«Середнячки» могут рискнуть
Согласно прогнозу British Petroleum, до 2035 года Россия останется самым крупным экспортёром энергетических ресурсов в мире – 712 МТНЭ, что отвечает потребностям 4% мирового спроса. Причём спрос на газ в мировом масштабе будет увеличиваться на 1,9% каждый год.
Британские аналитики отмечают, что по добыче газа Россия будет по-прежнему занимать второе место (первое место у США) с показателем 779 млрд кубометров в год. Большая часть добычи будет приходиться на традиционные запасы. В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак отметил на Национальном нефтегазовом форуме, что к 2035 году добыча газа в России увеличится до 885 млрд кубометров. Для сравнения, в 2014-м этот показатель составил 640 млрд. Выявленные на начало прошлого года запасы газа в России по А, В, С1 оцениваются в 49,5 трлн кубометров. С учётом этих запасов российского газа хватит примерно на 65 лет.
Анализ сложившейся за последние годы ситуации с приростом запасов газа показывает, что она крайне напряжённая. Разведанность ресурсов газа в среднем равна его добыче, что составляет не более чем 25–30% от всех запасов в стране. Около 90% добытого газа обеспечено запасами, подготовленными ещё в советское время, с соответствующими затратами на поиск, разведку и низкую стоимость проведения геолого-разведочных работ. Тот прирост запасов, который обеспечивается за счёт разведывания новых территорий, сейчас на две трети меньше, нежели в доперестроечный период. Основная причина обнаруживается в недостаточных инвестициях в геологоразведку.
В целом динамика разведки новых месторождений снижается, начиная с 2008 года крупным игрокам российского нефтегазового бизнеса интересны месторождения с доказанными запасами, те, что с большей вероятностью принесут доход. Остаётся надежда на небольшие независимые компании. У них мало шансов получить доступ к разработке крупного месторождения, зато есть возможность освоить ресурсы перспективного лицензионного участка и, в случае успешной добычи, с лихвой возместить все затраты. К слову, в США 70% полезных ископаемых добывается за счёт таких «середнячков». В России подобная практика не распространена повсеместно.