Неизвестный адресант
был найден с помощью Верховного суда
«Хочется розовых валентинок и милых сердечек? В «KillFish» этого точно не будет! Акция «Вдунь за коктейльчик!»: пейте сами и спаивайте свои вторые половинки!». Смс с таким текстом получила одна из жительниц Иркутска в феврале прошлого года. Чтобы наказать компанию, услугой которой воспользовался рекламодатель, потребовался год судебных разбирательств и решения Верховного суда РФ. Правда, о наказании непосредственно рекламодателя, распространившего оскорбившую иркутянку сообщение, говорить пока рано.
Вместо привычных цифр – название организации-рекламодателя. Только согласия на получение любого рода смс-рекламы адресат не давал, а без письменного согласия реклама является незаконной и официально наказуемой.
Иркутянка, получившая «случайное» сообщение, знала о данном пункте закона, услугами бара «KillFish» никогда не интересовалась и на смс-рассылки от данной организации своего разрешения не давала. Гражданку возмутил не только факт наличия «случайной» смс-ки, но и содержание сообщения. Посчитав присланный текст неэтичным, гражданка обратилась в fнтимонопольное ведомство Иркутской области с просьбой разобраться и наказать распространителей незаконной рекламы. Экспертный совет рассмотрел данную жалобу и признал её небезосновательной. Текст сообщения, согласно решению совета, действительно нарушил законодательство о рекламе, содержал в себе оскорбительные выражения: «Вдунь за коктейльчик», «Пейте сами и спаивайте свои вторые половинки».
Управлением был направлен запрос в ЗАО «БайкалВестком» с требованием предоставить информацию о владельце номера под ником «KillFish». Сотовая компания отказалась исполнить требования УФАС, сославшись на положения законов «О связи» и о «Персональных данных», согласно которым сотовая компания может предоставлять доступ к персональным данным физического лица, являющегося рекламодателем, только с его письменного разрешения. После чего, 25 июля прошлого года, антимонопольным органом был составлен протокол об административном правонарушении и назначен штраф к ЗАО «БВК» в размере 20 тыс. рублей. В свою очередь, «БВК» обжаловало постановление УФАС в арбитражном суде, который признал постановление УФАС незаконным. К такому же выводу пришёл и Четвёртый арбитражный апелляционный суд, куда направило жалобу УФАС. Суды посчитали, что запрашиваемая информация относится к категории ограниченного доступа, правом получить которую наделены только органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
«Мы на этом не сдались, – рассказывает руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина. – Мы обратились в высшую судебную инстанцию Российской Федерации – Верховный суд. И выиграли. Доказали, что правы». Верховный суд РФ посчитал, что коллеги из нижестоящих судебных инстанций не учли некоторых фактов. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона «О рекламе» юридические лица, к которым относятся индивидуальные предприниматели, обязаны предоставлять в УФАС в установленный срок все необходимые документы, объяснения, материалы и другую информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну. К тому же, нормами федерального законодательства предусмотрены случаи обязательного предоставления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
«До определённого времени операторы сотовой связи предоставляли нам все данные о рекламодателях, тогда и не было такого количества «нежданных» рассылок, – отметила Заморина. – А потом провайдеры перестали отчитываться, видимо, проследив судебную историю и решив, что вправе не предоставлять персональные данные физических лиц. Теперь же, благодаря решению Верховного суда, мы сможем работать эффективнее». Ст. 35 Закона «О рекламе» обязывает сотрудников антимонопольного органа соблюдать коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.
13 августа высшая судебная инстанция страны поставила точку в долгом споре между УФАС и ЗАО «БайкалВестком». В настоящее время сотрудниками антимонопольной службы выиграно уже два дела, касающихся незаконного распространения смс-рекламы. Стоит отметить, что в современной судебной практике нашего государства это первые решения, подтвердившие законность требований УФАС в предоставлении сведений о персональных данных. На ЗАО «БайкалВестком», правообладателем которого теперь является ООО «Т2 Мобайл», за незаконное распространение рекламы наложен штраф в размере 20 тыс. рублей и требование предоставить персональные данные рекламодателя, представляющего компанию «KillFish». По словам Валентины Замориной, поиск рекламодателя займёт около месяца, после чего на него тоже будет наложен штраф. Рекламодатели базируются на территории всей страны, и рассылки, получаемые иркутскими пользователями сотовой связи, могут быть отправлены даже с Камчатки.
За 2014 год сотрудниками УФАС рассмотрено 302 заявления, связанных с нежелательной смс-рекламой, возбуждено 63 дела. За первое полугодие 2015-го зарегистрировано 46 заявлений, возбуждено 9 дел. Сотрудники УФАС призывают пострадавших от незаконного спама при подаче заявления оставлять полную информацию о себе, включая телефон и адрес. Поскольку для возбуждения дела необходимо личное присутствие заявителя. Кроме того, работники антимонопольной службы призывают граждан быть внимательными при заполнении документов, требующих заверения личной подписью. Особенно при заполнении анкет и различных призовых купонов. Зачастую мелким шрифтом подписана фраза «Даю разрешение на получение мной электронной и смс-рассылки».