Социальная справедливость при капремонте
Парламентарии Иркутской области не приняли изменения в закон о капремонте
На первой осенней сессии Законодательного Собрания депутаты не поддержали идеи своего коллеги-самовыдвиженца по избирательному округу № 20 (Усть-Илимск) Анатолия Дубаса. Он предлагал в перечень способов определения степени износа несущих конструкций многоквартирных домов добавить визуальный осмотр зданий. Также, по мнению Дубаса, необходимо расширить критерии для исключения домов из региональной программы капремонта. Кроме того, считает Дубас, при определении очереди на капремонт не должно влиять на решение наличие совета дома или оплата жильцами коммунальных услуг.
Региональный закон о капитальном ремонте многоквартирных домов неоднократно подвергался критике депутатами различных фракций. На этот раз с инициативой внести существенные изменения выступил самовыдвиженец Анатолий Дубас. По его словам, при реализации регионального закона о капремонте № 167 в муниципальных образованиях Иркутской области выявлены пробелы правового регулирования и некоторые противоречия федеральному законодательству. Претензии у парламентария как к определению очерёдности проведения капремонта, так и к критериям срока работ и обследованию физического состояния конструкций домов.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Дубас предложил расширить ещё одним пунктом: сделать обязательным фактическое обследование физического состояния конструкций домов до капремонта. Речь идёт о визуальном осмотре домов на наличие трещин и разрушений, а также инструментальном заключении о деформациях домов, вызванных осадками или выпиранием зданий, креном зданий, иными деформациями зданий.
«Проведение данных работ может сохранить на более долгий срок жилой фонд, так как можно будет устранять возникшие проблемы своевременно, не доводя их до полного разрушения конструкций дома. Своевременный диагноз позволяет предотвратить заболевание, что гораздо проще и менее затратно, чем его лечение», – уточняет Дубас в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению депутата, необходимо исключить из региональной программы капремонта не только аварийные и ветхие дома или здания, в которых всего три квартиры и меньше, но и дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыши, стен, фундамента) которых превышает 70%.
Любопытно, что Анатолий Дубас выступил категорически против требований наличия совета дома и высокой собираемости за коммунальные услуги, которые сегодня входят в условия выстраивания всех домов в области в очередь на капремонт. «Наличие совета дома не в состоянии замедлить износ несущих конструкций дома. Более того, данное требование нарушает принцип добровольности вхождения граждан Российской Федерации в любые объединения и советы и пребывания в них (статья 30 Конституции Российской Федерации)», – подчеркнул он.
По его мнению, «привязка» уровня оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги к срокам проведения капитального ремонта также противоречит правам граждан. Он подчеркнул, что текущий ремонт и капитальный ремонт несут под собой разные цели и задачи. К тому же обязанности за своевременное исполнение платежей за текущий ремонт и коммунальные услуги лежит, в силу договора об управлении, на управляющих компаниях. Они взимают с жильцов за эти услуги оплату и осуществляют организационные мероприятия по взысканию задолженности по коммунальным платежам.
«Закон о капитальном ремонте не ставит цель об обеспечении своевременных платежей по оплате за жилые помещения – данные проблемы разрешаются требованиями раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги», – подчеркнул Анатолий Дубас. Принятие предложенных им изменений в закон не связано с дополнительным расходованием средств бюджета Иркутской области, считает депутат. Однако с ним категорически не согласилось региональное правительство. Как следует из заключения правового управления губернатора и правительства Приангарья, расширение перечня услуг или работ по капремонту «неизбежно повлечёт рост расходов собственников помещений вследствие увеличения минимального размера взноса на капитальный ремонт и, как следствие, может привести к социальной напряжённости среди собственников помещений в многоквартирных домах».
Прокуратура Иркутской области и вовсе заключила, что оснований для изменений данного перечня нет, потому что ежегодная техническая инвентаризация домов предусмотрена действующим областным законом о капитальном ремонте.
Что касается исключения домов, фактический износ которых превысил 70%, данный пункт требует дополнительной проработки и даже создания специального правового акта, считают в правительстве. «В случае принятия такого решения накладывается обязательство: не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством», – отметили в правительстве. В свою очередь, такие меры требуют серьёзных финансовых вливаний из регионального бюджета. В областной прокуратуре также отметили, что данные изменения возможны только «исходя из вопросов целесообразности и возможностей областного бюджета».
«При принятии данных поправок возникнет необходимость признания аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов. В данной ситуации объём жилья, подлежащего переселению, увеличится в разы и окажется нерешаемой проблемой для муниципалитетов региона в целом», – прокомментировали в Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.
Не поддержали эксперты и идею Дубаса не обращать внимания на должников по коммунальным счетам. По мнению исполняющего обязанности генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов области Андрея Микуляка, не стоит разграничивать взносы на капремонт и остальные коммунальные платежи. Они, в соответствии с Жилищным кодексом, в совокупности составляют плату за жилое помещение. «Установление такого критерия, как уровень исполнения собственниками помещений в многоквартирном доме, отвечает принципу социальной справедливости, так как в первую очередь ремонтируются те многоквартирные дома, собственники которых своевременно оплачивают взносы в фонд капитального ремонта», – добавил Микуляка.
В итоге на сессии депутаты Заксобрания в первом чтении не поддержали изменения закона, которые предложил Анатолий Дубас.