Рожать или не рожать?
Выстроив последовательную демографическую политику, можно заметно повысить рождаемость
Статистика знает всё. И стремится узнать ещё больше, проводя серию социально-демографических исследований, интересуясь использованием труда мигрантов, условиями жизни населения, доходами и отношением к социальным программам, рационом питания, затратами времени на различные дела и наличием досуга, доступностью услуг образования, здравоохранения и социального обслуживания, решением вопросов трудоустройства, вредными привычками и их влиянием на здоровье. А порой вторгаясь в интимную сферу, пытаясь узнать самое сокровенное: а не ждёте ли аиста? Быть может, эта птица регулярно приносит в ваш дом младенцев или всегда пролетает мимо?
Выборочное обследование репродуктивных планов населения Росстат проводил в 2012 году. Были получены любопытные данные, которые и сегодня не утратили своей актуальности.
Итак, масса таблиц, ряды цифр, а за ними – людские судьбы, личные планы, отношение к жизни. Для начала заметим, что мнение респондентов-мужчин и женщин учитывалось отдельно. И по большинству вопросов представители разных полов были практически единодушны, показывая незначительное расхождение во взглядах.
По вопросу о возможном влиянии государства на рождение детей большинство уповает на помощь: 50–53% опрошенных мужчин и женщин считают, что государство должно заинтересовать семью в увеличении числа детей, создав необходимые условия. А 40% респондентов полагают, что государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она сама хочет. И только 7–10% не хотят государственного вмешательства.
Решая этот важный вопрос, семьи руководствуются разными мотивами. В ходе опроса респондентам предлагалось каждый из предложенных факторов оценить по пятибалльной системе от единицы (минимальное значение) до пятерки (максимальная значимость). Приводим женскую оценку. По сумме ответов ни один из перечисленных в анкете факторов не получил итоговой пятёрки и даже четвёрки. Главный мотив рождения второго ребенка (3,6 балла) – «чтоб имеющийся ребенок не чувствовал себя одиноким». Видно, многие помнят некогда популярную песню «У меня братишки нет, у меня сестрёнки нет…». Этот песенный мотив, в анкете сформулированный так: «Первый ребёнок очень хотел братика или сестрёнку», набрал на балл меньше. И ещё один мотив продиктован заботой о малыше: «Единственный ребёнок может вырасти эгоистом» (3,1 балла).
Во многих случаях родители руководствуются собственными амбициями, решают вопрос с оглядкой на родных и знакомых или в надежде на материальную помощь. Часто решающим бывает желание иметь ребёнка другого пола (3,3 балла), стремление «второй половины» иметь ещё одного ребёнка, не остаться одиноким в старости (3,0 балла). Решение «за» бывает обусловлено необходимостью укрепить семью или снова испытать радость от первой улыбки, первого слова и первых шагов любимого чада (2,8), решить жилищную проблему с государственной поддержкой (2,6), не отстать от имевших двух детей родителей (2,4), друзей и знакомых (1,8), повысить свой авторитет в обществе (2,2). Не исключается и фактор случайности, когда беременность не планировали, но прерывать её не стали (2,3 балла) или число детей в принципе не ограничивалось, сколько Бог даст (2,0 балла).
Эти же мотивы, с несколько иным результатом, присутствуют и при решении вопроса о третьем ребёнке. Кроме того, существуют дополнительные факторы, набравшие по 2-3 балла: желание иметь собственного последователя в лице хотя бы одного ребёнка; чтобы старшие дети научились заботиться о младших; трое детей в будущем смогут больше помогать по дому, в подсобном хозяйстве; семьям с тремя детьми государство больше помогает.
Появление младенца многое меняет в жизни семьи. Респондентам предлагалось оценить, насколько поможет или помешает в каких-то жизненных моментах появление ещё одного (второго или третьего) ребёнка. От 5 до 22% опрошенных затруднились с ответом, значительная часть (40–75%) считают, что это не окажет заметного влияния на многие стороны жизни. Оставшиеся распределились на две группы с разным мнением. Приведем женские ответы. И мужские, в случае заметных расхождений во взглядах.
По данным опроса, малыш помешает получению более высоких личных доходов, повышению благосостояния семьи (30-31% ответов), профессиональному росту (22-23%), интересному, полноценному досугу (25-26%), общению с друзьями (15-16%), сохранению хорошего здоровья (13-14%). Среди мужчин по вопросу о личных доходах, карьере и здоровье число таких ответов в 1,5–2,5 раза меньше. И неудивительно, ведь своим появлением на свет малыш сдерживает, в первую очередь, мамино продвижение по службе. Есть и другой взгляд на эти же «препятствия» для хорошей жизни, но сторонников противоположного мнения значительно меньше.
А в чём-то появление малыша помогает. Самый мощный фактор «за» – укрепление брака: по мнению почти половины респондентов, второй ребенок может устранить возникшую трещину в семейных отношениях; за аналогичные способности третьего ребёнка высказались 37% опрошенных. В качестве плюса – уважение со стороны окружающих (21–25% ответов), сохранение хороших жилищных условий или их улучшение (19–24%). Правда, по части жилья наряду с радужными надеждами есть и ярко выраженный пессимистический настрой:16-17% считают, что ещё один член семьи добавит жилищной тесноты.
В ходе опроса интервьюеры поинтересовались также числом детей: желаемым (идеальным, с точки зрения респондентов) и ожидаемым (фактическим, включая уже имеющихся). Эти цифры не всегда совпадают. Как в фильме «20 лет спустя», где одна из женщин на встрече бывших одноклассников призналась подруге: «Вышла замуж, думала, нарожаю… троих! Родила одного. Решила: хватит!». И в жизни нередко вопреки первоначальным планам и представлениям об идеальной по составу семье фактическое число родов корректируется в меньшую сторону, причём как в малообеспеченных, так и в состоятельных семьях. Материальный достаток, хоть и оказывает некоторое влияние на рождаемость, не означает многодетности. В семьях с низкой оценкой жилищных условий и общего уровня жизни среднее желанное число детей – 2,4, при среднем достатке – 2,3, а при хороших жизненных условиях – 2,2-2,3 (точность расчёта необходима, иначе нивелируются различия). Как видим, с ростом благосостояния уровень желаний не растёт, а несколько снижается.
Но степень достижения изначально желанного результата по мере улучшения жизненных условий чуть повышается. При разном уровне достатка и одинаковом желании иметь двух детей фактически в расчёте на 100 семей ожидается появление соответственно 168, 177 и 181 ребёнка. На 100 семей, желавших трёх детей и так же разделённых по уровню жизни, будет в первых двух группах по 254 ребенка, в последней, самой благополучной – 267.
Разница между желанным и фактическим числом детей при суммировании её по регионам и стране в целом представляет собою демографический потенциал, неиспользованный ресурс. Это нерождённые дети, которые могли бы увидеть свет при выполнении определённых условий, чаще всего материального характера. Выстраивая последовательную демографическую политику, создавая условия для реализации этого потенциала (в первую очередь – в небогатых семьях), можно заметно повысить рождаемость.
В своё время импульсом деторождения послужило введение материнского капитала. Стоит вопрос о продлении или прекращении этих выплат. И окончательное решение, возможно, продиктуют итоги микропереписи населения, которая (на выборочной основе) пройдёт в отдельных населённых пунктах страны в октябре этого года. В ходе этого обследования будет изучаться главная демографическая проблема, сопоставляться теоретически желаемое число детей и реальные планы деторождения. По вопросу об условиях реализации репродуктивных планов будет предложено 12 вариантов ответа, в том числе получение семейного (материнского) капитала, земельного участка под жилищное строительство, субсидии для улучшения жилищных условий. Оценка их значимости в сравнении с другими факторами – реальная основа будущих решений в демографической сфере.