издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Американка с сибирскими корнями

Американка Барбара Харрис десять лет мечтала приехать в Иркутск и, наконец, приехала. Барбара погуляла по иркутским улицам и побывала в двух учебных заведениях – православной женской гимназии и в школе № 72. В ту далёкую пору, когда в старинном здании на берегу Ангары располагалась Хаминовская женская гимназия, в ней училась бабушка Барбары – Варвара Рублёва.

Прадедушка Барбары Харрис, русский купец из Улан-Удэ Павел Рублёв успешно торговал чаем в самом начале ХХ века. В 1904 году у Павла и его жены Людмилы родилась первая дочь, которую назвали Варварой. Через много лет в её честь назовут внучку. Только девочку будут звать на американский манер – Барбара, и она почти совсем не будет говорить по-русски. 

Когда Варваре было восемь лет, мама тяжело заболела и умерла, не доносив своего пятого ребёнка. 

Отец остался вдовцом с четырьмя маленькими детьми на руках. Без женской помощи поднять детей не представлялось возможным, и он позвал в дом сестру жены Софию. София согласилась стать второй матерью, но только троим детям. Варвару решено было отправить учиться.

Так маленькая Варя оказалась в Иркутске, в Хаминовской гимназии. Здесь она проучилась семь лет, о которых потом часто рассказывала внукам. Затем случилась революция. Хаминовскую гимназию закрыли, учениц распустили по домам. 

– К счастью, к тому времени бабушка уже встретила дедушку, – рассказывает Барбара. – Он был бравый польский солдат, настоящий красавец. 

Польский солдат Станислав Мазуркевич приехал в Иркутск не по своей воле. Воевать и умирать непонятно за что он не хотел категорически. Поэтому и придумал хитрый план, как им с Варварой убежать от войны и страшной русской революции в Соединённые Штаты. 

Сначала Станислав в одиночку добрался до Харбина. Обустроившись и оглядевшись, стал хлопотать о том, чтобы вывезти беременную Варвару, которая вернулась к отцу в Улан-Удэ. Семейная легенда гласит, что он отправил возлюбленной записку с подробными инструкциями о том, как пересечь русско-китайскую границу, со знакомым священником, который ехал в Улан-Удэ по железной дороге. Священник выполнил свою миссию и передал Варваре инструкции, в точности следуя которым она и добралась до Харбина. 

Там у Варвары и Станислава родилась первая дочь Ольга-Мария, которая потом стала мамой Барбары. В то время Варваре было всего 16, а Станиславу – 29 лет. 

С грудным младенцем супруги отправились в Соединённые Штаты. Конец этой истории был счастливым. Они доплыли до вожделенного американского берега, обосновались в Сиэтле и прожили там всю жизнь до глубокой старости. Только умерли не в один день. Стани­слав прожил до 78 лет, Варвара пережила его, упокоившись в возрасте 95 лет. 

– Когда я была маленькой, бабушка часто рассказывала нам о своём детстве, о России, об Иркутске и Улан-Удэ, о гимназии, в которой училась, – говорит Барбара. – К сожалению, я не очень внимательно слушала бабушкины рассказы, а только думала о том, чтобы пойти поиграть с друзьями. Теперь мне, на­оборот, всё это очень интересно, а спрашивать уже некого. Ни бабушки, ни мамы нет на свете. 

Барбара говорит, что десять лет мечтала поехать в Иркутск и в Улан-Удэ. Наверно, не давали покоя русские корни, очень уж хотелось ощутить атмосферу, в которой жила бабушка, пройтись по тем улицам, по которым она ходила. Принять окончательное решение, как это часто бывает, помог случай. Недавно друзья подарили Барбаре книгу о России со словами: «Ты же хочешь поехать в Россию. Почему бы тебе, наконец, не сделать это?» Книга открылась ровно на той странице, где описывался двухнедельный тур «Улан-Удэ – Иркутск». «Это знак», – подумала Барбара и, посоветовавшись с мужем, решила, что больше не стоит откладывать поездку. 

Интересно, что муж Барбары Кит тоже кровно связан с Россией. Его германские предки когда-то эмигрировали в нашу страну, из которой много лет спустя их выгнал огненный вихрь революции. «Нужно посмотреть страну, которую отчасти можно считать родиной предков», – сказал Кит и отправился вместе с женой за тридевять земель, в Сибирь. Так американка и немец с русскими корнями оказались в Иркутске.

За три дня в Иркутске Барабара и Кит успели посетить Листвянку и Тальцы, а ещё побывали на традиционной русской даче. В городе их ждала обзорная экскурсия – посещение Знаменского собора и Спасского храма, памятников Колчаку и Александру III, 130-го квартала, театров и музеев. 

– Они читали очень много о России, смотрели документальные фильмы, – говорит переводчик Лидия Шерстобитова. – Достаточно обширные знания сразу выделяют их среди других туристов. Но самой необычной была их просьба устроить встречу с девочками из женской православной гимназии и экскурсию в бывшую Хаминовскую гимназию, где сейчас располагается школа № 72. 

И в школе, и в гимназии необычных гостей приняли радушно. Директор 72-й школы Галина Ковальчук распахнула перед гостями двери исторической части здания, которое до сих пор хранит атмосферу ХIХ-го века. Здание Хаминовской гимназии было построено в 1868 году как частный особняк. После страшного пожара, который уничтожил весь центр города, купец Иван Хаминов отдал свой особняк городу для устройства в нём женской гимназии. До революции в ней училось около 50 девочек. 

В советское время, как и сейчас, в особняке располагалась средняя школа. В 2010 году здесь завершился капитальный ремонт, который буквально преобразил здание. Это и неудивительно, ведь его историческую часть восстанавливали по старым эскизам и постарались максимально воссоздать интерьеры дореволюционной эпохи. Пока тишина наполняла классы, Барбаре наверняка на минутку показалось, что дверь старинного бального зала вот-вот распахнётся и войдут воспитанницы в длинных платьях, а среди них – её бабушка. Но образы прошлого улетают, едва раздаётся заливистый звонок с урока и распахиваются двери кабинетов. 

– Когда школа открылась после ремонта, к нам периодически приходили выпускники давних лет, – рассказала Галина Ковальчук. – Им было интересно посмотреть, какой стала их школа. Самые старшие из них закончили наше учебное заведение в 1951 году. Но никогда ещё не обращались к нам потомки тех воспитанников, которые учились до революции. 

В женской православной гимназии, которая расположена напротив школы, в здании бывшего храма во имя Владимирской иконы Божьей Матери, Барбара и Кит попытались окунуться в особенную атмосферу школы для девочек. Здесь для них устроили встречу со старше­классницами. 

– Иркутск так далеко от Сиэтла. Не страшновато было отправляться в такое длинное путешествие? – интересовались девочки.

– Мы не боялись, ведь мы очень любим путешествовать, – говорит Барбара. – Объехали всю Европу, были в Китае, Корее. Раньше любили устраивать путешествия выходного дня – в Канаду, например, или ездили по США. Теперь у нас нет выходных, нам с мужем за 70 лет, мы пенсионеры, и все дни у нас свободные. Поэтому не нужно выкраивать денёк-другой на поездку, времени хватает. Однако наше путешествие сюда действительно было очень долгим – США – Корея – Иркутск – Улан-Удэ. Там мы сделали выписки из архивных документов, походили вокруг прадедушкиного дома. Из Улан-Удэ нам пообещали «небольшое» путешествие в Иркутск на поезде, которое неожиданно затянулось на восемь часов. Теперь-то мы поняли, что по русским меркам это действительно немного. Ну а сейчас нам предстоит обратный путь в США. 

Барбара всю жизнь проработала учительницей начальных классов, а Кит – инженер. У них двое детей и уже шесть внуков. С фотографии, которые Барбара показывает девочкам, смотрят три внучки Барбары. Все русоволосые и голубоглазые, настоящие русские красавицы. Дети и тем более внуки не говорят ни по-русски, ни по-немецки. Барбара решила написать для них книгу о бабушке Варваре, чтобы они помнили историю совей семьи. 

– Сначала я хотела включить в книгу рассказ о себе, о своей маме и бабушке, – говорит Барбара. – Но теперь, после этой поездки, я решила, что это будет документальная книга исключительно о жизни моей бабушки, Варвары Павловны, урождённой Рублёвой. 

В том, что книга будет написана, сомневаться не приходится. Недаром же Барбара ходит на литературные курсы, которые ведёт журналист из газеты «Сиэтл Таймс». Ещё она посещает открытые общеобразовательные курсы, а недавно увлеклась рисованием. Теперь пишет картины и называет себя свободным художником. 

– Вашим внукам интересно слушать о России, о своих корнях? – поинтересовались гимназистки. 

– Да, мой старший внук поддерживает моё увлечение Россией. Ему 13 лет, он очень сообразительный парень, задаёт много вопросов. Так что мне есть кому передать историю. Иркутск не разочаровал меня. Я увидела именно то, что надеялась увидеть. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры