Дела садовода Рыкова
В Иркутске проживает немало интересных и поистине талантливых людей. Именно благодаря им живёт и процветает наш город. И Геннадий Тимофеевич Рыков – не исключение. Его трудовая жизнь началась рано. Тринадцатилетним мальчиком Геннадий Рыков уже работал на полях страны. Наравне со взрослыми ковал Победу в военное лихолетье. Не каждому тогда давали медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За Победу в Великой Отечественной войне». А у него они есть. Может быть, поэтому День Победы считает самым святым праздником.
Всю свою жизнь Геннадий Тимофеевич был примером для подражания. Бывший моряк, физик, начальник лаборатории конструкторского бюро, он всегда был впереди всех – ищущий, добивающийся намеченного, помогающий нуждавшимся. Эти эпитеты можно продолжить. Однако все, кто его знает, считают, что наиболее полно он себя реализовал на садоводческой стезе, в стенах самого именитого иркутского клуба садоводов-опытников имени Томсона. Сюда в 1969 году его привела соседка по даче, преподаватель сельхозинститута А. Малышева. В то время он осваивал садовый участок, принадлежащий тестю. Сначала было посажено 30 кустов смородины. Не все сорта нравились. Отбраковывал сразу. И малина, крыжовник, яблоньки-полукультурки присутствовали. Но этого было мало. Появилось необъяснимое желание что-то вырастить необычное. Опыт всем известного Августа Карловича Томсона, который ещё в начале прошлого века выращивал в районе Ново-Ленино знаменитые на всю Сибирь яблоки и абрикосы, не давал покоя. Это сейчас мы прекрасно понимаем, что ничего невозможного нет, и в Иркутске могут яблоки расти не только мелкие, но и крупные, с кулак. Но для этого понадобилась долгая дорога длиною в несколько десятилетий. И у истоков этого пути стоял Геннадий Тимофеевич Рыков. Одним из первых он посадил в далёком 1974 году абрикосы от самого М.М. Фомина и успешно вырастил. А я эти абрикосы попробовала на его участке в августе 1995 года. Какой рывок во времени.
С Дальнего Востока Геннадий Тимофеевич получил семена актинидии-коломикты. Её плоды мне также удалось попробовать именно у него. Оказывается, актинидию надо научиться правильно есть. «По одной ягодке, – говорил он, – не пробуют, вкуса не почувствуешь. Только горсть ягод даёт ощущение блаженства». Плоды отличаются необыкновенной сочностью, тонким ароматом ананаса и приятной кислинкой. Впрочем, вкус актинидии вы можете представить и по киви, популярному в последние годы фрукту. Ведь экзотические киви – не что иное, как крупноплодные формы актинидии китайской. Их вывел такой же садовод-любитель, как и наш Геннадий Тимофеевич Рыков, Александр Эллисон более 60 лет назад в Новой Зеландии – родине птиц киви (откуда и название растения).
На садовом участке Рыковых также росли вишни, все её виды – степная, войлочная, песчаная, обыкновенная, и айва японская. По тем временам даже очень хороший набор плодовых культур и кустарников. А когда в 1982 году Геннадий Тимофеевич возглавил секцию косточковых культур, ещё больше активизировался в опытнической работе. Чтобы чего-то добиться в выращиваемых культурах, пришлось освоить приёмы прививок плодовых деревьев. Но, наблюдая за ростом и развитием растений, Геннадий Тимофеевич почувствовал нехватку знаний. Появилось желание познакомиться с селекционерами других областей России. Переписка с Л.А. Котовым со Свердловской плодово-ягодной станции способствовала появлению в Иркутске груш таких сортов, как Скороспелка Свердловская и Уральская золотистая. Первая успешно плодоносила на боярке 19 лет и радовала хорошим урожаем.
С Дальнего Востока он заполучил черенки груши сорта Яблоковидная и прививал их на боярку и грушу Уссурийскую.
Геннадий Тимофеевич имеет опыт прививок западных сортов груши на черноплодную рябину: Лада, Чижовская. На этом подвое, с пригибанием на зиму под снег, груши плодоносили десять лет, а затем привой, сильно обгонявший по толщине подвой, отмирал.
Для получения более высоких урожаев Геннадий Тимофеевич пригибает на зиму и чёрную смородину с крыжовником, особенно бесшипный.
С лёгкой руки Геннадия Тимофеевича в Иркутске стали выращивать и дайкон. В начале восьмидесятых он раздобыл семена немецкого и американского дайконов и по сей день получает великолепные урожаи этого полезного овоща. Правда, предпочтение теперь отдаёт японским сортам, которые не уходят в цвет даже при посеве в апреле или мае.
Пропаганда таких полезных для здоровья овощей, как овсяный корень, скорцонера, пастернак, корневой сельдерей, лук-порей – было делом чести для Геннадия Тимофеевича.
Вспомните про Рокамболь. Об этом интересном виде озимого
чеснока ему поведала садовод-любитель из Зиминского района Раиса Ивановна Павличук. «А не вырастить ли его самому», – озаботился Геннадий Тимофеевич. Благо Раиса Ивановна любезно прислала ему посадочный материал (зубки чеснока, однозубки и детки) и рекомендации по выращиванию. Посаженные весной 2003 года, к осени (к началу октября) они дали относительно хороший урожай. Вес самой большой головки составил 320 граммов. Остальные были немного меньше. На каждой луковице на сталонах были детки (3–5 штук). Что-то похожее бывает у гладиолусов. Посадочный материал Рокамболя Геннадий Тимофеевич просто раздаривал на всех встречах с садоводами. И иркутянам полюбился этот необычный чеснок, хотя чеснок это или лук, пока под вопросом, так как огородники об этом до сих пор спорят. Лично мне вкус Рокамболя приятен, а это главное.
Честно говоря, за двадцать последних лет я много раз бывала на садовом участке Геннадия Тимофеевича и не переставала приходить в восторг от увиденного. Это своего рода мини-музей под открытым небом. А для Геннадия Тимофеевича это была обычная работа. Причём не напоказ. К сожалению, для большинства россиян понятие дачи ассоциируется чаще с глаголами: работать, копать, полоть, убирать, окучивать, а то и просто вкалывать. Для Геннадия Тимофеевича это было самое настоящее творчество. Я не думаю, что опытническая работа лёгкая, но, когда предстоящая работа в радость, то и выполняется она легко и просто. Ему никогда не было сложным ответить на вопросы наших садоводов-любителей: почему не плодоносит слива, как подготовиться к зиме, почему происходит усыхание косточковых культур, для чего нужно зелёное черенкование в бутылках, он запросто пропоёт оду айве японской и укажет время садовой хирургии… Потому что лично прочувствовал все эти растения, вынянчивал, лелеял и давал путёвку в жизнь из собственных рук в руки таких же единомышленников, как и он сам. Непосвящённому в садовые таинства трудно понять всё великолепие этого действа. Но знаю точно, что цена этому всё же есть – вдохновенный труд.
Мне остаётся лишь поздравить Геннадия Тимофеевича Рыкова с юбилеем. На днях ему исполнилось восемьдесят пять лет. Здоровья вам и долгих лет жизни! Думаю, что к этим пожеланиям присоединится большая армия наших садоводов и огородников. Ведь благодаря этому человеку в Иркутской области растут и плодоносят яблони и груши.