издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вы на стороне кого?»

Региональным властям придётся выбирать между интересами общественности и коммерсантов

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Две акции в защиту скальника Старая крепость прошли на прошлой неделе, одна – у самого останца в Шелеховском районе, вторая – в сквере напротив областной администрации в Иркутске. Общественность снова, как и в 2012 году, недвусмысленно выступила против ЗАО «Дорожник», которое пытается распилить скалу ради редкого розового гранита.

«Горжусь уничтожением памятника»

– Природа важнее прибыли! Природа важнее прибыли! – скандируют люди с транспарантами у подножия Старой крепости. Несмотря на рабочий день – вторник и обещанный метеорологами снег, акция протеста против добычи камня на одном из красивейших скальников Олхинского плато собрала около 50 человек. Однако те, к кому обращены эти слова, вряд ли их услышат: владельца лицензии ЗАО «Дорожник» здесь представляют испуганная собака на цепи, сторож Алексей и три трактора. 

Охранник защитникам природы мешать не пытается, но разыгрывает случай краткосрочной амнезии: когда последний раз видел рабочих, не помнит, зато охотно рассказывает о событиях тридцатилетней давности.

– Взрывали здесь знаете когда? Когда строили музыкальный театр и надо было его чем-то отделать. В 1980-е я здесь работал. Принимал непосредственное участие в уничтожении этого памятника природы, – ухмыляется Алексей. 

– Вы гордитесь этим? 

– Да, этим горжусь. 

Сейчас рабочих нет, но видны следы их жизнедеятельности: недавно вырубленные деревья, свежий скол на стене скальника. Две недели назад Западно-Байкальская межрайонная прокуратура начала проверку деятельности «Дорожника» и выдала предостережение, согласно которому предприятие должно было прекратить работы до окончания проверки. Однако неутомимые добытчики, видимо, не смогли остановиться: с северной стороны Старой крепости от останца отрезали выступ и даже не потрудились забрать – бросили тут же, в грязь, раскатанную тяжёлой техникой. «Наверное, была мысль обкорнать скалу со всех сторон, чтобы её уже нельзя было признать памятником», – предполагает активист Антон Кузьмин. Зачем ещё это потребовалось, трудно представить: с другой, южной стороны невозможно не заметить большую кучу уже наломанного камня – грузи и вывози. 

«Ничего уникального»

Прокуратура притормозила деятельность «Дорожника», но обеспечительные меры на время разбирательства –
вывод техники – не помешают, считают активисты

Охранник Алексей ошибся: в отличие от других останцов Олхинского плато – например, Идола, Витязя и Старухи – Старая крепость не имеет официального статуса памятника природы. Хуже того, на бумаге она является месторождением полезных ископаемых. Благо даже копать не надо – редкий розовый гранит удобно лежит на поверхности. «Старая крепость» – это месторождение, которое было разведано в советские годы. И организация лицензию получила не на скальник, а на месторождение. Старая крепость не является памятником природы, нет оснований для внесения скалы в памятники. Ничего уникального там нет», – прямо говорит министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук. 

Но люди в ней что-то находят – каждый год скалу посещает порядка 3-4 тысяч туристов, говорит Антон Кузьмин, профессиональный тургид. 

– В советское время добыча гранита велась гораздо аккуратнее: вокруг разбирали мелкие останцы, собирали камни, – заочно возражает он министру. – Когда в 90-х началась добыча с помощью взрывов, это было остановлено Валентином Брянским, заслуженным путешественником России. Человек, который отдал всю свою жизнь туризму, написал немало книг, путеводитель по тропам вокруг Байкала, тогда отстоял скалу. 

Ещё один аргумент в защиту скальника приводит преподаватель факультета охотоведения ИрГАУ, президент фонда «Снежный барс» Дмитрий Медведев: как и другие останцы, Старая крепость может быть местом обитания редких или краснокнижных растений и животных.

– На Старой крепости могут жить редкие летучие мыши и другие виды. Это почва для проведения экологической экспертизы, – считает Дмитрий Медведев. – Непозволительно такие места уничтожать. В Красноярске из-за Столбов организовали целый заповедник.

О том, что скальник не имеет особой ценности, министр природных ресурсов утверждал и на встрече с группой активистов вечером 6 октября. 

– Мы, в свою очередь, неоднократно говорили, что ценность Старой крепости не только в том, что этот гранит один из немногих в регионе имеет розовую окраску, – рассказывает Татьяна Калихман, ведущий научный сотрудник Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. – Это самый доступный из скальников Олхинского нагорья, его могут посещать туристы, не обладающие специальными спортивными навыками, родители с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями. Он ближе всего и к железной, и к автомобильной дороге, до него легко добраться. 

В 2006 году по заказу Шелеховской администрации, которая в 2007 году выдала лицензию на разработку этого месторождения, Институт географии выполнил проект обоснования создания природного парка «Витязь», особо охраняемой территории регионального значения. Но прошло почти 10 лет, и проект надо актуализировать. Теперь мэрия Шелеховского района как бы не замечает происходящего, а областное министерство природных ресурсов, утвердившее лицензию, кажется, сделало свой выбор между ресурсами и природой. 

Месторождение в ООПТ

Антон Кузьмин, активист: «Никто не потрудился выяснить,
находится ли на территории месторождения ландшафтный памятник.
Лицензия была выдана на скорую руку, я считаю»

Когда «Дорожник» начал добычу гранита на Старой крепости в 2012 году, Олег Кравчук обещал, что скальники Олхинского плато будут объединены в природный парк «Витязь». Три года прошло, а дело не сдвинулось ни на йоту (о том, что разработчик проекта парка «Госземкадастрсъёмка-ВИСХАГИ» завалил эту работу, наша газета писала в предыдущих номерах). Так что теперь Старая крепость, если следовать букве закона, фактически беззащитна: в областном бюджете на разработку проекта природного парка средств нет и в ближайшее время не предвидится, говорит Олег Кравчук. 

У защитников Крепости, между тем, крепнет ощущение, что у известного благодаря скандалу со скальником слюдянского «Дорожника» есть серьёзная поддержка – прямых доказательств тому нет, тем не менее это чувствуется в изменении тона коммуникаций с общественностью. 

– Скажем, когда мы пару лет назад проводили круглый стол о возможных вариантах границ природного парка и приглашали туда ЗАО «Дорожник» и всех заинтересованных лиц, представитель компании вёл себя вполне адекватно и был готов искать компромисс, работы на тот момент были приостановлены. С прошлого пикета прошло три года, ситуация не изменилась. И вот вдруг в этом году возобновилось разрушение скалы, – отмечает Татьяна Калихман. 

Слюдянское ЗАО «Дорожник» выжидало три года,
чтобы вернуться к разработке скальника

Впрочем, общения с прессой и активистами руководство компании избегает. Когда акция на Старой крепости фактически закончилась и почти все участники разъ­ехались, на место прибыл чёрный джип, из которого вышли три почти одинаковых человека: чёрные кожаные куртки, остроносые туфли, кепки, бегающие глаза. Один сразу отправился по-деловому осматривать скальник – не прихватили ли протестующие гранита, догнать его не удалось. Второй, улыбаясь, отказался от комментариев, сославшись на то, что он простой водитель. Третий заверил, что не имеет никакого отношения к «Дорожнику» и сказать ему нечего.

По словам помощника Западно-Байкальского межрайонного прокурора Ольги Бутрик, прошлая проверка «Дорожника» закончилась представлением в адрес губернатора Иркутской области. Дело в том, что два нормативных акта правительства противоречат друг другу: с одной стороны, департамент по недропользованию предоставил этот участок недр для добычи полезных ископаемых, когда администрация Шелеховского района ра­зыграла лицензию на торгах; с другой – есть схема территориального планирования, по которой участок входит в предполагаемый парк «Витязь». Проще говоря, прокуратура предложила правительству определиться, что важнее, и занять конкретную позицию.

– Проблема в следующем: участок «Олхинское месторождение» входит в границы предполагаемой особо охраняемой природной территории, – объясняет помощник прокурора. – Лицензия была выдана законно, единственное, что участок, где находится скала, относился к зелёным зонам. Аукцион должен был быть проведён после того, как участок был выведен из зелёной зоны.

Нарушения при выдаче лицензии – пока чуть ли не единственная возможность легального её отзыва. Прокуратура готовит заявление в суд о приостановлении деятельности «Дорожника» на этом участке и намерена к 15 октября дать заключение по результатам межведомственной проверки. В ней участвовали специалисты Росприроднадзора, Службы по охране озера Байкал, Службы по охране животного мира региона, министерства природных ресурсов. 

– Сразу же визуально были выявлены нарушения [«Дорожника»], касающиеся рубки лесных насаждений на участке, – продолжает Ольга Бутрик. – Проектом данные рубки не были предусмотрены.

Второй вариант – добровольный отказ компании от лицензии. 

– К сожалению, в течение нашей часовой встречи с министром несколько раз прозвучало, что на сегодняшний день министр ничего сделать не может, кроме как обратиться к руководству ЗАО «Дорожник» и просто по-человечески попросить прекратить работы, – говорит Татьяна Калихман. – Нам рекомендовали обращаться в суд. Мы в любом случае собирались это сделать, поскольку с 2012-го ситуация не изменилась, решения не были найдены. 

Новые обещания

Охранник, представившийся Алексеем, гордится, что участвовал в разрушении Старой крепости ещё в 1980-х

Активисты также обратились к Заксобранию и губернатору региона, чтобы они приняли участие в разрешении конфликта между общественностью и коммерческим предприятием. В четверг в сквере Кирова состоялся ещё один пикет в защиту скальника. В нём приняли участие около 150 человек, собрано более 1600 подписей под обращением к властям региона. К протестующим вышел заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов, совсем недавно занявший это кресло.

– Вы на стороне кого? – поспешили расставить точки над «И» активисты.

– Я на стороне закона и интересов граждан, – быстро нашёлся Дмитрий Чернышов. Он уточнил, что пришёл выслушать пикетчиков по поручению губернатора, сообщил, что уже обсудил проблему с заместителем прокурора Иркутской области, и пообещал встретиться с инициативной группой, когда проверка прокуратуры закончится – то есть в середине этой недели. 

– Очевидно, что по результатам проверки – нарушения уже видны – будет подано заявление в суд природоохранным прокурором по отмене результатов конкурса, по результатам которого был заключён контракт с «Дорожником», – заявил замгубернатора. – Помимо этого, чтобы «Дорожник» не продолжал добычу, будет подано заявление о принятии обеспечения иска.

К понедельнику защитникам скальника дали понять, что они свою задачу выполнили

Министерство природных ресурсов ждёт внутреннее расследование в связи с прошлогодним представлением прокуратуры. Дмитрий Чернышов дал обещание разобраться и «выявить виновных лиц», а главное, остановить уничтожение скальника. Хочется надеяться, что оно не повторит судьбу заверений Олега Кравчука, сделанных при аналогичных обстоятельствах. 

 

Остановили «Дорожник»

Общественная палата региона распространила сообщение об остановке разработки Старой крепости  

Руководство ЗАО «Дорожник» и министерство природных ресурсов Иркутской области после длительных переговоров пришли к единому мнению: скальный останец «Старая крепость» надо сохранить, говорится в сообщении, распространённом по итогам экстренного заседания Общественной палаты Иркутской области. Для этого его выделят в отдельную территорию, которая будет огорожена и охраняема. Недропользователь, используя новые безвзрывные технологии для производства добычных работ, гарантирует отсутствие разброса осколков и вреда рядом стоящему останцу.

По результатам обсуждения решено направить в адрес губернатора Иркутской области обращение Общественной палаты Иркутской области с просьбой дать указание региональному министерству природных ресурсов и экологии рассмотреть вопрос выделения скального останца «Старая крепость» в отдельный блок в границах участка недр по лицензии ИРшл 00027 ТЭ, списания его запасов с государственного баланса в установленном порядке, внесения дополнительного пункта в соглашение к указанной лицензии об ограждении и охране территории останца. А министерству финансов Иркутской области рассмотреть вопрос выделения средств из областного бюджета на реализацию в 2016 году мероприятия по образованию ООПТ (природный парк «Витязь») в Шелеховском районе в рамках подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014–2018 годы.

(соб. инф.)

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры