издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Палочная» система уходит в прошлое

Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался за помощью в органы внутренних дел. У одного после такого визита остаются самые позитивные впечатления, другой уходит из дежурной части разочарованным или даже раздражённым, третий покидает здание отдела полиции с надеждой, что работающие здесь сотрудники обязательно примут участие в решение его проблемы, четвёртый только досадливо махнёт рукой. Как складываются отношения заявителей и полицейских, какой порядок работы с обращениями граждан существует сегодня в районном отделе полиции и насколько успешно ведомство освобождается от порочной «палочной системы», рассказал начальник штаба ГУ МВД России по Иркутской области полковник внутренней службы Игорь Золотов.

– Игорь Юрьевич, как часто жители области обращаются в органы внутренних дел? И если число заявителей растёт, то является ли это, по-вашему, свидетельством повышения доверия населения к полиции?

– По нашим сведениям, за последние три года количество жителей региона, обратившихся в полицию, возросло почти на 6 %. В абсолютной цифре это 20 тысяч человек. Только в нынешнем году уже более 310 тысяч граждан письменно, лично или посредством сети Интернет обратились к нам по различным вопросам, связанным с деятельностью полиции. Подавляющая часть этих запросов исполнена, то есть заявители получили исчерпывающие ответы или рекомендации.

Думаю, приведённые цифры достаточно красноречиво говорят о возросшем доверии сибиряков к полиции. Это подтверждают и результаты исследования общественного мнения, проведённого в Иркутской области независимыми экспертами Российского государственного социального университета города Москвы. По их данным, 76% респондентов дали деятельности органов внутренних дел оценку «хорошо». Это тринадцатый результат среди всех субъектов Российской Федерации. 

– Как заявитель может убедиться в том, что его жалоба зарегистрирована и не останется без внимания?

– Если подобную информацию гражданин лично предоставил в подразделение полиции, то одновременно с регистрацией заявления в специальном журнале дежурный офицер оформляет талон-уведомление и выдаёт его посетителю. Талон является гарантом того, что сообщение будет поставлено на централизованный учёт в органе внутренних дел.

Если же гражданин сообщил о происшествии или неправомерных действиях полицейских по телефону, то он вправе поинтересоваться регистрационным номером своего сообщения, и дежурный обязан указать его. Хочу также напомнить, что в непосредственной близости от дежурной части во всех отделах ОВД обязательно есть информационный стенд для населения. На нём вы найдёте телефоны руководителей подразделений и всегда сможете выяснить судьбу своего заявления (обращения, жалобы, предложения). Кстати, на стендах указаны также сроки их рассмотрения.

– Какой способ обращения в органы внутренних дел предпочитают сегодня жители Приангарья?

– Приобретает популярность электронный способ получения государственных услуг. Граждане всё более активно пользуются официальным сайтами ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России. Однако наиболее доступным для населения по-прежнему остаётся телефон. Причём каждый телефонный разговор записывается, чтобы можно было сверить запись речевого регистратора с записью в журнале учёта сообщений граждан. В случае выявления фактов укрытия информации, поступившей от граждан, в отношении сотрудников полиции принимаются самые жёсткие меры вплоть до увольнения.

– Нередко приходится слышать о том, что при необходимости дозвониться в полицию невозможно. Как распределяется сегодня нагрузка на операторов службы «02»?

– Анализ подобных жалоб показывает, что в основном они регистрируются в областном центре. Здесь, действительно, сложная оперативная обстановка, а технические возможности дежурных частей полиции пока не соответствуют тому объёму информации, которая ежедневно поступает в службу «02». Многоканальная система городского управления МВД имеет семь параллельных линий. На каждый из четырёх установленных телефонных аппаратов ежедневно поступает около 250 звонков, а в выходные и праздничные дни их количество возрастает до 500. Обслуживают эти телефоны посменно два оператора в круглосуточном режиме. Согласитесь, нагрузка очень высокая. Но за счёт технического перевооружения, расширения абонентских номеров и использования мобильной связи количество нареканий нам удалось сократить до минимума. Работа в этом направлении продолжается.

– Что делать, если заявление не приняли или на обращение в полицию не последовало никаких мер реагирования? 

– Приказ министра о порядке работы с заявлениями граждан, которым руководствуются местные органы внутренних дел, регламентирует: «В территориальных органах МВД России обеспечивается круглосуточный незамедлительный приём, регистрация и разрешение всех заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях». Оперативный дежурный отдела полиции просто не имеет права отказать гражданину в приёме его заявления. Более того, дежурный обязан вести себя по отношению к посетителю уважительно и корректно: представиться, записать его данные, выяснить обстоятельства, которые привели человека в отдел полиции.

В случае отказа со стороны сотрудника дежурной части можно сообщить об этом вышестоящему руководству одним из следующих способов: прийти на личный приём к начальнику ОВД (график приёма размещён на информационном стенде для граждан), сообщить о неправомерных действиях сотрудников по «телефону доверия» ГУ МВД России по Иркутской области (21-68-68), направить электронную форму заявления (http://38.mvd.ru/appeals), позвонить в отделение контроля за учётно-регистрационной дисциплиной ГУ МВД России по Иркутской области (21-65-49, 21-68-72, 21-21-56),  прислать жалобу о нарушении законности по почте (664003 г. Иркутск, ул. Литвинова, 15) или  обратиться в прокуратуру по месту жительства.

– Каким образом в Главном управлении МВД области ведётся контроль за соблюдением учётно-регистрационной дисциплины и как сегодня в полиции борются с попытками «залакировать» существующее положение дел?

– Мы стараем изживаеть пережитки так называемой «палочной системы» и давно признали порочной погоню за мнимым благополучием в отчётах о работе полиции. Сегодня жёстко пресекаются любые манипуляции со статистикой и материалами, находящимися в производстве сотрудников (незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, неполнота проверки, несоблюдение установленных сроков и т.п.). Причём к ответственности за это привлекаются не только исполнители, но и их непосредственные руководители.

Для усиления контроля за деятельностью дежурных частей полиции Приангарья и правомерностью действий их сотрудников в служебных помещениях этих подразделений установлено 68 камер видеонаблюдения. Проводится ежесуточный мониторинг организации работы по приёму обращений граждан. Разработан и внедрён комплекс программного обеспечения «Автоматизированное рабочее место Дежурная часть», который позволил не только автоматизировать процесс приёма заявлений и сообщений граждан, но и следить за сроками их разрешения в режиме он-лайн. Успешно используются программно-технические средства регистрации поступающей по теле­фонам информации, предусматривающие архивное хранение записанных сведений не менее 30 суток. Всё для того, чтобы полиция видела реальную картину преступности и могла принять адекватные меры противодействия. Мы как никогда раньше заинтересованы в искоренении недостатков в учётно-регистрационной дисциплине, и в этой работе очень рассчитываем на помощь жителей региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры