Закат кредитной эпохи
На 40% меньше кредитов стали брать жители Иркутской области
Есть люди, которые постоянно берут кредиты. Есть люди, которые не берут их никогда. Судя по последней банковской статистике, с начала 2015 года количество тех, кто решил воздержаться от использования заёмных денег, стабильно растёт. Если за девять месяцев 2014 года жители Иркутской области оформили в банках кредитов на общую сумму 124,4 млрд рублей, то за тот же период 2015 года эта цифра составила всего 72,7 млрд. Падение объёмов кредитования уже заставило некоторых высокопоставленных лиц говорить о «масштабном банковском кризисе» в стране. Эксперты тем временем уточняют, что денег у населения меньше не стало, о чём свидетельствует рост объёма вкладов. Вот только желание тратить эти деньги за последний год заметно убавилось. «Конкурент» решил разобраться, чем чревата эта тенденция и каковы истинные масштабы падения спроса на кредиты.
«Не брал, не беру и не планирую»
«Брала, беру и буду брать», – иркутянка Нина Фёдорова говорит, что последние 10 лет время от времени берёт у банков деньги в долг. Сейчас у них с мужем два кредита: три года назад на заёмные средства они купили автомобиль, а прошлой зимой – норковую шубу. Сейчас каждый месяц они выплачивают по этим двум кредитам 14 тыс. рублей. Плюс Инна активно пользуется кредитной картой с лимитом в 105 тыс. рублей, на которую ежемесячно кладёт около 5-6 тыс. рублей. Для семейного бюджета в 70 тыс. рублей общая сумма ежемесячных выплат по кредитам в 20 тыс. рублей, по мнению Инны, не критичная. «Однако в ближайшее время покупать что-то в кредит мы точно не собираемся», – уточняет она.
Вообще людей, предпочитающих консервативную кредитную политику, за последний год стало намного больше. Условно всех их можно разделить на две группы: тех, кто до недавнего времени кредиты брал, но «завязал», и тех, кто и раньше обходился без заёмных средств и сейчас точно не планирует к ним прибегать.
– Не брал, не беру и не планирую, – категорично заявляет иркутский предприниматель Дмитрий. И объясняет, что привык планировать расходы исходя из имеющихся средств. К такой же модели финансового поведения пришла журналист Евгения. По её словам, кредит в своей жизни она оформляла всего один раз.
– В 2013 году, тогда срочно потребовалась небольшая сумма, но взять было негде, – рассказывает она. – Сейчас не беру из принципа: я привыкла рассчитывать на имеющиеся средства, а если на что-то не хватает, проще накопить.
Тенденция, однако
Между тем настрой населения не брать кредиты сильно подпортил настроение банкам. Судя по последней статистике Центрального банка РФ (ЦБ РФ), объём кредитования физических лиц в стране за год просел на 35%, в Сибирском федеральном округе – на 41,6%, в Иркутской области – на 41,5%. В абсолютных цифрах картина получается ещё более впечатляющая. Так, например, в общей сложности население страны с сентября 2014-го оформило меньше кредитов на 2,2 трлн рублей. Жители Приангарья, в свою очередь, взяли у банков в долг на 51,6 млрд рублей меньше: если 1 октября 2014 года сумма выданных населению области кредитов составляла 124,4 млрд рублей, то в 2015 году на ту же дату – всего 72,7 млрд. Интересно, что спад коснулся абсолютно всех категорий кредитов физических лиц – от потребительских до ипотеки. Последней, например, за год в области было выдано меньше на 40%, или 6,2 млрд рублей.
Судя по статистике ЦБ РФ, спад в сфере кредитования начался ещё в 2014 году. Тогда впервые за последние пять лет объём выданных населению займов вместо роста пошёл на снижение. Правда, даже в области по итогам прошлого года оно было незначительным – всего 9%. Впрочем, уже в первые месяцы 2015 года стали понятны истинные масштабы происходящего: в январе объём выдачи кредитов упал на 40%, в феврале – на 45%, в марте-апреле снижение достигло апогея – 47%. И только к июню ситуация начала постепенно выравниваться.
Аналогичная ситуация наблюдается и в соседних с Иркутской областью регионах – где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. В Красноярском крае, например, объёмы кредитования населения сократились лишь на 38%, а в Республике Бурятия, напротив, упали сильнее – на 47%. Параллельно растёт и размер просроченной задолженности по кредитам. В среднем по стране с сентября 2014 года она выросла на 35%, в Иркутской области – на 42%. В общей сложности сейчас на счетах жителей Приангарья числится 18,5 млрд рублей проблемной задолженности, тогда как год назад этот показатель был на 5,5 млрд рублей меньше.
Аппетита нет
Если у ЦБ РФ средние данные по рынку, то в каждом конкретном банке своя картина снижения объёмов кредитования. Так, в банке ВТБ24 рассказали, что за девять месяцев 2015 года выдача кредитов наличными снизилась на 60% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), автокредитов – на 40%, ипотеки – на 53%. Райффайзенбанк, например, и вовсе закрыл линейку автокредитов.
– По итогам трёх кварталов 2015 года портфель розничных кредитов Райффайзенбанка в регионе сократился примерно на 20%, – рассказывает директор регионального центра «Сибирский» АО «Райффайзенбанк» Анна Тихонова. – Но сжатие объёмов потребительского кредитования было ожидаемо и прогнозируемо в текущих экономических условиях, где и банки не готовы раздувать портфели беззалогового кредитования, и клиенты умеряют аппетиты из-за снижения доходов. Впрочем, в период экономической турбулентности основная цель ведущих участников рынка – сохранить качество кредитного портфеля. Сейчас задача по наращиванию объёмов кредитования уходит на второй план.
При этом падение спроса на кредиты представители рынка связывают не только со снижением доходов населения и непростой экономической ситуацией в стране, но и с изменениями финансового поведения потребителей.
– У людей растёт страх потери работы и снижения уровня заработка, поэтому новые кредитные обязательства брать на себя иркутяне не спешат, – объясняет пресс-секретарь банка ВТБ24 по СФО Лариса Кузнецова. – К тому же с конца 2014 года все мы видели, что происходило с ключевой ставкой ЦБ РФ. Ставки по депозитам росли, но одновременно существенно выросли и ставки по кредитам, что сделало их менее доступными для населения. В конце весны процесс пошёл в обратном направлении: снижение ставок коснулось практически всех видов кредитования. В итоге спрос на кредитные продукты постепенно возобновляется, но, конечно, этот процесс идёт далеко не теми темпами, как это происходило в предшествующие годы бурного роста кредитных выдач. Однако для сегодняшнего рынка это вполне нормальная ситуация, отражающая реальное положение дел.
Банки тем временем вынуждены искать другие пути поддержания доходности бизнеса, например, за счёт предложения клиентам дополнительных услуг. «На днях переоформляла кредит, – приводит недавний пример сотрудница одной из иркутских команий Юлия, – за это время сначала один менеджер рассказывал мне об обязательном страховании жизни, здоровья и от потери работы. Следом другой специалист предлагал застраховать кредитную карту от мошенников, а заодно перевести мои пенсионные накопления в их управляющую компанию. Попросила не отвлекаться от темы».
«Замкнутый круг» и осторожный оптимизм
Интересно, что, несмотря на существенное снижение спроса на кредиты, беднее население Приангарья отнюдь не стало. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается, если посмотреть на объём вкладов. В общей сложности сейчас на счетах жителей Иркутской области лежит 168,3 млрд рублей (это на 8% выше аналогичного показателя 2014 года и почти в два с половиной раза больше выданных за тот же период кредитов). Объём вкладов в валюте за этот же период и вовсе вырос в два раза и составил 24,9 млрд в рублёвом эквиваленте. Тот факт, что население стало меньше тратить и больше откладывать на потом, в иркутских банках подтверждают. «Действительно, население постепенно переходит к сберегательной модели поведения: в 2015 году объём депозитов в Иркутской области у ВТБ24 увеличился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – говорит Лариса Кузнецова. В Байкальском банке Сбербанка России этот показатель за год вырос на 23% и достиг 133 млрд рублей.
Эксперты тем временем нежелание людей тратить деньги называют опасной тенденцией. По словам аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Богдана Зварича, экономика, построенная на потребительской модели, напрямую зависит от того, сколько денег тратит население. «Как только люди начинают экономить, это автоматически по цепочке отражается на всех стальных участниках данной экономической модели: если потребители перестают тратить, бизнес перестаёт зарабатывать, следовательно, снижаются зарплаты сотрудников предприятий, покупательская способность которых, в свою очередь, тоже снижается. Это замкнутый круг», – говорит Зварич.
Впрочем, уже сейчас аналитики осторожно делают оптимистичные прогнозы на плавное восстановление спроса. «Учитывая снижение ставки ЦБ РФ, которая к концу 2015 года опустилась до уровня 11%, и стабилизации ситуации в экономике, в 2016 году активность домохозяйств может вырасти, что повлечёт за собой рост объёма выданных кредитов. Однако выход на уровень 2014 года мы ожидаем не раньше 2017-2018 годов», – говорит аналитик «Финам».
Банки, со своей стороны, также рассчитывают, что сработает отложенный спрос на кредиты, сформировавшийся в период высоких ставок.
– Кроме того, люди уже адаптировались к новой экономической реальности, поэтому реализуют свои потребности в отдыхе, строительстве, обучении и прочем, – считает Лариса Кузнецова. – Думаю, уже в четвёртом квартале этого года потребительская активность будет высокой. Мы считаем, что в будущем кредитные ставки в экономике станут снижаться, а это положительно отразится на покупательской способности. В свою очередь, цены на продукты будут расти не так быстро, как раньше. Люди будут больше покупать товаров и услуг, а для этого им снова понадобятся кредиты.