«Музыка и литература слились воедино»
В Иркутской областной филармонии открылся новый концертный сезон
Выбор произведения, исполнявшегося на открытии очередного концертного сезона Иркутской областной филармонии, был очень эффектен. Прозвучала масштабная Девятая симфония Бетховена. В её исполнении были задействованы Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии, возглавляемый Илмаром Лапиньшем, камерный хор под управлением Елены Бояркиной, а также певцы Фернандо Араужо (Австрия), Улзийбурэн Цэрэнчунт (Монголия), Ольга Жигмитова (Улан-Удэ) и Мария Тощева (Иркутск).
Прозвучавшее сочинение великого классика, появившееся в 1824 году, было для того времени революционным явлением. Людвиг Ван Бетховен стал первым крупным мастером, создавшим симфонию, в исполнении которой был задействован не только оркестр. В последних разделах финальной части подразумевалось участие хора и солистов. Поэтической основой этих разделов стала ода «К радости» Фридриха Шиллера. Безусловно, главной исполнительской силой является оркестр, однако симфония, исходя из замысла автора, просто немыслима без хора и солистов. Три оркестровых её части, в которых композитором осмысляются тенденции развития нашей цивилизации, являются своего рода прологом к четвёртой части, в которую введены хор и солисты. Эта финальная часть симфонии имеет сложную, но строго подчинённую сюжетному ходу структуру. Главной идеей Девятой симфонии, как единодушно считают музыкальные критики разных эпох, является демонстрация всепобеждающей силы человеческого духа. Четвёртая часть показывает её полную победу над жизненными перипетиями, над хаосом и смятением, олицетворяющимися тревожными всплесками музыки, которые Рихард Вагнер окрестил «фанфарами ужаса». Эта победа, по мнению Бетховена, может быть достигнута лишь через братское единение миллионов людей.
Симфония стала провозвестником эволюции жанра. Впоследствии многие авторы пробовали вводить хор и солистов в свои симфонии. Первым произведением подобного плана, исполнявшимся в Иркутске, была Третья симфония советского композитора Льва Книппера, посвящённая особой Краснознамённой Дальневосточной армии («Симфония ОКДВА»). Иркутскую премьеру этого специфического произведения, которое, по замыслу автора, должно было исполняться симфоническим и духовым оркестрами, большим мужским хором, солистами и группой баянистов, подготовил в 1936 году дирижёр Натан Факторович, работавший в это время в Иркутске. Незабвенный музыковед Владимир Сухиненко охарактеризовал данное исполнение как «весьма импозантное».
Что же касается Девятой симфонии, то она прозвучала в Иркутске много позже. Ветераны музыкального сообщества рассказывают, что её неоднократно исполнял симфонический оркестр Иркутской филармонии совместно с приезжими хоровыми коллективами (например, капеллой Юрлова). Нынешнее исполнение примечательно тем, что в нём участвовал камерный хор нашей филармонии.
Илмар Лапиньш, художественный руководитель и главный дирижёр Губернаторского симфонического оркестра филармонии, говорит, что давно вынашивал замысел исполнения Девятой симфонии в нашем городе. «Хочется, чтобы и у исполнителей и у публики возникали те самые эмоции, какие были у Бетховена, когда он писал это великое произведение», – говорит маэстро. Между прочим, в своё время Девятая симфония была записана на компакт-диск такими коллективами, как оркестр «Мостар» (Югославия) и хор «Латвия» с участием вокалистов Оливеро Миляковича, Влатки Орсанич, Ричарда Брунера и Вальтера Берри (последний известен своим сотрудничеством с Гербертом фон Караяном). Дирижёром в данной записи был не кто иной, как Илмар Лапиньш.
Задействованный в нынешнем исполнении камерный хор Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии, по единодушному мнению слушателей, очередной раз продемонстрировал свой непрекращающийся творческий рост. Молодой коллектив, родившийся в 2013 году, горячо любим иркутянами. В этом, безусловно, огромная заслуга его руководителя Елены Бояркиной, а также работающих с коллективом хормейстеров Натальи и Владимира Овчинниковых. Чрезвычайно отрадно осознавать, что в нашем городе возродился профессиональный хор. Ведь с 1953 года, когда был распущен камерный хор Иркутского радиокомитета, имевший профессиональный статус, в городе не было постоянного профессионального хора, способного вести широкую пропаганду серьёзной музыки. Подготовка Девятой симфонии Бетховена стала важным творческим этапом в работе камерного хора филармонии. Вот что рассказывает его руководитель Елена Бояркина: «Мы все чувствовали, что прикасаемся к гениальному произведению. Идея единения миллионов, которая провозглашается в этом сочинении Бетховена, особо актуальна в наше неспокойное время. На этом концерте было настоящее единение оркестра, хора, солистов и зрительного зала. Конечно, для того, чтобы это произошло, чтобы справиться с Девятой симфонией, потребовалась большая работа. Мы давно задумывались об её исполнении, но вплотную начали работать с августа. Это, конечно, очень ответственная работа. Ведь здесь мы видим эдакую плотную фактуру хора и оркестра, а ещё сложнейшую тесситуру. Но хористы – народ молодой, пытливый. Послушали разные исполнения Девятой симфонии. Работали увлечённо. Репетиции хора у нас ежедневные».
Интересен был и ансамбль солистов, поистине интернациональный (что явилось настоящим олицетворением единения, к которому призывал Бетховен). Бразильца Фернандо Араужо, впервые посетившего Иркутск в 2011 году, жители города хорошо знают. В настоящее время этот обладатель бархатного баритона живёт и работает в Австрии, что весьма символично, ведь именно с этой страной связаны ярчайшие годы творческой деятельности Бетховена. Обладая голосом широкого диапазона, в данном случае он успешно выступил перед иркутской публикой как исполнитель басовой партии. Тенор Улзийбурэн Цэрэнчунт из Монголии выступал в Иркутске впервые, но публика оценила этого исполнителя, у которого, очевидно, впереди большие горизонты. Что же касается меццо-сопрано Ольги Жигмитовой из Бурятии, то она, как и Араужо, давно пользуется симпатиями иркутян. По словам Илмара Лапиньша, очень отрадно иметь такую соседку, «находящуюся на очень большой художественной высоте». Наконец, отрадно было увидеть в качестве четвёртой участницы ансамбля солистов обаятельную Марию Тощеву, вокалистку филармонии. Безусловно, она входит в число лучших певцов нашего города. Илмар Артурович не может скрыть своей радости по этому поводу: «Меня очень радует, что у нас в Иркутске есть Мария Тощева, которая может справиться с произведениями разных стилей, причём с высоким профессионализмом».
Музыковед Марина Токарская, художественный руководитель Иркутской филармонии, отмечает: «Я считаю очень показательным тот факт, что в Год литературы мы открываем наш новый сезон такой симфонией, где литература и музыка слились воедино. Кроме того, это одна из величайших симфоний в мировом репертуаре. И она имеет литературную основу. Ведь ода «К радости» Шиллера здесь кульминационный момент. Вообще все филармонические коллективы в честь Года литературы подготовили достаточно много интересных вещей. Что же касается Девятой симфонии, то у Илмара Артуровича уже давно зрел этот замысел. Мы понимали, что впервые можем рассчитывать на собственный хор. Отрадно видеть, что его мастерство растёт день ото дня. Такое произведение потребовало, конечно, огромной работы».
Открытие нового сезона филармонии проходило в необычайно возвышенной атмосфере, определённой удачным выбором произведения. По мнению музыкантов, с которыми автор данной статьи беседовал после концерта, исполнение Девятой симфонии в целом вышло ярким и запоминающимся. И некоторые отдельные промахи, отмеченные профессионалами, не могли испортить общего впечатления.
Кстати, перед концертом состоялось чествование ветеранов филармонии. Красивые букеты и продолжительные овации получили композитор (а в прошлом художественный руководитель и директор филармонии) Владимир Зоткин, ветеран симфонического оркестра Дина Деркунская и многолетний руководитель концертной группы «Солнышко» Тамара Пружанская.
Сотрудники филармонии привыкли считать датой её возникновения 1939 год. Хотя на правах человека, работающего с документами иркутских архивов, автор данной статьи хотел бы заметить, что вопрос с определением точной даты рождения организации очень сложен. И всё же этот сезон считается 77-м. Говорят, что 7 – число счастливое. А если в числе 77 мы видим две семёрки, то, значит, новый сезон обещает быть особенно удачным и для филармонии, и для нас, постоянных посетителей концертов, которые она проводит.