На пожар с проверкой
Официально пожароопасный сезон в Иркутской области закончился 28 сентября, но 14 октября руководитель агентства лесного хозяйства Приангарья подписал приказ о возобновлении действия пожароопасной ситуации – в области начались торфяные пожары. Тревогу забили в Хомутовском муниципальном образовании (МО) в Иркутском районе: вблизи деревень Позднякова и Талька появились очаги возгорания. Тлеть торфяные отложения начали на территории четырёх МО Усольского района. Торфяные пожары возникли возле села Карлук и около Ангарска. Ситуация усугубляется уже в течение двух недель. Всё это время ликвидацией возгораний занимаются службы МЧС, местные администрации и добровольные пожарные дружины, волонтёрский отряд «15.08». Областная прокуратура на местах ведёт проверку работы всех государственных структур в борьбе с торфяными пожарами.
Одна из самых проблемных точек – Картагонские болота площадью 2200 гектаров в Усольском районе. В пятницу туда приехал прокурор Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, чтобы оценить, как ведётся тушение пожара.
В поле возле окопанной горящей территории стоит машина МЧС, четверо пожарных из рукавов заливают водой почву. За работой пожарной службы следит глава Новожилкинского муниципального образования Анатолий Дашкевич. Дует сильный ветер, пожар переходит с одной части территории на другую, возгорания возникают мгновенно, прямо на глазах. И так каждый день. Вот уже две недели глава МО с местными жителями и работниками МЧС тушат торфяные пожары, переходя с одного места возгорания на другое. «Тушат местные жители, свободные от работы. У нас есть совет ветеранов, который оповещает людей о том, что нужно помогать в тушении торфяных полей. В прошлую пятницу пришли работать десять человек из Култука, – рассказывает Анатолий Дашкевич. – Окапываем своими силами и своей техникой. А МЧС каждый день приезжает к нам и проливает водой».
Прокурор Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Александр Калинин задал главе Новожилкинского МО ряд вопросов, касающихся способов тушения торфяных пожаров. После Калинин сообщил, что борются с горением торфяных отложений в Усольском районе неправильно – нарушена технология, поэтому каждодневная работа на полях не приносит особой пользы.
– Есть отступления от самой методики тушения, – прокомментировал прокурор. – Не применяются термощупы для измерения температуры почвы. Администрация не владеет обстановкой на сопредельных территориях, а ведь есть проблемы с переходом торфяных пожаров, и распространение их непредсказуемо. Также мы видим глубокое залегание торфа, поэтому нужно определиться, является ли он полезным ископаемым и стоит ли на госзапасе.
У проблемы горения торфяников в Усольском районе долгая история. По словам Анатолия Дашкевича, в 1980-е годы Картагонские болота осушили и создали здесь сенокосное угодье, ставшее кормовой базой для всего района. Но в 1990-х угодье перестало существовать, а осушительная система осталась. «Заброшенные мелиоративные системы – проблема, существующая повсеместно. Пожары возникают из-за того, что брошенные осушительные системы пересушили почву, ещё к этому нужно добавить аномальную засуху», – заметил Калинин.
В день прокурорской проверки на картагонские поля приехали лидеры волонтёрского отряда «15.08». Этот отряд появился ещё в августе, тогда добровольцы тушили пожары в лесах региона. Когда начались торфяные пожары, отряд вновь собрался. Пополнив свои ряды новыми добровольцами, люди отправились в Пивовариху, Хомутово, окрестности Ангарска. В Усольский же район волонтёры до последнего времени поехать не могли: место не было исследовано. Прежде чем отправлять людей на тушение, нужно измерить глубину залегания торфа – очаг возгорания разрешено тушить, если глубина не превышает один метр, иначе можно провалиться и сгореть заживо. К тому же нужно было наладить системную работу со специальными службами и местными властями.
Лидеры отряда «15.08» исследовали местность, сделали аэросъёмку, измерили термощупом температуру очага возгорания, где работали сотрудники МЧС. Температура не превысила норму – 47 градусов. В ходе проверки выяснилось, что на картагонских полях в целом горит примерно 15 километров торфяных отложений. Один из основателей отряда «15.08», Константин Мамаджанов, в разговоре с прокурором Александром Калининым объяснил: чтобы за день потушить один километр, нужно восемь бригад по десять человек. А к каждой бригаде одну пожарную машину. Пока же здесь есть одна пожарная машина, четыре пожарных и добровольная пожарная дружина, состоящая из двух человек. Силы и средства для тушения пожара нужно увеличивать в десятки раз.
Добровольческий отряд «15.08» не только помогает в тушении торфяных пожаров, но и обучает сотрудников МЧС тому, как необходимо правильно тушить такие пожары. В Усольский район Александр Деев, один из лидеров отряда, приехал, чтобы рассказать о технологии, которой его обучили представители Гринпис: кроме заливки горящей территории водой, как это делают сейчас, нужно тщательно разбивать землю, превращая её в кашу, и постоянно следить за температурой почвы. В 50-е годы прошлого века пожарные использовали такую технологию.
Встретиться с прокурором и лидерами отряда «15.08» пришли и местные жители. Сёстры Зинаида и Александра Степановы рассказывают, что проблема, связанная с торфяными пожарами, длится три года. «Каждый год мы пытались своими силами поднять правительство, чтобы как-то решить эту проблему. Людям надоело дышать гарью, из-за дыма плохая видимость. Но нас слушать не хотят. И вот благодаря отряду «15.08» наконец-то в этом году началась работа по ликвидации пожаров, – говорит Зинаида. – Самое страшное, что скоро начнётся зима, и торфяники точно уже никто тушить не будет. А под снегом они горят ничуть не меньше». Выслушав местных жительниц, прокурор Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Александр Калинин посоветовал девушкам пока быть на связи с местным прокурором и обращаться к нему по всем вопросам, а также для измерения уровня задымлённости вызвать передвижную лабораторию Росгидрометцентра.
– Сейчас наша задача – проверить качество работы всех государственных структур, поэтому мы ездим на места тушения пожаров, – пояснил Александр Калинин. – Если торфяники горят на землях сельхозназначения, то надзором этих земель должен заниматься Россельхознадзор, контролировать их назначение, полезные ископаемые – министерство природных ресурсов и экологии. Поскольку вопросами тушения занимаются местные власти, нужно смотреть, как они справляются с этой задачей. Также нужно проверять работу МЧС. Оценку будем давать всем государственным органам. В ближайшее время сделаем выводы и отправим их руководству прокуратуры области, а там уже собранную нами информацию будут использовать для того, чтобы решать все вопросы.
Чтобы не было проблем с распределением ответственности за ликвидацию пожаров между различными ведомствами и чтобы в будущем избежать пожароопасных ситуаций, губернатор Иркутской области Сергей Левченко в минувшее воскресенье во время поездки на торфяные поля вблизи села Пивовариха Иркутского района предложил создать координационный совет. Этот орган, по задумке главы региона, будет оперативно отслеживать ситуацию с пожарами. Совет получит полномочия контролировать работу и объединять силы служб МЧС, администраций муниципальных образований и добровольцев.