Гелиевый след в деле о «мутном» бензине
Автомобилист пожаловался на топливо АНХК, купленное в розницу у «Иркутскнефтепродукта», и выиграл в суде
Прецедентное дело, связанное с некачественным топливом на АЗС, рассмотрено в Иркутске. Истец – владелец автомобиля марки Mercedes – смог отсудить деньги на его ремонт у «Иркутскнефтепродукта» («Роснефть»). В начале 2015 года иркутянин заправился АИ-95-м у трейдера, который приобрёл топливо для дальнейшей розничной продажи у другой дочки «Роснефти» – «Ангарской нефтехимической компании». Но клиенту «Иркутскнефтепродукта» отъехать далеко от заправки не удалось – произошла поломка в топливной системе машины. При обследовании в бензине был обнаружен пресловутый гелий, уже знакомый иркутским автомобилистам. Подробности – в материале «Сибирского энергетика».
Владельцы Mercedes тоже плачут
Бензином марки АИ-95 заправился иркутянин на АЗС «Иркутскнефтепродукт» («Роснефть»), за что поплатился топливной системой своего дорогого автомобиля. Услугами этой компании – одного из крупных розничных продавцов бензина в Иркутской области – он воспользовался в январе 2015 года. Заехав на автозаправочный комплекс по улице Байкальская, 252б, иркутянин, как обычно, залил в бензобак Mercedes 95-й бензин евростандарта. Но вместо того, чтобы затем продолжить путь по привычному маршруту, ему пришлось направиться в автосервис. Дело в том, что в автомобиле, купленном всего пару лет назад и до сих пор не беспокоившем своего хозяина в плане технического состояния, вдруг сработала лампочка неисправности двигателя. О неполадках свидетельствовали и другие признаки – «тряска» машины, отсутствие мощности, свист ремня при холодном запуске.
В надежде на гарантийный ремонт владелец поспешил в сервис «МЦ-Иркутск» (официальный дилер Mercedes-Benz). Специалисты центра в присутствии своего клиента опечатали бензобак и оставили машину в сервисе на стандартное обследование, в том числе, компьютерную диагностику. По итогам диагностики обнаружены ошибки по низкому давлению топлива и пропускам зажигания; а в масле двигателя внутреннего сгорания – следы попадания топлива. Неисправны оказались и форсунки.
Тогда решено было провести анализ самого топлива, которым заправлен автомобиль. В присутствии владельца специалисты центра вскрыли пломбу, с помощью шланга отобрали пробы в три стеклянные банки, которые также опечатали и оплобмировали. После представители «МЦ-Иркутск» отвезли пробы на экспертизу в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний Иркутской области». По данным протокола, составленного после исследования топлива из бензобака (документ был представлен в суд), горючее оказалось не соответствующим требованиям российского ГОСТа. Владельцу дорогого автомобиля в сервисном центре объявили, что гарантийные обязательства на такого рода дефекты и повреждения, возникшие из-за использования некачественного топлива, не соответствующего техническим условиям, не распространяются. Таким образом, иркутянину предстояло самому потратиться на замену четырёх топливных форсунок, промывку топливной системы и замену топливного фильтра.
После ремонта автомобилист всё же решил не спускать дело на тормоза. Добиваться справедливости он пошёл в Куйбышевский районный суд. В исковом заявлении (подано в апреле 2015 года) владелец потребовал взыскать с «Иркутскнефтепродукта» в свою пользу сумму, затраченную на ремонт личного транспортного средства, а также настаивал на возврате суммы, уплаченной на заправке за некачественное топливо.
– До этой поломки проблем с топливной системой у автомобиля не было. Поэтому и в сервисный центр «МЦ-Иркутск», до описываемого случая, обращаться не приходилось, – пояснил иркутянин в своём обращении. Он также отметил, что машину эксплуатировал единолично, так что её техническое состояние мог контролировать постоянно.
Спорная проба
Доводы истца в суде подтверждали и представители автосервиса. Они рассказали, что экспертиза действительно установила, что топливо из бака автомобиля не соответствовало нормам, и, более того, во время осмотра обнаружен был гелеобразный налёт на топливном фильтре, топливном насосе и стенках самого бензобака, прозрачно-белый налёт на внутренних стенках топливоприводов и взвешенные частицы, которые забили топливные форсунки.
Представители сервисного центра заявили, что оценка качеству этого бензина дана объективная: «Пробы отобраны из бака с помощью чистого сухого шланга в три чистые сухие стеклянные бутыли, каждая из них заполнена на 90%, плотно закупорена винтовыми крышками и опечатана бумажными этикетками и скотчем. Сделаны пояснительные надписи. Одна проба передана владельцу транспортного средства, вторая – в испытательную лабораторию, третья – на хранение в «МЦ-Иркутск»».
В качестве свидетеля выступил и механик «МЦ-Иркутск», участвовавший в заборе проб топлива. Он подтвердил: для анализов бензин из топливного бака отбирался шлангом, который хранится в специальной комнате и выдаётся мастером цеха. Именно мастер цеха отвечает за инструмент, ключ от комнаты, где хранятся шланги, есть только у него, и при необходимости мастер выдаёт их сам. Как пояснил в суде мастер цеха, каждый раз после использования шланг для проб он промывает с мыльным растровом и продувает воздухом под давлением: «Для отбора проб существуют два шланга, один – для дизельного топлива, второй – исключительно для бензина».
Однако представитель «Иркутскнефтепродукта» («Роснефть») объявил в суде, что компания не признаёт исковые требования и настаивает на том, чтобы суд отказал в их удовлетворении клиенту АЗС. Ответчик раскритиковал акт отбора проб, представленный в суде истцом, и протокол лабораторных испытаний этого бензина. Юрист при этом сослался на то, что документы свидетельствуют лишь о некачественном топливе в бензобаке и не более. Связи с бензином из колонки АЗС «Иркутскнефтепродукта» он не усмотрел. «Всё топливо, реализуемое через нашу сеть АЗС и АЗК, соответствует требованиям, действующим на территории России. Компания постоянно отбирает пробы для исследования в аккредитованной лаборатории. Каждый вид топлива, прежде чем попасть в бензобак автомобиля, проходит контроль на соответствие нормативным документам. Качество реализуемого топлива на всех логистических этапах, начиная с отгрузки с завода-производителя и заканчивая реализацией на заправках, подтверждается паспортами качества», – заверил в суде представитель компании «Ирутскнефтепродукт».
Кроме того, нефтяной трейдер указывал на то, что от компании никто при отборе проб в сервисном центре не присутствовал. А значит, «МЦ-Иркутск», незаинтересованный в дорогом ремонте машины за собственный счёт, просто воспользовался ситуацией в свою пользу, объявили продавцы бензина: «Ведь в баке транспортного средства могло находиться топливо от предыдущих заправок, смесь топлива разных производителей, вода или иные примеси».
Не наш октан
Передставители «Иркутскнефтепродукта» пригласили в качестве свидетеля инженера АЗС по качеству. Он обратил внимания на принципиальный, по его мнению, момент – на разницу октанового числа у бензина в баке Mercedes и у АИ-95 производства АНХК, которое продаётся на заправках «Иркутскнефтепродукта». В документах истца, октановое число 95-го бензина превышает показатель 85, но именно такой показатель у 95-го, выпускаемого ангарским заводом.
– В процессе транспортировки, слива и хранения в резервуаре АЗС октановое число может незначительно снижаться, но не более чем на единицу. Бензин с показателем по октановому числу более 86 АНХК не производит. Можно сделать однозначный вывод, что это продукт не ангарского производства. Возможно, бензин произведён на Ачинском или Новокуйбышевском НПЗ. Однако в январе 2015 года топливо других заводов, кроме АНХК, не закупалось и на хранение в «Иркутск – Терминал» (Жилкинская нефтебаза, входит в «Роснефть») не поступало. Соответственно, и в продаже его у нас не было. Октановое число может увеличиться при использовании октаноповышающих присадок. Возможно это и в случае смешения топлива, если в бак автомобиля залито горючее разных видов или от разных производителей, – замечают представители со стороны ответчика.
На АНХК подтвердили, что поставляют «Иркутскнефтепродукту» топливо АИ-95, но при этом уверяют, что к гелию в бензине, на который массово жаловались иркутяне зимой и весной 2015 года, отношения никакого не имеют.
Однако аргументы продавцов бензина Куйбышевский суд счёл не убедительными. По мнению судьи, владелец машины смог доказать, что приобрёл бензин именно у «Иркутскнефтепродукта»: в суд была представлена выписка по счёту, согласно которой истец оплатил на кассе свою покупку. Итоги лабораторных исследований, которые также поставили под сомнение в «Иркутскнефтепродукте», по мнению суда, составлены компетентным органом (Центр стандартизации), не имеющем какой-либо заинтересованности в положительном или отрицательном для сторон исходе дела.
– Между тем, ответчик не представил доказательства, подтверждающие надлежащее качество бензина, отпущенного своему покупателю, – считают в суде.
Таким образом, позиция автовладельца, пострадавшего от некачественного бензина в Иркутске, была поддержана судом.