Нахаловки в рамках закона
Верховный суд России поставил точку в судебном споре по закону «о самоволках» в Улан-Удэ и пригороде. Стало возможным узаконить земельные участки и дома, возведённые до 2001 года. Открытым остался вопрос регистрации самоволок более поздней постройки и домов, возведённых в защитных полосах.
Многотысячный перевес
Вопрос самозахвата земли в Улан-Удэ остро стоит ещё с начала 2000-х годов. Целые деревни нахаловок опоясывают столицу Бурятии, большие микрорайоны разрастаются на левом берегу. Люди годами безуспешно пытались узаконить свои жилища. «При обращении в органы местного самоуправления граждане сталкиваются с тем, что необходимые для оформления прав документы имеются, однако земельные участки и жилые дома на них расположены в зонах, которые в соответствии с Генеральным планом или Правилами землепользования и застройки городского округа Улан-Удэ не предназначены для индивидуального жилищного строительства. Например, на территории микрорайонов Таёжный и Стеклозавод, по улицам Бабушкина, Крылова, Тулаева, Ватутина, Феоктистова», – рассказала глава республиканского минимущества Маргарита Магомедова.
Частный сектор достиг такого размера, что правительству региона приходится считаться с ним и идти на уступки. В феврале этого года правительством Бурятии и Народным Хуралом был принят закон, который позволяет гражданам оформить земельный участок и дом, если он является единственным жильём и участок находится в жилой зоне. Главное условие, которое власти всё же поставили земельным захватчикам: дом должен быть построен до 2001 года. Над этим законопроектом власти республики работали с 2008 года. Ранее легализация самоволок была возможна лишь для домов, возведённых до вступления в силу закона СССР от 6 марта 1990 года.
Надо отметить, что подобные нормативные правовые акты приняты в Пермском и Алтайском краях, Самарской, Владимирской и Рязанской областях, в Республике Хакасия и других регионах. С их помощью у граждан появилась возможность в установленном порядке оформить права на землю и дома. В большинстве случаев они предусматривают бесплатное предоставление земельных участков при соблюдении установленных требований.
Как пояснили в пресс-службе регионального правительства, совместно с администрациями Улан-Удэ и Иволгинского района (граничит с городом) были выработаны мероприятия по оформлению прав на земельные участки, на которых расположены самовольные постройки, путём создания дачных и садовых товариществ. Речь идёт о десятках тысяч самовольных построек. За месяц удалось узаконить свыше 1200 домов и участков в пяти ДНТ и одном СНТ в Улан-Удэ. На территории Иволгинского района создано 19 ДНТ, оформлены права более двум тысячам построек.
Однако в марте приём документов пришлось приостановить из-за действий прокуратуры, которая не согласилась с новым республиканским законом о самоволках. Прокуратура подала в суд иск о признании его недействительным. Разбирательство длилось несколько месяцев. В итоге суд принял сторону правительства Бурятии, и с 18 июня работа продолжилась. Между тем прокуратура с мнением суда не согласилась и обратилась в Верховный суд России, который 2 сентября поставил точку в споре по закону «о самоволках». В суде поправки в Закон «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» устояли.
Повезло не всем
Теперь мэрии Улан-Удэ и администрации Иволгинского района предстоит внести изменения в генеральные планы и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальных зон, чтобы предоставить землю гражданам в рамках принятых законом поправок.
В пресс-службе правительства региона пояснили, что изменения в документы должны сделать невозможными случаи, когда на планах участки, застроенные жилыми домами не один десяток лет, обозначаются как свободные. Примечательно, что на одной улице соседние дома до сих пор имеют разные права. Жильцы самоволок 1980-х годов не могут всё это время получить документы, в то время как их соседи с домами на десять лет моложе узаконили постройки. Недавно на улице Бабушкина попытка приставов снести пять жилых домов (до решения суда) чуть не обернулась настоящей трагедией. Люди готовы были пойти в рукопашную и отстоять свои участки.
«Я уже предупредил: не дай боже вы не справитесь. Если кто-то хочет построить на этом месте элитное жильё – пусть сносит, но с предоставлением жилья. Это наши люди, нельзя так издеваться над людьми, делать их бесправными», – сказал на совещании в правительстве региона Вячеслав Наговицын. Руководитель администрации Улан-Удэ Зандра Сангадиев сообщил, что по этому вопросу в октябре пройдёт градостроительный совет.
Но повезло далеко не всем захватчикам земли. Сейчас местные власти развернули большую разъяснительную кампанию. Дело в том, что на легализацию не могут рассчитывать собственники домов, построенных после 2001 года. По словам Маргариты Магомедовой, Народным Хуралом Республики Бурятия принято решение о внесении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в статью 222 Гражданского кодекса «О самовольной постройке». Предлагаемые поправки дадут возможность принять федеральный закон, устанавливающий случаи и порядок оформления прав на самовольную постройку.
Не стоит питать иллюзий владельцам домов на территории санитарных зон. Не важно, когда был возведён дом – год или 20 лет назад. Им узаконить свои жилища не даст федеральное законодательство. Местные власти уже придумали и для них альтернативный вариант.
«Орган муниципальной государственной власти в своё время допустил незаконное строительство в этих зонах. Когда люди строились в зоне шумовой, или в зоне подлёта, – никому дела не было. Но сейчас нельзя бросить этих людей. Я рад, что мы выходим на некую финишную прямую по этим вопросам. Теперь нужно провести ревизию и по тем постройкам, которые попали в зоны ограничения жилищного строительства и никогда не будут узаконены. Необходимо организовать работу по выделению земельных участков с инфраструктурой и переносу этих домов», – отметил Наговицын.
Муниципалитеты республики в срочном порядке устанавливают санитарно-защитные зоны кладбищ и других объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду.