Первые заявления
Новый губернатор рассказал о планах развития промышленности в регионе
Во время подсчётов голосов Сергей Левченко неоднократно на бегу встречался с журналистами. В понедельник, когда результаты голосования уже были известны, избранный губернатор провёл большую пресс-конференцию, на которой поделился планами развития региона. Подробно Левченко остановился на вопросах газификации и возможного закрытия Ангарского электролизного химического комбината.
Аппендицит «Силы Сибири»
К вопросу газификации Иркутской области Сергей Левченко во время сорокаминутной пресс-конференции возвращался неоднократно. При этом он дал понять, что существующим положением дел недоволен: «Много ли мы испытываем удовольствия от того, что наше Ковыктинское месторождение будет загоняться в магистральную трубу и отправляться в Китай?» – обратился к журналистам Левченко. Но конкретных планов по изменению такого положения дел выбранный руководитель пока не назвал. Впрочем, успокоил, что поддержка Госдумы по вопросу газификации Приангарья имеется. По его словам, депутат Государственной Думы, председатель комитета Госдумы по электроэнергике, представитель «Газпрома» Павел Завальный прислал Левченко смс-сообщение, в котором заверил, что он будет всячески помогать со всеми проектами, касающимися «Газпрома» в Иркутской области.
При этом Левченко оговорился, что возлагать надежды на «Газпром» всё же не стоит. По его словам, заинтересованные в газификации компании региона намерены самостоятельно решать вопрос.
– Мы должны считаться: труба «Сила Сибири» идёт из Якутии, в Амурской области запланированы два комплекса – один по газопереработке, другой по сжижению газа. Мы в «Силе Сибири» в виде аппендицита. «Саянскхимпласт» готов сам находить инвесторов, вкладывать средства, чтобы от Ковыктинского месторождения до своей промплощадки провести трубу и заниматься переработкой сырья на комбинате. Это около трёх миллиардов кубометров газа, что соответствует объёму газификации всех домовладений Иркутской области. Есть компании, по которым решения ещё не приняты, имею в виду энергетику и Ангарскую нефтехимическую компанию. Владельцы «Иркутскэнерго» не определились, стоит ли им переходить с угля на газ. Видя, что затягивается вопрос газа в Иркутской области, они приобрели «Востсибуголь». Теперь имеют полную цепочку, сами себя обеспечивают углём, – добавил Сергей Левченко.
Между тем в перечень инфраструктурных объектов, озвученный правительством России в начале сентября, газопровод «Ковыкта – Саянск – Иркутск» уже вошёл. Подробно об этом изменении «Сибирский энергетик» рассказывал в материале «Саянску – опять газовая труба» в номере от 11 сентября 2015 года.
Склад ядерных отходов
Неожиданно Сергей Левченко заявил о скором закрытии Ангарского электролизного химического комбината.
– Корпорация «Росатом» идёт к тому, чтобы его закрыть и сделать складом ядерных материалов, которые накопились за время работы этого предприятия. Корпорация приняла решение сконцентрировать всю переработку в Томской области – в Томске-7. Вы знаете, что после событий в Японии многие страны отказались от производства энергии при помощи атомных станций. Соответственно, снизилось количество поставок нашего сырья. И «Росатом» принял решение несколько предприятий убрать, в том числе Ангарский электролизный комбинат. Поэтому не то что переработки, у нас и предприятия не будет, если мы не найдём выход из этой ситуации, – подчеркнул Сергей Левченко.
Однако на АЭХК с его заявлением не согласились и озвучили свою позицию.
– АЭХК работал, работает и будет работать, – сообщила пресс-секретарь компании Елена Песикова. – У «Рос-атома» нет планов по его закрытию. На разделительном производстве установлены газовые центрифуги нового поколения, срок их работы около 30 лет. Сегодня АЭХК выпускает сырьевой гексафторид урана с природным содержанием U235 на уровне 0,711%. Перерабатывает накопленные за время деятельности комбината так называемые «хвосты». После переработки низкообогащённый гексафторид урана отправляется на дальнейшую переработку на АО ЭХЗ в город Зеленогорск. Кроме этого предприятие активно занимается выводом из эксплуатации тех объектов, которые сегодня остановлены (диффузионный цех и сублиматное производство). Это тоже очень серьёзная проблема, ею в нашей стране мало кто занимается. Работы планируется завершить к 2026 году. Примерная стоимость – порядка 30 миллиардов рублей. До этого года предприятие должно работать, без действующего производства всё это осуществить невозможно.
В компании добавили, что сейчас проводятся большие работы и по реализации неядерных проектов: по производству ангидрида трифторметансульфокислоты, оксидов ниобия и тантала и углеродных сорбентов. По первому проекту начало выпуска продукции запланировано на четвёртый квартал 2016 года, отметила Песикова. Ангидрид трифторметансульфокислоты используется при производстве фармацевтических препаратов последнего поколения, электроники и ЖК-дисплеев.
Основной продукцией второго производства являются оксиды ниобия и тантала. Они используются в изготовлении танталовых конденсаторных порошков и металлического тантала в виде фольги, проката, мишеней. Значительная часть тантала применяется для производства суперсплавов для авиадвигателей, сверхпроводников для ЯМР-томографов, компонентов микроэлектроники. Побочным продуктом является оксид ниобия, который используется для получения феррониобия вакуумного сорта, алюмо-ниобиевой лигатуры, никель-ниобиевого сплава, металлического ниобия. В настоящее время оксиды ниобия приобретаются за рубежом, таким образом, создаваемое производство ориентировано на замещение импорта.