 2012 году на долю России приходилось 32% импорта. Норвегия отстала незначительно – 31,3% поставок. При этом её доля по сравнению с 2002 годом увеличилась на 5,2 процентного пункта, тогда как степень зависимости от российского газа снизилась почти на треть (с 45,2%). Сократились поставки из Алжира: если в 2002 году на них приходились 21,1% импорта газа в Европейский союз, то в 2012 году – 13,5%. Зато Катар увеличил свою долю более чем в девять раз с 0,9% до 8,4%. 

Евростат констатирует: за 18 лет (с 1994 по 2012 годы) импорт газа в страны ЕС удвоился и достиг 14,5 миллиона тераджоулей (около 372 млрд кубометров), однако в 2011 и 2012 годах наметилась тенденция к его снижению. Стрелковский с коллегами в статье в издании Journal of security and sustainability issues добавляют: на пике экономического кризиса 2008-2009 годов оно существенно сократилось, но затем резко возросло, вернувшись на прежний уровень. Однако в 2010–2012 годах последовал ещё больший спад. «Есть так называемая [экологическая] кривая Кузнеца, которая показывает, что в обществе, где идёт экономическое развитие, растёт потребление энергии и загрязнение [окружающей среды], как мы это видим в Китае, – заметил проректор Пражского университета общественных и гуманитарных наук. – А потом происходит какой-то момент, когда кривая идёт вниз – люди аккумулируют какой-то капитал, начинают заботиться об экологии». Действительно, доля энергии, полученной из возобновляемых источников, в общем объёме потребления в странах Европейского союза только с 1990 по 2012 годы возросла с 4% до 11%. Причём в 2012 году, когда, к примеру, сокращалось потребление нефти, ВИЭ находились на подъёме. 

Объём потребления природного газа в Европейском Союзе меняется из года в год. Например, в 2012 году речь шла примерно о 16,5 млн ТДж, то есть 423 млрд куб. м. В следующем году, сообщает Евростат, последовал рост до 17,96 млн ТДж, что в пересчёте даёт около 460,5 млрд куб. м. А 2014 год был ознаменован новым спадом: 16,04 млн ТДж, или 411 млрд кубометров. При этом ПАО «Газпром» поставило в страны ЕС 121,3 млрд кубометров. Если в прошлом году российская компания по объёмам экспорта опережала норвежских производителей, то в 2015 году им пришлось поменяться местами. При этом потребление природного газа в Евросоюзе растёт: 10,9 млн ТДж в июне–августе 2015 года против 10,17 млн ТДж за восемь месяцев 2014 года. 

Энергия развития

Спрос на энергоресурсы рос параллельно со стабильным увеличением валового регионального продукта вплоть до 2008 года. Первая волна экономического кризиса, разразившегося семь лет назад, из всех стран ЕС, расчёты по которым привёл Стрелковский, обошла стороной только Мальту и Португалию. Согласно данным Евростата, в первом государстве ВВП чуть-чуть вырос, во втором – незначительно сократился. Официальные статистики также учитывают Болгарию, где валовой внутренний продукт в 2009 году составил 37,245 млрд евро – на 128 млн евро меньше, чем в 2008 году. При этом в пересчёте на душу населения он остался неизменным – 4900 евро. 

От первой волны кризиса Евросоюз оправился к 2011 году, после которого ВВП рос стабильно практически во всех его странах за исключением Греции, Хорватии и Чехии. Если брать всё объединение из 28 государств, то в 2008 году его ВПП составлял почти 12,996 трлн евро, который в 2009 году снизился 12,256 трлн евро, а в 2010 году вырос почти до 12,795 трлн евро. Показатель 2011 года – 13,181 трлн евро, 2014 года – 13,958 трлн евро. Цифры по паритету покупательной способности сопоставимы, рост произошёл и в пересчёте на душу населения: 25,9 тыс. евро в 2008 году, 26 тыс. евро в 2011 и 27,4 тыс. евро в 2014 году. 

Но какой бы ни была статистика в части экономики, энергетической эффективности и спроса на ресурсы вместе с их предложением, команду исследователей интересовал другой вопрос: какова взаимосвязь между потреблением природного газа и экономическим развитием? Не вдаваясь в тонкости моделей, которыми они пользовались в своих расчётах, заметим, что результаты оказались несколько неожиданными. Между ростом экономики и спросом на газ газа есть положительная связь: прибавке в 1% ВВП соответствует рост потребления сырья на 0,15%. Однако увеличение объёмов потребления «голубого топлива», напротив, означает замедление экономического развития: 1% соответствует спаду ВВП на 0,02%. Подобный вывод подтверждают и расчёты других исследователей. Они также показывают, что повышенный спрос на ископаемое топливо означает стагнацию экономики или даже её спад. «Тут просматривается аналогия с кривой Кузнеца: если мы потребляем то, что загрязняет окружающую среду, это сокращает экономический рост, – резюмирует Стрелковский. – Активное использование возобновляемых источников энергии, напротив, ускоряет экономическое развитие». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры