Отожгли по-осеннему
Готовиться к весенним пожарам в Приангарье начали в октябре
После жестоких лесных пожаров нынешнего лета сотрудники регионального лесопожарного центра ещё осенью поспешили начать профилактическую работу по борьбе с огненными нашествиями. Свои плоды эта работа должна принести в будущем году, когда начнётся новый пожароопасный период. Например, если сделать вокруг деревни или посёлка противопожарный разрыв или вспахать минерализованную полосу, весной можно будет чувствовать себя немного спокойнее. Благо, что тихая солнечная погода в октябре позволила создать кое-какой задел на будущее.
В Усть-Балейском муниципальном образовании четыре населённых пункта. Прошлым летом огонь подходил совсем близко к одному из них – деревне Горохово. Там живёт один из работников пожарно-химической станции регионального леспопожарного центра Пётр Ситников, который сейчас принимает участие в осенних отжигах. Говорит, что летом было очень страшно, огонь подошёл к Горохову на сто метров. А при попутном ветре верховой пожар легко преодолевает расстояние и в 100 и даже в 150 метров. Тушили всем миром, был объявлен режим ЧС. Поэтому сейчас здесь никого не нужно убеждать в необходимости помогать пожарным и спасателям в борьбе с огнём.
Ещё с утра на пригорок, поросший лесом, вышли тракторы и взяли деревню Зорино-Быково в полукольцо противопожарной полосы. Попросту говоря, тракторы вспахали землю двумя полосами, между которыми оставили расстояние в 20-30 метров. На этих метрах, заключ ённых между двумя полосками коричневой земли, ребятам с пожарно-химической станции предстояло сжечь траву, сухие ветки, горючую лесную подстилку.
– Этот лес находится на федеральной земле, и по закону мы не можем проводить здесь работы, не можем выделить на это бюджетные деньги, – говорит глава Усть-Балейского муниципального образования Виктор Тирских. – Это полномочия Агентства лесного хозяйства. Но беда-то приходит ко всем, поэтому мы всё равно ищем способ помочь. Ребята из регионального лесопожарного центра сказали, что нужен трактор, мы бросили клич, и местный предприниматель предоставил технику в качестве благотворительной помощи. Если бы попросили людей, мы бы тоже нашли добровольцев.
Противопожарный разрыв решили делать только с одной стороны Зорина-Быкова. С другой стороны деревни отжиг делать не стали, пообещали весной вспахать минерализованную полосу шириной 3-4 метра. Минерализованных полос достаточно, чтобы защитить территорию от низового пожара, который может прийти, например, с заброшенного поля. Но если близко к населённому пункту подходит лес, нужно делать противопожарные разрывы.
Обычно сухую траву жгут весной. Но осенние отжиги имеют свои преимущества.
– Весной снег быстрее сходит на южных склонах, и там мы успеем отжечь траву, – говорит начальник пожарно-химической станции третьего типа регионального лесопожарного центра Василий Иванов. – На северных склонах снег долго лежит, а когда растает, отжигать будет уже поздно. Поэтому северные склоны лучше очищать от травы и веток осенью.
Такая практика, в общем, является обычной и применяется ежегодно. Конечно, если позволяет погода. По словам Василия Иванова, контролируемые выжигания не приносят вреда плодородному слою почвы и зимующим в ней семенам, насекомым, а также корням деревьев. Сгорать успевает только верхний слой лесной подстилки, и появившаяся зола становится удобрением, к растениям проникает больше солнечного света.
Впрочем, помимо отжигов есть альтернативные варианты защиты населённых пунктов. Например, ту же самую противопожарную полосу можно полностью вспахать, однако затраты на это будут гораздо выше. При этом эффективность обоих методов одинакова, как утверждают специалисты из лесопожарного центра.
Агентство лесного хозяйства работает по госзаданию. В этом году запланировано отжечь 4000 га. В 14 районах Иркутской области очистка огнём уже проведена на 2862 га, в Аларском, Братском, Куйтунском и Нукутском районах огонь под контролем пожарных чистил противопожарные разрывы до последнего времени. Планировалось завершить работу ещё на 1000 га, но теперь уже в дело вмешалась небесная канцелярия и внесла свои коррективы в планы людей.
Настоящим бичом для пожарных ежегодно становятся неконтролируемые сельхозпалы. Как правило, возникают они на заброшенных, невозделываемых полях и при соответствующих погодных условиях могут перекинуться на лесные массивы, превратившись в опасный верховой пожар. Порой местные жители занимают противопожарные полосы хозяйственными постройками или огородами. В таком случае работа лесных пожарных становится затруднительной.
На работах около Зорина-Быкова задействовано 11 работников ПХС, две автомашины и один трактор. За день они должны отжечь несколько гектар. Парни с зажигательными аппаратами, которые выглядят как бидоны, из носиков которых капает огонь, пускают встречный пал с двух сторон противопожарного разрыва. Живые оранжевые капли тут же расползаются по стеблям сухой травы, опавшим листьям. Но огонь не остаётся без присмотра. Уронив на траву огненную струйку, ребята следят, чтобы она не успела превратиться в целое озеро. За спинами у лесных пожарных ранцы с баллонами воды. В одном баллоне помещается 20 литров, но рядом стоит пожарная машина, всегда можно подзаправиться.
– В следующем году нам очень поможет этот противопожарный разрыв, – говорит Пётр Ситников – Если огонь пойдёт в эту сторону, мы уже не будем так беспокоиться. Конечно, верховой пожар при сильном ветре всё равно её преодолеет, но полоса в любом случае его задержит, а, может быть, даже остановит. Значит, у нас будет больше времени, чтобы побороть стихию.
– Я работаю на этом месте 10 лет, и каждый год мы готовимся к лесопожарному сезону, – говорит мэр Виктор Тирских. – В этом году запланировано сделать шесть километров минерализованных полос, и почти на 90% эту работу провели. Можно сказать, что к весне мы готовы. У нас роза ветров располагается таким образом, что ветер дует именно в сторону населённого пункта. Поэтому лесной пожар для нас – это очень опасно. Отжиги делаем не для красивой картинки.