Основа казны
Проект бюджета области прошёл процедуру публичных слушаний
Правительство Иркутской области готовит антикризисную программу. Этот документ станет основой планирования на следующий год вместо проекта стратегии долгосрочного социально-экономического развития, который исполнительная власть региона должна была внести на рассмотрение Законодательного Собрания области ещё в октябре. Пока же власти Приангарья обсуждают, на что хватит бюджетных денег, а на что нет, без стратегии.
На прошлой неделе в Законодательном Собрании Иркутской области прошли публичные слушания по проекту бюджета на 2016 и плановый период 2017-2018 годов. Первым вопросом, который вызвал дискуссию между представителями исполнительной и законодательной власти, стал доклад исполняющей обязанности министра экономического развития Оксаны Тетериной о прогнозе социально-экономического развития области в 2016 году. Консервативный вариант прозноза, учитывающий влияние внешних негативных тенденций – снижения цен на ресурсы, курсов валют, изменение тарифов монополий, инфляции, контрсанкций – положен в основу проекта бюджета на следующий год. По оценке минэкономразвития, основную долю ВРП по-прежнему будет обеспечивать сырьевой сегмент экономики региона: производство угля, газа и электроэнергии, добыча полезных ископаемых (в первую очередь углеводородов). При этом объёмы добычи останутся примерно на уровне 2014 года. К 2018 году доля добычи сырья снизится, считают в министерстве, и драйвером развития в среднесрочной перспективе станут строительство, промпроизводство и энергетика. Прогнозируемая численность работающих жителей региона к концу 2016 года составит около 975 тыс. человек. Рост инвестиций останется на прежнем уровне – по данным «Интерфакса», в 2015 году правительство ожидает, что предприятия вложат в основной капитал 211,5 млрд рублей (факт 2014 года – 192,5 млрд), а в следующем сумма вырастет на 7,5% до 228,7 млрд рублей.
В прогнозе на следующий год заложен индекс потребительских цен в размере 7%. При этом в проекте бюджета области уровень инфляции принят за 6,4% – такую планку установила федерация и на такой процент будут проиндексированы социальные выплаты, которые подлежат ежегодной индексации, сообщила министр финансов региона Наталия Бояринова.
Однако главу бюджетного комитета Наталью Дикусарову интересовало, по какому документу область будет вести стратегическое планирование на перспективу. В этом году заканчивается действие долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона, и правительство области ставило себе задачу разработать новый документ на период до 2030 года и внести проект стратегии в Заксобрание в октябре – информация об этом есть на официальном сайте областного минэкономразвития. Однако этого не случилось из-за смены руководства региона. «На самом деле такой документ сформирован и прошёл рабочее рассмотрение, – сообщила Оксана Тетерина. – Но из-за того, что у нас новый состав правительства, губернатор обозначил, что будет изменён подход к формированию стратегии, основные направления развития подвергнутся тщательной экспертизе. Будет расширен круг участников формирования самой стратегии». 2016 год станет переходным периодом, говорит Тетерина: для него формируется антикризисная программа и план работы правительства. По закону документ стратегического развития должен быть принят до 1 января 2017 года. А для того чтобы регионы могли с 2017 года перейти на новые документы стратегического планирования, необходимо изменение концептуальных документов на уровне федерации. «На сегодня мы располагаем только одним документом, и он не уточнён – это предыдущий долгосрочный прогноз развития РФ до 2030 года, который был разработан в 2013 году. Сегодняшним реалиям он не отвечает», – продолжает и.о. министра экономического развития. В правительстве ожидают, что в первой половине следующего года федерация подготовит сценарные условия и свой долгосрочный прогноз. «Губернатор поставил задачу, чтобы мы в июне завершили эту работу и внесли документ в Законодательное Собрание», – доложила Оксана Тетерина.
Однако Наталью Дикусарову эти объяснения не удовлетворили: «Коллеги не видят перспективу развития», – подытожила депутат.
Но больше всего вопросов ожидаемо вызвал доклад министра финансов региона Наталии Бояриновой о проекте бюжета. Она повторила сообщение об основных параметрах главного финансового закона региона, представленное неделей раньше на заседании областного правительства. Напомним, доходы бюджета предлагается утвердить в объёме 101,5 млрд рублей, расходы – 108,9 млрд рублей, дефицит составит 7,4 млрд рублей, или 8,5%.
Но участников слушаний интересовали более узкие, но жизненно важные для территорий вопросы. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин поинтересовался, не будет ли снижено финансирование на полёты в Тофаларию. Сумма останется на уровне текущего года – 54,6 млн рублей, сообщила Бояринова.
Вопросы председателя Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Валентины Федосеевой касались оплаты труда работников образования, точнее – индексации ставок и минимального размера оплаты труда. Для тех категорий работников, которые подпадают под «майские указы» президента, индексация не предусмотрена, поскольку изменение их заработной платы зависит от средней зарплаты в регионе, пояснила Наталия Бояринова: «Учитывая рекомендации федерального центра по 2016 году, уровень зарплаты предлагается сохранить на уровне фактически сложившегося номинального размера зарплаты». Однако, по словам Федосеевой, есть категориии работников, средняя зарплата которых не достигает показателей, заложенных в «дорожной карте».
Впрочем, средства на индексацию зарплат технического и вспомогательного персонала, который не попадает под действие указов, в проекте бюджета тоже не предусмотрены, но, по словам министра, правительство в рамках антикризисных мероприятий и изыскания дополнительных источников дохода прорабатывает и этот вопрос.
Сегодня в бюджетной сети региона работают около 46 тысяч человек с зарплатой ниже прожиточного минимума, сообщила министр труда и занятости Наталья Воронцова: «Повышение оплаты для них до прожиточного минимума рассматривается. Стоимость для бюджета – 1,7 млрд рублей. Расчёты представлены губернатору и председателю правительства».
Председатель Думы Усольского района Надежда Глызина обратила внимание на финансирование школьного питания: сейчас областной бюджет тратит на обед для одного ребёнка из малообеспеченной семьи 15 рублей. Увеличение этих расходов до 45 рублей в день рассматривалось, но на это потребуется около 650 млн рублей, таких средств в проекте бюджета на следующий год нет, сказала Наталия Бояринова.
В Бодайбинском районе и Ангарске есть проблемы со строительством школ. Возведение здания для учебного заведения в посёлке Мамакан в бюджет на следующий год заложено (выделено 30 млн рублей, сметная стоимость составит 330–350 млн), однако у председателя Думы Бодайбо и района Елизаветы Бодяло есть сомнения, что стройка будет финансироваться до конца: «30 млн больше нуля, но есть опасения, что при таком темпе финансирования она может превратиться в ещё один долгострой».
Тем более что такой пример – школа в 7-м микрорайоне, которую не могут достроить более двадцати лет – привёл мэр Ангарского МО Сергей Петров. На актуализацию разрешительной документации недавно потратили более 15 млн из местного бюджета, напомнил градоначальник. Однако, по словам Наталии Бояриновой, обе школы – бодайбинскую и ангарскую – правительство планирует включить в федеральную программу «Большая перемена». Но средства по ней ещё не распределены между регионами.
Дороги – ещё одна общая проблема для севера и юга области. Исполняющая обязанности министра строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина сообщила, что в следующем году планируется закончить реконструкцию участков дорог Таксимо – Бодайбо и Таксимо – Кропоткин. Объём дорожного фонда составит 7,8 млрд рублей. В Ангарске, кроме дорог, есть сложности с налогами: из-за объединения пяти муниципалитетов в один АМО недополучит около 523 млн рублей подоходного налога, которые с 2016 года перераспределены в областной бюджет. Сергей Петров предложил вернуть средства на территорию с помощью бюджетных инвестиций. «Мы не говорим о новых объектах, – отметил мэр. – В 2015 году начата реконструкция старого Московского тракта, строительство дошкольного учреждения в 32 микрорайоне. В 2016 году мы не увидели продолжения финансирования этих объектов». По словам Светланы Свиркиной, на дороги в этом году было предусмотрено в областной казне 30 млн рублей, благодаря экономии добавили ещё 57 млн. В ближайшее время пройдут торги на завершение ремонта тракта в следующем году, заверила глава профильного министерства.
В следующем году область сэкономит на программе «100 модельных Домов культуры – Приангарью» – продолжать её пока не планируется. «Но депутаты активно предлагают продолжить реализацию этого проекта и в 2016 году, чтобы дать возможность тем Домам культуры, которые уже вошли в программу, завершить начатые работы. Вопрос рассматривается, решение будет приниматься в рамках поправок ко второму чтению», – сообщила Бояринова. Урезана и сумма на проекты «Народной инициативы» – всего 200 млн рублей на весь регион.
В целом в проекте бюджета на следующий год расходы на образование составляют 32 млрд рублей, здравоохранение – 24 млрд, социальную политику – 20,8 млрд.
На сессии 25 ноября депутаты Заксобрания рассмотрят законопроект в первом чтении.