Выработаны рекомендации для решения возникающих при предоставлении жилья детям-сиротам проблем
В Законодательном Собрании Иркутской области состоялся круглый стол по вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Участие в работе приняли депутаты ЗакСобрания, члены Общественной палаты Иркутской области, представители регионального правительства и представители Ассоциации муниципальных образований. Как сообщила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗакСобрания Ирина Синцова, несмотря на активную работу по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, количество нуждающихся в жилье детей-сирот ежегодно увеличивается, а качество сдаваемого жилья оставляет желать лучшего.
«Оказание мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это приоритет государственной политики, — подчеркнула Ирина Синцова. — На сегодняшний день число нуждающихся составляет более 11 тысяч человек. Из них 7 тысяч 800 детей-сирот состоят в списке на получение жилья из специализированного жилищного фонда. Это очень существенная мера поддержки. На эти цели с 2010 года было затрачено более 3 млрд рублей. 2 тысячи 600 детей-сирот в рамках этой программы уже получили жилье».
Иркутская область, по словам Ирины Синцовой, как и Краснодарский край, в числе лидеров среди регионов РФ, где проблема активно решается. Причем именно Иркутская область выступила инициатором решения о предоставлении детям-сиротам нового жилья. Так, уже есть положительные примеры в Свирке и Братске, где детям-сиротам построили и предоставили благоустроенное качественное жилье. Но есть и примеры халатного отношения к этому вопросу. По факту приемки муниципалитетом некачественно построенного жилья в поселке Кутулик Аларского района проводится разбирательство. Благодаря активному вмешательству в процесс депутатов Заксобрания и членов регионального правительства практически все строительные недочеты удалось устранить.
По фактам предоставления некачественного жилья детям-сиротам в Малой Топке Иркутского района Уполномоченному по правам человека в Иркутской области Валерию Лукину поступили жалобы, результатом стало назначение депутатской проверки.
По словам и.о. министра имущественных отношений Иркутской области Александра Курбатова, решение вопроса о предоставлении нового жилья детям-сиротам осложняется наличием пробелов в региональном законодательстве. Так, согласно Закону Иркутской области №164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», детям-сиротам должны предоставлять новое жилье по месту проживания. Однако предоставить новое жилье в северных территориях, где практически не ведется строительство жилья по социальной цене – не выше 34 тысяч 500 рублей за квадратный метр – невозможно. Поэтому в подобных случаях целесообразнее детей-сирот переселить в другие населенные пункты, если будет получено их письменное согласие. Возникают сложности и при формировании списка детей-сирот, нуждающихся в жилье.
По словам начальника управления опеки и попечительства Минсоцразвития Иркутской области Екатерины Михайловой, с 2010 года было принято 1 тысяча 226 судебных решений в пользу детей-сирот с требованием обеспечить их необходимым жильем. В течение пяти лет из областного бюджета ежегодно выделялись средства для исполнения данных решений. В 2015 году на эти цели было направлено почти 300 млн рублей.
Ирина Синцова поинтересовалась, контролируется ли процесс эксплуатации помещений, существуют ли данные, по которым можно сделать выводы о том, как дети-сироты распоряжаются полученным жильем. Представители Минсоцразвития ответили, что ведется постоянный мониторинг за тем, как эксплуатируется жилье и вносятся ли коммунальные платежи. Кроме того, по этим вопросам ведется консультативно-разъяснительная работа. Что же касается реализации права собственности на жилье, по словам представителей министерства, практика показывает, что большая часть помещений, переданных по договорам социального найма, сиротами была приватизирована. Факты перепродажи квартир фиксируются крайне редко.
Как сообщил Александр Курбатов, до конца 2015 года жильем будет обеспечен 641 человек, 290 сирот уже получили квартиры. Ирина Синцова поинтересовалась, как ведется приемка нового жилья. По словам и.о. министра, многое зависит от отношения муниципальных властей к этому вопросу. В большинстве районов проблем с приемкой и дальнейшей эксплуатацией жилья не возникает. В поселке Малая Топка, где местные власти самоустранились от решения вопроса, сегодня ведется депутатская проверка, обсуждают проблемы, связанные с приемкой домов и квартир, переданных сиротам.
По информации Минфина Иркутской области, в проекте регионального бюджета на 2016 года на обеспечение детей-сирот жильем предусмотрено 183 млн рублей. В целом на условиях софинансирования из федерального бюджета на эти цели будет направлено 672 млн рублей. За весь же период с 2010 по 2015 годы на эти цели было затрачено более 3 млрд рублей.
По итогам круглого стола его участниками был разработан ряд рекомендаций. В частности, было предложено рассмотреть возможность строительства жилья в населенных пунктах, расположенных вблизи образовательных центров, где бы сироты могли получать образование и в последующем трудоустраиваться.
По словам депутатов, также необходимо усилить контроль за качеством строительства жилья для детей-сирот и последующего их нормального использования.
«Именно поэтому Минюст сегодня говорит об изменении законодательной базы. Это межведомственная проблема, — подчеркнула Ирина Синцова. — Будем ждать изменений в законодательство или даже нового закона, которые могут позволить решить накопившиеся проблемы».
Депутаты были вынуждены признать, что возможности у властей сократить очередь на предоставление жилья детям-сиротам пока ограничены, так как для этого отсутствует достаточное финансирование. В условиях кризиса вероятность получения дополнительных средств из федерального бюджета низкая. Кроме того, возможности регионального бюджета в настоящее время не позволяют увеличить финансирование на строительство и ввод жилья для детей-сирот.