Перекроили бюджет
Приангарье начинает экономить, но наращивает расходы
Изменения бюджета Иркутской области приняли депутаты Законодательного Собрания региона на прошлой неделе. Потери налоговых поступлений ведут к ограничению трат и перераспределению средств внутри действующих госпрограмм. Жёсткое обсуждение на бюджетном комитете вызвал вопрос о нехватке денег на зарплаты работникам образования в муниципалитетах и перераспределении субвенций между местными бюджетами.
На 1 сентября поступление налога на прибыль – одного из системообразующих доходов – в бюджет Приангарья снизилось на 1,4 млрд рублей, или 0,7% от утверждённого, а уже на 1 октября до плана не хватило 260 млн рублей, сообщил первый заместитель министра финансов области Александр Каневский на сессии ЗС в минувшую среду. Из прочих основных источников доходов пока падение зафиксировано только по акцизам на алкоголь из-за закрытия ангарского пивоваренного завода.
Впрочем, на этом оптимизм заканчивается: по прогнозу главного администратора доходов – Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области, уточнённому в начале сентября, в этом году доходы казны могут снизиться более чем на 5 млрд рублей относительно уровня, утверждённого законом о бюджете, и на 2,1 млрд рублей относительно факта 2014 года. Потери по налогу на прибыль прогнозируются в размере 3,3 млрд рублей от плана, по НДФЛ – на 2,2 млрд. «Несомненно, нам не избежать недопоступлений по одному из основных источников налоговой базы – НДФЛ – в этом году, – заявил Каневский. – Если поступления НДФЛ в консолидированный бюджет хоть ненамного, но возросли – по состоянию на 1 октября 1,8% плюсом, то в других субъектах СФО наблюдается падение на 0,4%». Сгладить негативное влияние кризиса на поступление НДФЛ может рост налоговой отдачи от золотодобывающих предприятий и алюминиевого сектора, полагает чиновник.
Наращивать дефицит бюджета регион не планирует (в утверждённом законе он составил 12,5%, а предельный дефицит бюджета субъекта федерации не может превышать 15%), поэтому увеличивать расходы можно только на объём целевых средств, фактически поступивших в бюджет или запланированных до конца текущего финансового года, пояснил Каневский.
По итогам сессии доходы и расходы областного бюджета повышены на 1,095 млрд рублей, поступления – до уровня 102 млрд рублей, затраты – 112,5 млрд рублей.
На 552 млн рублей вырастут расходы на отдельные меры социальной поддержки населению, на 165,6 млн – субвенции муниципальным образованиям на заработную плату учителям и на оплату расходов жилищно-коммунального хозяйства. На предшествовавшем сессии заседнии бюджетного комитета причиной довольно жёсткого спора стали зарплаты работников образования, точнее, нехватка средств на их выплату до конца года в ряде муниципалитетов. Поправки в бюджет предполагали перераспределение средств от муниципалитетов, сумевших оптимизировать свои расходы, менее успешным, что не могло не вызвать возмущения. «Порядка десяти муниципальных образований коснулось уменьшение субвенции на зарплаты педагогам, чтобы выплатить зарплату во всех муниципалитетах в ноябре», – напомнила на сессии глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова. По её словам, были достигнуты договорённости с правительством и местными властями. «Декабрь не закрыт по ряду муниципалитетов по зарплате педагогам, не сбалансированы бюджеты, есть ещё ряд вопросов, – отметила Дикусарова. – Комитет предложил постановление: рекомендовать правительству Иркутской области, учитывая несбалансированность местных бюджетов и дефицит средств, рассмотреть возможность корректировки в ноябре и декабре 2015 года закона об областном бюджете с целью увеличения межбюджетных трансфертов муниципалитетам в размере подтверждённой потребности».
В итоге наибольший прирост расходов утверждён по блоку «Социальная поддержка населения» – на 675,5 млн рублей, экономическое развитие и инновационная экономика получат дополнительно 345 млн рублей.
Увеличение стало возможным за счёт уменьшения затрат и дополнительных поступлений. Урезаны расходы на обслуживание госдолга, исков к казне Иркутской области, уменьшены субсидии муниципальным образованиям за эффективность, резервный фонд, иные статьи. Помогло также привлечение из федерального бюджета на более выгодных условиях бюджетных кредитов в сумме 2,7 млрд рублей на замещение части коммерческого долга региона, а также отказ от размещения государственных облигаций на 3,5 млрд рублей.
Важное изменение касается и процедуры составления и утверждения проекта бюджета в будущем. Он вновь будет приниматься на один год, а не на три. Это вынужденная мера, пояснил Александр Каневский: «Мы сегодня не можем предсказать на среднесрочную перспективу поведение целого ряда факторов: сырьевой конъюнктуры, волатильности курса национальной валюты и других». Бюджет страны на 2016 год также будет однолетним. Нужно расставить приоритеты в условиях жёстких бюджетных ограничений, не принимать бюджетных обязательств, не обеспеченных доходами, добавил замминистра.
Помимо перехода на однолетний бюджет законопроектом также предлагается перенести внесение проекта областного бюджета на 2016 год в ЗС на более поздний срок – с 25 октября на 13 ноября, а окончательное рассмотрение и принятие закона о бюджете провести не позднее 16 декабря.