издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Драматичный демонтаж

Иркутские власти приступили к сносу самовольно возведённого многоквартирного дома

  • Автор: Ольга ТЮРНЕВА, Мария ПАНАРИНА

Уже несколько дней в Свердловском районе Иркутска разыгрывается настоящий сериал с крутыми сюжетными поворотами: найденными детьми, личными драмами и попытками суицида. Главной площадкой жарких страстей в суровом сибирском климате стало четырёхэтажное многоквартирное здание по адресу: Чернышевского, 7. Эта постройка входит в список Стройнадзора из трёх десятков самовольных строений на территории Иркутска. Именно она скоро должна стать первым за долгое время снесённым зданием.

Почти два с половиной года с момента обнаружения, выигранный иск о сносе, деньги, выделенные муниципалитетом на демонтаж – всего этого порой недостаточно,  чтобы распроститься с самоволкой раз и навсегда. Чаще всего собственникам незаконных строений удаётся годами оттягивать уничтожение своего «серого» имущества, бесконечно обжалуя судебные постановления о сносе или просто отказываясь платить за самостоятельный демонтаж. В этом смысле дому на Чернышевского, 7, крупно не повезло – решение об уничтожении этого здания, вынесенное Свердловским районным судом, успело вступить в силу, а муниципалитет впервые за два года нашёл средства на оплату его сноса.

Не ждали, а они приехали 

Впервые постройка напротив рощи Звёздочка привлекла внимание властей пару лет назад. Первыми тревогу забили соседи нынешней самоволки – им показалось, что строящееся здание расположено слишком близко к их дому.

Затем последовала проверка, которая подтвердила их опасения: необходимое расстояние соблюдено не было – в случае пожара в соседнем  доме люди могли оказаться в опасности. Отступить необходимые по требованиям 10 метров от чужих стен владелец вряд ли бы смог – слишком уж мал его участок для выстроенного объекта. К слову, вместо многоквартирного здания коридорного типа, где сейчас насчитывается не менее 38 жилых помещений, на участке должен был появиться индивидуальный жилой дом. «Когда в мэрии впервые обратили внимание на этот объект, здесь был только фундамент и каркас первого этажа, – рассказывает начальник земельного департамента администрации города Иркутска Маргарита Ли. – Тогда и был подан первый иск о сносе, который был удовлетворён судом, но затем отменён, так как дело рассматривалось без участия собственника». Второй акт судебных баталий между иркутской администрацией и владельцем постройки – неким Николенко – длился до февраля 2014 года и также закончился предписанием о демонтаже тогда уже достроенного здания. Передав судебным приставам исполнительный лист, в мэрии стали ждать истечения процессуального срока, который отводится собственнику на добровольное уничтожение своей самовольной постройки. «После того как время, отведённое владельцам, закончилось, мы объявили аукцион, выбрали подрядчика и подписали договор о выполнении услуг», – рассказывают представители КУМИ.

Первый раз попытка снести здание на Чернышевского, 7, была запланирована на 18 ноября – исполнительное производство по сносу было назначено на 10 утра. К этому времени у здания собрались представители администрации и региональной службы судебных приставов. Вместе они совершили обход здания, описывая всё его имущество, включая найденные в некоторых помещениях диваны, шкафы и столы. Тогда-то и выяснилось, что здание, которое приговорено к сносу, уже стало местом временной прописки приезжих из Средней Азии. И если это судебных приставов не смущало, то уже в самом конце импровизированного рейда их настрой был испорчен. «Похоже, мы влипли, – выходя из очередной квартиры, заметил один из представителей надзорного органа, – прописка есть у несовершеннолетнего ребёнка – гражданина РФ».

Пессимистичный взгляд на ситуацию, однако, не разделили чиновники. «Это не повод отказаться от сноса, – отметила Маргарита Ли. – Здание потенциально опасно, а мы не можем рисковать жизнью наших граждан, тем более несовершеннолетних». Кроме этого, пояснила экс-глава областного Стройнадзора, регистрация людей в самовольных объектах, предназначенных под снос, согласно законодательству, никак не может повлиять на планы по демонтажу сооружения. «В любом случае судебное постановление должно исполняться. Более того, у нас были случаи сноса объектов, где было зарегистрировано право собственности – это не препятствие», – рассказала она в разговоре с корреспондентом «СЭ». 

Где теперь придётся жить бывшим постояльцам дома на Чернышевского, 7, никого не интересует

Тем не менее запланированное уничтожение четырёхэтажки на Чернышевского 18 ноября так и не началось. «На 16.30 назначено судебное заседание, – пояснила Маргарита Ли. –  Это хитрость самовольщиков: как только мы начинаем подходить к объекту с намерением снести, начинается подача заявлений с фантастическими мотивами. Вот сейчас собственник подал документы о приостановке исполнительного производства, мотивируя это тем, что узаконивает постройку. Один из аргументов – что они устранили все нарушения градостроительного законодательства. Но это не так. Во-первых, со времени вынесенного решения тут ничего не изменилось, только появились внутренние площади. Если раньше была отделка на двух этажах, то теперь мы видим её на всех трёх, плюс монтируются перегородки на четвёртом этаже. Кроме этого по-прежнему остаются нарушенными требования пожарной безопасности, нет необходимых разрывов, дом не обеспечен круговым проездом, какой требуется домам коридорного типа, – перечисляет чиновница. – Наверху утепление кровли сделано горючим пенопластом  – он максимально быстро сгорает, принося наибольший ущерб, металлические балки не защищены». Таков список претензий к зданию, на защиту которого собственник бросил все силы. 

Вечером в среду стало известно, что Свердловский районный суд поддержал сторону городской администрации и отказался приостанавливать судебное исполнение по сносу, которое запланировали на следующий день. 

Несносный снос

Зайти в самовольный дом можно только с сотрудниками службы судебных приставов

В четверг с утра около дома по адресу: Чернышевского, 7, собрались представители администрации города Иркутска, журналисты и заместитель директора подрядной организации, отвечающей за снос здания. Предполагалось, что в это время начнутся работы по «разборке» дома: демонтаж окон и дверей, а после – снос стен экскаватором. Проникнуть в дом и приступить к работам нельзя без разрешения судебных приставов, которые задержались почти на 20 минут. Дело в том, что собственник здания ранним утром явился к приставам с просьбой отложить снос дома ещё на некоторое время. 

Это далеко не единственное, что предпринял владелец многоэтажки, чтобы спасти сооружение. В среду вечером представители администрации и приставы явились к зданию с необходимой техникой. Но строители, одновременно работающие и проживающие в нём, установили около дома огромный металлический контейнер, чтобы перегородить въезд. 

«Когда мы приехали сюда впервые, здесь были строители – граждане стран ближнего зарубежья.   Мы проверили регистрацию у рабочих – с ней всё оказалось в порядке, они имели разрешение находиться здесь. Но поскольку дом будет снесён, рабочие должны покинуть его. До 10 утра сегодняшнего дня собственник обязан был вынести из здания своё имущество, а строителям необходимо было освободить помещения», – рассказал судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особо важным делам Василий Поляхов. Он и его коллеги приехали к многоэтажке и открыли доступ в дом, несмотря на «мольбу» собственника не делать этого.

Собирать вещи людям пришлось на ходу

Хотя приставы чётко дали понять, в какие сроки здание должно быть освобождено, в четверг утром в «номерах» находились стройматериалы, с которыми соседствовали матрацы и комнатные растения. Когда сотрудники городской администрации, приставы и журналисты поднимались по лестнице, мимо них пытался проскочить представитель собственника, спускающийся вниз. В руках он нёс какие-то стройматериалы. Начальник земельного департамента администрации города Иркутска Маргарита Ли поинтересовалась у этого мужчины, в какое время имущество будет вынесено из здания. Вразумительного ответа тот не дал, только несколько раз повторил: «Мы сейчас всё выносим». Комментировать ситуацию он отказался, опять несколько раз повторил телевизионщикам: «Я не хочу, чтобы меня снимали». И стал закрываться от камеры рукой. Маргарита Ли напомнила ему: если вещи не будут вынесены из здания до полудня, администрация заберёт их на ответственное хранение.

Было решено, что экскаватор подъедет к 12 часам. Начать работы не помешает ни металлический контейнер, загородивший путь, ни медлительность строителей, которые не забрали вещи в срок. «Ориентировочно на то, чтобы сровнять дом с землёй, уйдёт две недели», – уточнил заместитель директора ООО «Реконструкция» Андрей Кеваши. Этой подрядной организации поручено снести здание. Во сколько обойдутся работы, Кеваши точно сказать не может: от 400 до 500 тыс. рублей. Дело в том, что «Реконструкция» выиграла аукцион на снос 20 построек, которые «разыгрывались единым лотом». «Компания предложила снести здания за сумму, немного превышающую миллион рублей, тогда как изначально администрация закладывала цену 3 млн 100 тыс. рублей. Снос строений, по условиям контракта, нужно завершить до 1 декабря», – сообщил председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска Андрей Мельников. Среди них больше нет жилых домов, только два брусовых строения и гаражи в Иркутске-2. Хотя ранее «Реконструкции» приходилось разбирать большие здания, это было аварийное и ветхое жильё. Здание по улице Чернышевского – дебют компании по сносу самовольных построек. Для администрации города этот снос многоквартирного дома первый за два года – в последний раз такое строение сносили в 2013 году по адресу: Багратиона, 44.

Некоторые помещения дома больше похожи на склад

Однако третья по счёту попытка снести дом на Чернышевского, 7, запомнилась вовсе не началом демонтажа, а попыткой самоубийства. Нетрезвый мужчина, заявивший, что представляет интересы застройщика, облился бензином и угрожал поджечь себя в случае, если разбор конструкций здания не прекратится. Его вовремя успели задержать полицейские.  В итоге «демонтаж здания начался с задержкой, но не из-за случившегося, а потому, что люди, которые находились внутри, ещё не вынесли всё имущество. Сегодня там должны начать демонтировать окна и двери, а сам снос состоится до конца ноября».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры