издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Долговая карта

  • Автор: Елена Постнова

Жители Приангарья за услуги ЖКХ задолжали свыше 2 млрд рублей. И с каждым месяцем сумма задолженности только увеличивается. «Сибирский энергетик» выяснял, какие муниципалитеты из-за долгов населения за ЖКХ числятся в «чёрных списках» управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Этот год жители Иркутской области начали с рекордной суммы долга за жилищно-коммунальные услуги. Рубеж в 2,4 млрд рублей был пройден ещё в начале января. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации вынуждены через суд взыскивать долги с нерадивых клиентов. Несмотря на ужесточение мер борьбы с должниками (запрет выезд за границу, арест банковских счетов, ограничение поставки коммунальных ресурсов), основной долг за год работы практически не изменился. Напротив, эксперты наблюдают тревожную закономерность: в этом году жители Приангарья намного хуже, чем в прошлом, гасят свои долги за коммуналку. По данным судебных приставов региона, снижение произошло почти на 17%. За полгода было взыскано чуть больше 200 тыс. рублей долга, что на 40,3 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Сумма задолженности в населённом пункте не связана с уровнем жизни населения, его платёжеспособностью. Напротив, чем крупнее город, тем больше (в процентном соотношении) в нём недобросовестных собственников жилья. Если составлять карту долга, она будет выглядеть следующим образом: менее дисциплинированные потребители проживают в центральных и южных районах. По данным судебных приставов Приангарья, тревожная ситуация на протяжении долгого времени сохраняется в Ангарском районе. Здесь 15,5% населения не платят за ЖКХ. На втором месте Братский район (13,2%), на третьем – Падунский район Братска (11,3%). В Черемховском районе 8,8% потребителей не оплачивают коммуналку, в Усольском – 6,5%.

Зато почти все жители в северных и отдалённых территориях области оплачивают коммуналку вовремя. В Чунском районе нарушают сроки коммунальных платежей 0,8% жителей, в Нижнеудинском – 0,9%, чуть больше должников проживает в Слюдянском – 1,2%. Общую стройную картину по удалённым территориям портят Нижнеилимский район, в котором высокий процент неплатежей – 7,5% , и Бодайбинский, где 6% потребителей игнорируют коммунальные платёжки.

В Иркутске должники сосредоточились в Ленинском (5,5%) и Правобережном (3,1%) районах. Но надо иметь в виду, что в областном центре самое большое количество потребителей услуг ЖКХ, хронические неплательщики накопили долг около 1,2 млрд рублей! По данным иркутских коммунальщиков, задолженность иркутян держится на уровне двух-трёх месяцев стабильных неплатежей. 

На начало ноября сумма долга клиентов крупнейших управляющих компаний города, которые обслуживают почти две трети всех многоквартирных домов (Северное управление ЖКС, Западное управление ЖКС и Южное управление ЖКС) составила 1,02 млрд рублей. И сумма продолжает увеличиваться: в октябре так называемые «компании сторон света» выдали 1755 предупреждений о необходимости оплатить коммунальные счета на сумму свыше 103 млн рублей.

Долги за коммуналку имеют как малообеспеченные собственники, так и вполне состоятельные граждане. Как правило, всё начинается с просроченных платёжек за пару месяцев: на работе аврал, забыл забежать в кассу компании, чтобы заплатить, потерял данные от личного кабинета на официальном сайте УК. Долги в сфере ЖКХ не имеют срока давности. Не важно, месяц, год или десять лет прошло с момента накопления задолженности. Управляющие компании имеют право обратиться в суд для взыскания долга с недобросовестных собственников квартир. Впрочем,  даже положительные решения суда не меняют картину по региону в целом. Например, в областном центре в октябре суд постановил потребителей оплатить управляющей компании «Южное управление ЖКС» свыше 1 163 тыс. рублей, но жители Иркутска погасили лишь около 30 тыс. долга. Всё дело в «несправедливой очерёдности» оплаты долгов, уверены коммунальщики. Дело в том, что сначала из зарплаты неплательщика удерживаются средства в пользу алиментов, морального ущерба, ущербов от преступлений, по потере кормильца, налогов, все взыскания в пользу бюджета и лишь потом – за «коммуналку». Судебные приставы уточнили, что каждый 33-й должник по ЖКХ имеет ещё и первоочередные долги.

Жилищное законодательство ежегодно ужесточает методы воздействия на должников. На днях президент подписал закон, который укрепляет платёжную дисциплину потребителей. Теперь к должникам, которые игнорируют коммунальные платёжки в течение трёх месяцев, будет применяться двойной тариф штрафов. 

Такие же санкции ждут неплательщиков за электроэнергию. На начало отопительного сезона сумма задолженности населения по электроэнергии превысила отметку 858 млн рублей. При этом  просроченный долг свыше трёх месяцев составил 203 млн рублей. В прошлом году, отмечают региональные приставы, пошёл вал взыскания задолженности в пользу «Иркутскэнерго» с недобросовестных потребителей. Стали разбираться, почему, выяснили: теперь потребители заключают договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией, и энергетики сами борются с должниками. В итоге по «Иркутскэнерго» наблюдается небольшое увеличение количества исполнительных листов, соответственно, понемногу сокращается общая сумма задолженности в области по электроэнергии.

Энергетики в борьбе с должниками не только обращаются в суды, но и, в соответствии с законом, используют метод ограничения электроэнергии. Новый закон о платёжной дисциплине усиливает административную ответственность и за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям. Мало того, что нерадивым потребителям неоплата ресурсов влетит в копеечку, им также придётся отдельно поплатиться за так называемый наброс сетей. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 до 10–15 тыс. рублей, должностных лиц – с 6–8 до 30–80 тыс. рублей, юридических лиц – с 60–80 до 100–200 тыс. рублей. Документом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение. 

В конечном счёте это должно привести к сокращению несанкционированных подключений к сетям и воспитанию платёжной дисциплины у потребителей. По данным исследований межрегиональной ассоциации управляющих жилой недвижимостью «Содружество ЖКХ», около 11% потребителей не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который нужно платить регулярно. «Если собственники квартир попали в сложную жизненную ситуацию, накопили задолженность, с которой самостоятельно справиться не могут, специалисты по погашению долгов управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций пойдут навстречу: составят график погашения задолженности с рассрочкой платежа на определённый период времени», – подчеркнули в саморегулируемой организации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры