«Наша задача – вспахать поле»
Байкальский фармацевтический кластер планирует продвигать на рынке местные лекарственные препараты
Байкальский фармацевтический кластер был создан в ноябре прошлого года, а впервые достаточно громко заявил о себе на прошедшей недавно в Иркутске выставке «Сибздравоохранение». В выставочных залах нельзя было не заметить голубые рекламные щиты, под которыми расположились компании-резиденты. Руководство Центра кластерного развития уже готовится запустить зонтичный бренд «Байкал-Био», который поможет продвигать на рынке местные лекарственные препараты.
Изначально в Байкальский кластер входило 15 компаний-резидентов. Сегодня их число увеличилось до 40, до конца года кластер должен подрасти ещё на 35 компаний. Теперь приходится доказывать, что предлагаемые проекты интересны и, в общем, достойны войти в региональный фармкластер.
– Пока люди не понимают, что имеется в виду, они настороженно относятся к проекту, и это естественная реакция, – говорит руководитель Центра кластерного развития Иркутской области Антон Васильев. – Как сказал мне в личной беседе руководитель одной из наших компаний-резидентов, «по отношению к кластеру мы занимаем позицию дружелюбного любопытства». Но в течение года у большинства потенциальных участников позиция «дружелюбного любопытства» сменилась ощущением, что «нам тоже туда надо».
Модное слово «кластер» – это всего лишь территориально-отраслевой комплекс, в который объединены компании, принадлежащие одной отрасли. Благодаря совместной работе предприятия должны получить синергетический эффект, за счёт которого можно добиться снижения себестоимости и получения дополнительной прибыли. «Если федеральные субсидии выделяются именно под создание кластера – нужно создавать кластер. И неважно, нравится нам это слово или нет», – заметил другой руководитель компании-резидента, и был прав.
«Деньги-то в стране есть»
Первая федеральная субсидия на реализацию проектов компаний-резидентов была привлечена в регион в нынешнем году и составила 26,8 млн рублей. Из внебюджетных источников было привлечено 1,8 млн, и областное софинансирование составило 5 млн рублей.
– Сумма не такая большая, но она была сформирована из тех заявок, которые поступили от наших резидентов, – говорит Антон Васильев. – А собрать заявки было не так просто. Поначалу приходилось убеждать людей, доказывать, что нужно готовить свои проекты. В итоге мы сумели отстоять все заявки и получить под них финансирование. На самом деле, несмотря на кризис и тяжёлые в экономическом плане времена, деньги-то в стране есть. Не хватает инициативы, хороших идей, прорывных проектов. А вкладывать хочется во что-то действительно жизнеспособное и реально интересное участникам кластера. Было бы ошибкой думать, что ЦКР создавался для того, чтобы всё сделать вместо резидентов. Мы выполняем функцию координаторов. Образно выражаясь, наша задача – подготовить и вспахать поле, но засеять его и ухаживать за посевами должны сами резиденты.
Сегодня кластер объединяет разные предприятия. Среди них есть небольшие компании, в которых работает по нескольку человек, и есть крупные заводы, такие как Усольский химфармзавод и АО «Фармсинтез». Большую группу составляют научно-исследовательские институты, куда входят Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, НИИ биологии ИГУ, Иркутский научный центр хирургии и травматологии, научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека и другие.
– Мы стараемся сохранять индивидуальный подход, – говорит Антон Васильев. – В приоритетном порядке мы поддерживаем те предприятия, которые в силу объективных причин сильнее нуждаются в помощи и где наша поддержка принесёт максимальный эффект. Например, Усольский химфармзавод, с одной стороны, довольно крупное предприятие. Но мы не можем ему не помочь, потому что Усолье – это моногород и там очень нужны рабочие места. Есть планы по работе с цехом готовых лекарственных средств. Планируем оказывать помощь в работе по регистрации препаратов, используемых при лечении онкологических заболеваний. Но наша задача – чтобы люди были вовлечены в процесс и почувствовали, что от них многое зависит. Нельзя культивировать потребительские настроения. Поэтому мы работаем на принципах софинансирования.
Кто войдёт под зонтик
Работа в кластере выстроена по нескольким направлениям. Например, продвижение продуктов, обучение и кадры, проект технопарка, вывод продукции на рынок. В идеале участники кластера должны научиться взаимодействовать между собой по тем направлениям, которые им интересны и необходимы. Большая группа резидентов заинтересована в продвижении своих препаратов на розничном рынке Иркутской области. Делать это планируется с помощью зонтичного бренда, который сейчас носит условное название «Байкал-Био».
Пока под зонтик «Байкал-Био» заходит восемь компаний с линейкой своей продукцией. Это и антисептики, и биологически-активные добавки, и лекарственные препараты. Под развитие бренда вкладывается определённый бюджет. Основные усилия будут направлены на то, чтобы довести препараты до конечного потребителя, кроме того, будет организован ряд обучающих семинаров. Сейчас разрабатывается подробная программа по реализации проекта.
Большая роль в реализации проекта отводится областной оптово-снабженческой аптечной базе, которая тоже входит в фармкластер. Её преимущество в том, что она имеет хорошо развитую инфраструктуру, в том числе и транспортную, отлаженные логистические цепочки и много лет доставляет лекарственную продукцию во все уголки Иркутской области.
Но довезти продукцию – мало. Потом нужно разместить коробочку или флакончик на витрине так, чтобы покупатель их увидел. Тут к делу должны подключиться аптеки. В кластер уже включены крупные аптечные сети, такие как «Авиценна» и муниципальные аптеки. Они готовы работать над продвижением регионального бренда. Следующим этапом планируется появление регионального торгового дома.
«Сделано на Байкале»
В копилке предприятий кластера достаточно много интересных продуктов, они при грамотном подходе могут стать теми проектами, которыми регион будет гордиться. Например, ООО «СПК ИрИОХ» разработало антисептик широкого действия анавидин, который уже продаётся в аптеках. Согласно научным заключениям, его эффективность на 50% выше, чем у мирамистина, имеющего огромный рынок сбыта. Следовательно, потенциальный рынок сбыта анавидина тоже немалый. Тем более что линейка продуктов на основе действующего вещества очень широка. Она включает в себя и кожный антисептик, и средства для обработки медицинских инструментов, рабочих поверхностей, и препараты для санобработки бассейнов, труб и так далее.
Активно ведёт себя компания «Сибирские технологии». Выпуск её препаратов на основе вытяжки из лиственницы – дигидрокверцетина – планируется довести до 1 млн упаковок в год.
– Имейте в виду, это не ЦКР вкладывает деньги в производство, – уточняет Антон Васильев. – Деньги вкладывает бизнес. Мы помогаем только с поиском площадки, с выходом на рынок.
В частности, рассматривается вариант размещения производства на площадях Иркутского филиала ФГУП НПО «Микроген». Такое производство могло бы стать отличным примером внутрикластерного взаимодействия предприятий.
– Такой вариант действительно рассматривается, – говорит директор Иркутского филиала НПО «Микроген» Светлана Брызгалова. – Однако решение в любом случае остаётся за руководством компании.
Для крупного федерального предприятия, входящего в структуру корпорации «Ростех», участие в кластере оказалось интересным по нескольким причинам. Прежде всего, это присутствие в нём научно-исследовательских институтов.
– Нам интересно сотрудничество с Иркутским медицинским университетом, с другими научными институтами, поскольку компании очень нужны высококвалифицированные кадры, – говорит Светлана Брызгалова. – Мы учимся у них, они могут учить у нас своих студентов. В рамках кластера создаётся площадка, на которой легко осуществлять коммуникации с другими предприятиями и институтами. Общение – это очень важно.
Кроме того, Светлана Брызгалова отметила, что предприятию интересны разработки, которые имеются у института химии и ряда других. Теоретический интерес «Микрогена», имеющего производственные площади, при благоприятном стечении обстоятельств вполне может перейти в практическое поле. Возможность напрямую работать с аптечными сетями, входящими в объединение, тоже исключительно привлекательный момент.
Ещё один пример эффективного взаимодействия компаний внутри кластера демонстрирует ООО «Сибэкс», запустившее производство в сентябре нынешнего года. Компания специализируется на утилизации твёрдых медицинских отходов, в том числе опасных и чрезвычайно опасных. При этом отходы не требуют предварительной дезинфекции и уничтожаются термическим способом.
Врач поставил укол, смазал кожу спиртом, потом и ватку и шприц нужно куда-то выбросить. При этом у пациента может быть и ВИЧ-инфекция, и другое опасное заболевание. Однако до сих пор в регионе не было ни одного производства по утилизации твёрдых медицинских отходов. Их приходилось захоранивать или вывозить на утилизацию в другие регионы. При мизерной стоимости того же клочка ваты и шприца их утилизация сразу влетала в копеечку. Так что этот проект оказался исключительно интересным и востребованным на региональном рынке.
– У нас был готовый проект, когда мы вошли в кластер, не нуждались в инвестициях, – говорит генеральный директор ООО «Сибэкс» Алексей Чарусов. – Нам было важно заявить о себе, чтобы лечебные учреждения узнали о нашем появлении. На площадке кластера сделать это проще всего. Кроме того, руководство ЦКР помогло нам разработать презентацию компании и провести её. Так что наши ожидания полностью оправдались. В планах у компании получение лицензии на утилизацию животных.
В сентябре в кластер вошла компания «Биосинтез», разработавшая препараты салсоколлин, салсоколлин-микрон, средство для лечения вирусного гепатита сольвир-С, регулятор иммунной системы К-214, регулятор гормональной системы баякон. О прекрасных свойствах препаратов говорится уже давно, однако до сих пор ничего не удалось сделать для реального продвижения продуктов.
– Нужно пройти регистрацию на ряд лекарственных препаратов, а это стоит не менее пяти миллионов рублей и займёт несколько лет, – говорит руководитель предприятия Алексей Лукьянов. – Мы понимаем, что самостоятельно не справимся. Единственным выходом видится вхождение в какую-либо государственную программу.
«Не надо дуть на океанскую волну»
– Осторожно скажу, что в будущем году мы надеемся выйти на другой уровень, – говорит Антон Васильев. – На самом деле всё, что мы до сих пор делаем, – хорошо, но этого слишком мало. Можно сказать, что пока мы дуем на океанскую волну в попытке повернуть её в другую сторону. Чтобы не дуть на волну, а по-настоящему изменить ситуацию, нам нужны крупные инфраструктурные проекты.
Одним из таких проектов должно стать создание технопарка Байкальского фармацевтического кластера. Сейчас проект находится на стадии разработки технико-экономического обоснования. При благоприятном стечении обстоятельств уже в следующем году можно будет говорить о привлечении федеральных средств на реализацию этого проекта. По плану ТЭО проекта будет готово уже в этом году.
– Но это некая идеальная картина, – говорит Антон Васильев. – Жизнь показывает, что реализовать задуманное в этом виде удаётся крайне редко. Но нам есть к чему стремиться. Огромный индустриальный парк Химград в Казани, объединяющий сегодня 262 резидента с суммарным оборотом 14 миллиардов рублей, тоже начинался с небольших проектов. Просто они стартовали в 2005 году, а мы начинаем сейчас.
В феврале 2016 года в Иркутске планируется проведение международной научно-практической конференции на базе института химии ИГУ. Это ещё один проект Байкальского фармкластера.
– Мы возлагаем на неё большие надежды, – добавляет Антон Васильев. – С одной стороны, планируем пригласить учёных, у которых уже есть готовые разработки, а с другой – бизнесменов, которые могут вложить деньги в эти проекты. Проекты в области действительно имеются, и многие из них уже пылью покрылись, как разработки того же «Биосинтеза». Но это не важно, потому что их всё равно можно коммерциализировать. Рынок услуг, торговля у нас развиты достаточно хорошо. А вот производства не хватает, и многие уже готовы вкладывать деньги именно в производство. Нужно только показать интересные проекты.
ЦКР выделяет средства на разработку бизнес-планов для конкретных перспективных проектов. С этими бизнес-планами можно искать кредитные ресурсы.
– Кстати, у нас есть примеры, когда люди торговали овощами, а потом пришли и организовали производство лекарственных препаратов, – говорит Антон Васильев. – Одно из наших предприятий появилось благодаря тому, что бизнесмен познакомился с профессором, поверил в его идею и вложил в неё деньги. Сегодня мы продвигаем этот препарат среди других продуктов наших резидентов.
Уже есть понимание, что важно не только действовать на уровне региона, но и заходить в какие-то межрегиональные ассоциации. Например, недавно была создан межрегиональный совет, в который входят и представители иркутского фармкластера. Его задача на ближайшее будущее – объединить фармацевтические и биофармацевтические кластеры Сибирского федерального округа в рамках Сибирской биотехнологической инициативы и выйти на федеральный уровень со своими проектами.
Однако главным успехом работы фармкластера будет не проведение конференций и круглых столов, а появление на аптечных полках новых препаратов, сделанных на Байкале, в Иркутской области. Здесь многое зависит от позиции, которую займёт новое руководство области.