«Подскажите, почему это неэтично?»
В компании «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго») Евгений Быстров выполняет общественную нагрузку уже полтора года. В роли уполномоченного по этике главный специалист по связям с общественностью чувствует себя достаточно уверенно, ведь сама специфика работы требует постоянного общения с людьми, умения не только выслушать, но и донести свою точку зрения. О том, какие вопросы чаще всего звучат в адрес уполномоченного, рассказал «СЭ» Евгений Быстров.
– Хотелось бы немного с вами познакомиться. Давайте попробуем составить некий портрет уполномоченного. Кто он?
– Давайте по порядку. Мне 31 год, в компании работаю четвёртый год. Женат, воспитываю двух сыновей и дочь… У вас, наверное, сразу возникает вопрос: как такому молодому могли доверить столь важную и ответственную миссию? Поначалу я действительно немного смущался, возможно, где-то комплексовал по этому поводу: как я могу указать человеку, который годится мне в отцы, да ещё и имеет серьёзный стаж на предприятии, что он не прав и нарушает этические принципы? Однако как только погрузился в эту работу, то понял, что отсутствие некоего «багажа» на самом деле не недостаток, а преимущество. Этот факт подтвердился, когда ко мне пошли люди с серьёзными вопросами, проблемами…
– По какому принципу строите работу уполномоченного?
– Стараюсь придерживаться принципа полной открытости. То есть двери кабинета уполномоченного открыты абсолютно для всех, любой сотрудник, неважно какого статуса, может прийти и поделиться своей проблемой. При этом ему полностью гарантирована конфиденциальность и защита от каких-либо преследований. Бывает, что люди действительно приходят с серьёзным вопросом, за консультацией, а бывает, что просто поговорить по душам.
Все мои контакты находятся в открытом доступе, в каждом подразделении на видном месте развешаны плакаты «Неравнодушной линии».
– Можете привести какие-то конкретные примеры обращений?
– Здесь надо быть осторожным, чтобы не оскорбить людей, которые так или иначе являлись участниками этих процессов. К примеру, нередки случаи, когда родители стараются пристроить детей под свою опеку. Мотив понятен, но в этом случае мы совместно с дирекцией по персоналу обращаем внимание сотрудника на неэтичность поступка. Безусловно, это хорошо, что наши сотрудники дорожат престижем своего предприятия и рекомендуют своим детям приходить сюда работать. Однако, чтобы избежать конфликта интересов, в таких случаях мы настаиваем на приёме на работу на конкурсной основе. Если претендент на вакантное место сумеет доказать, что он действительно лучший в данной специализации, то добро пожаловать. Правда, всё равно в соответствии со Сводом рекомендуется отстранить родителя от возможности каким-либо образом влиять на формирование зарплаты и продвижение по карьерной лестнице своего отпрыска.
Есть случаи, когда на «Неравнодушную линию» обращаются люди с жалобой на неэтичное поведение своих коллег. Это может быть и оскорбление, и хамское поведение, или просто безобидный поступок, но расценённый как оскорбление. В таких случаях общаешься тет-а-тет с каждой стороной конфликта, приводишь доводы, пытаешься убедить. Если ситуация действительно очень сложная и неоднозначная, то собираем этический совет. Как правило, в него входят уважаемые, авторитетные сотрудники предприятия, способные дать объективную оценку сложившейся ситуации и каким-то образом повлиять на разрешение конфликта. Стоит отметить, что такая рабочая группа носит временный характер, скажем, в другой ситуации её состав может быть совершенно иным.
Но неразрешимых конфликтов ещё не было.
Был недавно один любопытный, неоднозначный случай, когда несколько наших сотрудников во время предвыборной гонки занимались в нерабочее время агитацией за оппонента нашего кандидата (от предприятия). Безусловно, согласно Кодексу во внерабочее время сотрудники имеют право участвовать в каких-либо политических агитациях, но нами было расценено такое поведение как диверсия. То есть сложилась ситуация, когда свои агитировали против своих же. В этом случае была проведена профилактическая беседа и указано на неэтичность такого поведения. Всё-таки работники компании должны мотивироваться в первую очередь интересами своей компании и понимать, к каким рискам может привести их действие или бездействие.
Бывает, и молодым модницам, желающим излишне подчеркнуть свои физические данные, приходится делать замечания (смеётся. – Прим. автора). Конечно же, в корректной тактичной форме, чтобы никого не обидеть. Ведь в Своде чётко сказано о дресс-коде для работников офиса.
Кроме того, я как уполномоченный включён в состав комиссии по трудовой дисциплине. Даю оценку произошедшему инциденту с точки зрения Кодекса, указываю виновному на тот или иной пункт, который был нарушен, ещё раз довожу до сведения, что такое поведение недопустимо. А далее уже коллегиально принимаем решение либо уволить человека, либо вынести замечание, лишить премии. Бывают и такие случаи. А вообще очень много людей приходит просто за консультацией по поводу каких-то рабочих моментов. Конечно, бывает, что за помощью приходится обращаться к уполномоченному по этике En+. Помощь, как правило, приходит незамедлительно.
Я считаю, лучший способ избежать конфликтов – это их профилактика. С этой целью систематически проводим встречи в цехах и подразделениях общества. Информируем сотрудников о наиболее ярких инцидентах и их последствиях, рассматриваем варианты поведения в той или иной ситуации. Разъясняем какие-то спорные или непонятные моменты Кодекса, Свода, политики в отношении конфликта интересов. Также при приёме на работу каждый новый сотрудник в обязательном порядке знакомится с нормами и принципами Кодекса.
– Есть ли поддержка и понимание работы уполномоченного со стороны генерального директора?
– Абсолютная! Я считаю, именно безоговорочная поддержка Сергея Александровича, его желание и заинтересованность в том, чтобы на предприятии был благоприятный внутренний климат, в большой степени сыграли на продвижении Кодекса корпоративной этики в обществе и утверждению его ценностей в подразделениях. С каждым поступившим обращением генеральный директор лично знакомится, подсказывает, контролирует процесс рассмотрения и решения вопроса. Если ситуация требует непосредственного вмешательства Сергея Александровича, то он оперативно принимает необходимое решение. Главное, чувствуется поддержка и понимание важности формирования этического поведения в обществе со стороны администрации. Это очень помогает в эффективности и качестве работы уполномоченного. Работу по продвижению Кодекса планируем продолжать и дальше, для этого у нас есть не только желание, но и понимание того, как эффективней это можно сделать.
Быстров Евгений Владимирович – уполномоченный по корпоративной этике АО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго»). Тел. 8-(3513)-29-70-08, mail: ethics@uenergo.ru