издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Военный городок ждёт

  • Автор: Елена Постнова

ИВВАИУ ждут большие перемены. По заявлению правительства Иркутской области, 1 сентября 2016 года в городке откроется военно-патриотическое учебное заведение, возможно, кадетский корпус, филиал одного из профессиональных училищ по подготовке рабочих специальностей, в том числе для гражданской авиации, и центр дополнительного образования детей. Есть намерения даже получить финансовую поддержку федерации и присвоить корпусу звание суворовского училища. В региональном правительстве говорят, что сейчас в городке завершается очистка территории, готовятся документы для реставрации памятников культуры и капитального ремонта зданий. «Сибирский энергетик» отправился на место, чтобы лично ознакомиться с ситуацией.

50 «КАМАЗов» как не бывало 

Территория ИВВАИУ – это 60 гектаров земли, свыше 80 социальных объектов, почти 50 тыс. проживающих.  Располагается городок в самом центре Иркутска: между улицами Ядринцева, Советской и Пискунова. Иметь квартиру здесь всегда было престижно: территория под охраной, идеальный порядок и чистота, никаких машин под окнами и криков пьяных компаний на детских площадках по вечерам. Сейчас городок от обычного спального района областного центра отличают лишь заброшенные учебные корпуса, спортивные объекты для подготовки курсантов и разрушающиеся казармы. 

В понедельник, 10 августа, в пресс-службе правительства региона нам пояснили, что сейчас завершается расчистка учебных корпусов (на первом субботнике в конце июня было собрано 50 «КАМАЗов» мусора), разрабатывается план дальнейшей работы, оформляются документы для того, чтобы при ремонте сохранить памятники культурного наследия, которых в бывшем военном городке масса (почти все корпуса и казармы были построены ещё до революции). 

Почти за три часа, проведённых в городке, мы не встретили ни одного рабочего. Подойти к учебным корпусам, которые уже через год должны открыть двери воспитанникам, не удалось: ворота прочно закрыты на замок и обмотаны цепями. Именно за этим забором полтора месяца назад проводился субботник, его волонтёры украсили изображением беркутов и самолётов. За ограждением сегодня уже не видно следов уборки: здесь валяются бутылки, коробки, обёртки и фантики. 

Вход к учебным корпусам, которые уже через год должны открыть двери воспитанникам, закрыт наглухо

Как выяснилось, подобные натюрморты на территории ИВВАИУ можно встретить почти под каждым кустом, в окопах на тренировочном поле, в казармах (если заглянуть в разбитые окна), в медсанчасти, даже в жилом общежитии.

«Дяденька, спасите собачку»

Плац, где тысячи курсантов принимали присягу, зарос бурьяном

Первое, что бросается в глаза гостю городка, – большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста. Малыши оккупировали детские площадки, ребята постарше просто носятся по городку, пытаясь залезть в заброшенные здания. Их здесь хватает. Минобороны до передачи социальных объектов в областную собственность (процесс растянулся на пять лет) не организовало их охрану, региональные власти пока тоже не озаботились сохранностью имущества, которое получили с таким трудом. Местные активисты пытались заколачивать окна и двери зданий, но это не помогло.

В плачевном состоянии сегодня находится бывшая медсанчасть. От двухэтажного здания с хорошим ремонтом (незадолго до закрытия училища здесь были установлены пластиковые окна, заменены двери), оборудованной комнатой для рентгена, уютными кабинетами и светлыми коридорами остались только стены. 

Двери вырваны «с мясом», окна разбиты даже на втором этаже. Расхитители вынесли из санчасти всё, до чего дотянулись руки: трубы, батареи, электропроводку, раковины. Что не смогли забрать, разбили на месте. Пол покрыт битым стеклом, землёй. На разорванных плакатах о здоровом образе жизни остатки пирушек бомжей: бутылки из-под спиртного, банки от консервов.  

Местные неоднократно просили санчасть не бросать, сделать её филиалом ближайшей поликлиники. Но власти лишь разводили руками: пока Минобороны официально не передало социальные объекты ИВВАИУ (санчасть, двухэтажную столовую, казармы, общежития) в собственность региона, ни город, ни область не могли распоряжаться зданием. Теперь на его восстановление потребуются миллионы. Пока же оно привлекает бомжей и любопытных ребятишек. По дороге к казармам мы встретили одну такую компанию: мальчик и две девочки заглядывали в разбитые окна.

– Дяденька! Спасите собачку! Она в казарме потерялась, я слышу, что она скулит, – к нам бежит мальчик лет семи, за ним семенят девчонки помладше.

– Твоя собака?

– Нет, но спасу – будет моей. Родители ещё не знают, – честно признаётся мальчишка и соглашается провести нас к маме Александре, чтобы мы поговорили с ней. 

Семья Ярика живёт в общежитии по адресу: ул. Советская, 176, корпус 19/1. При военных в общежитии жили студенты старших курсов, сотрудники ИВВАИУ. Сейчас здесь осталось всего 26 семей, почти все с детьми. Два верхних этажа общежития пустуют, они разморожены, там выбиты окна. По словам Александры, которая здесь живёт второй год, в подвале водятся крысы размером с кошку, а на верхних этажах настоящая свалка. Зимой – сосульки, летом – и собаки, и бомжи, и просто нетрезвые компании.

– Мой муж Андрей работал в ИВВАИУ, ему выделили эту комнату. Когда я вышла за него замуж, общежитие уже пустовало. Но деваться нам было некуда, остались пока жить здесь. Лишний раз из дома не выходим надолго. Просто боимся, что, пока нас нет, хулиганы заберутся в комнату, вытащат всё наше имущество. Ни от властей, ни от «Славянки» (управляющая компания военного городка. – Авт.) нет чёткой позиции, будут нас расселять или нет. Недавно вообще пошёл слух, что отопительный сезон у нас не начнётся. Таким образом нас насильно всех выселят, – говорит Александра, на руках у которой девятимесячная Мила. 

Вандалы методично разрушают казармы – памятники культуры

По словам Александры, она обошла все инстанции, чтобы доказать, что детям не место в таких условиях, но понимания не нашла. С мужем они приобрели участок, намерены строить дом, но им ещё нужно год-полтора продержаться.

– Самое страшное, что мы находимся в подвешенном состоянии. Сказали бы уже: у вас месяц, чтобы освободить площадь. Муж постоянно в командировках, если завтра вдруг выяснится, что нужно покинуть общежитие, я не знаю, куда пойти с тремя детьми. Родственники все далеко, – добавляет Александра.

Плац зарос бурьяном

Юрий считает, что призвать
к ответственности «Славянку» за плохое содержание жилого фонда невозможно

Даже жилые этажи общежития выглядят удручающе. Электрическая проводка держится на скрутках, стены вокруг оконных проёмов крошатся, освещение есть только рядом с жилыми окнами. «Когда папа лампочку вкрутит, тогда свет и есть», – по-свойски объясняет Ярик. При этом по всему общежитию расклеены объявления с контактной информацией управляющей компании «Славянка». Но, по словам Александры, звонить по этим телефонам бесполезно.

Юрий Чуприн с семьёй живёт на первом этаже. Он местный активист: собирает списки жильцов для администрации, связывается со «Славянкой», пишет письма губернатору. Мужчина считает, что призвать управляющую компанию к ответственности невозможно: формально жильцы не платят ни за содержание имущества, ни даже арендную плату.

– Я несколько раз обращался, просил предоставить реквизиты для оплаты коммунальных счетов. Но мне по неясным причинам отказывали. В итоге мы не можем требовать обслуживания общежития – мы же злостные неплательщики. Проводка пришла в негодность, её сами ремонтируем или электриков вызываем за свой счёт. Но постоянного обслуживания у нас нет. Комиссии с чиновниками, которые говорят о запуске кадетского корпуса, приходят, смотрят на нас и разводят руками, – говорит Юрий.

В пресс-службе администрации Иркутска нам пояснили: процесс передачи общежитий и других жилых объектов в бывшем военном городке до сих пор не закончен. Минобороны передало корпуса ИВВАИУ и затянуло с остальными объектами. Мэрия зайти на чужой объект не может, из городского бюджета не могут быть направлены средства на расселение 26 семей или на ремонт общежития.

– Если бы всё с самого начала сделали  по уму, общежитие не развалилось, в него можно было бы заселить много нуждающихся! Неужели в Иркутске нет желающих получить комнату в общежитии? Здесь комнаты сдвоенные, с небольшим коридорчиком – на полноценную однокомнатную квартиру похожи, – с грустью добавляет Юрий.

Юрий, Александра, их соседи пока не верят в возрождение городка. 

– Военный городок сдался. Местные уже не ждут ничего хорошего. Музей нам тоже обещали. В последние месяцы никто больше эту идею не озвучивает. Пока власти – не важно, местные или федеральные – решают проблемы у себя в кабинетах, люди растаскивают казармы, другие здания буквально по частям. Сосед видел, как из окна одной казармы скрученный оторванный линолеум выносили. Я видел, даже прогонял этих хулиганов, как бензорезом ангар из дюралюминия разбирали, никого не стесняясь, средь бела дня вывозили на машинах, – рассказывает Юрий, пока мы идём к главному плацу, где тысячи курсантов принимали присягу. 

«Если завтра вдруг выяснится, что нужно покинуть общежитие, я не знаю, куда пойти с тремя детьми», – говорит Александра

Малый плац перед общежитием давно превратился в парковку. Большой узнаётся только по полуразрушенной трибуне. Сам плац зарос бурьяном. Двухэтажные кирпичные казармы, расположенные рядом, требуют срочного капитального ремонта и реставрации: фундамент крошится, обваливается большими плитами, окна разбиты, двери перекошены. Памятники культуры, настоящие произведения искусства, пережили революцию, сложные 1990-е годы, но не вытерпели пяти лет оформления документов военным ведомством.

– Всё дело в людях. Офицеры «горели», они желали лучшего для своего городка, училища. Я был гражданским преподавателем, помню, как проверяющие из Москвы удивлялись нашему городку. У нас был лучший в стране тир-манеж. Теперь он заброшен, уже несколько раз горел. Здесь были прекрасно оборудованные аудитории, в коридорах стояли модели вертолётов, турбины самолётов в разрезе. Сейчас в корпусах свалки. Местным лень идти до контейнерной площадки, они пакеты с мусором прямо в окна зданий закидывают, – добавляет Юрий. 

В полупустом общежитии
сейчас проживает
26 семей.
Жильцы
признаются,
что у них нет
чёткого
понимания,
ждать им переселения
или нет

В ближайшее время в правительстве состоится заседание рабочей группы, на котором вновь будет поднят вопрос возрождения городка ИВВАИУ. Пока на повестке дня первым пунктом стоит подготовка учебных корпусов для кадетского училища. Будут ли восстанавливаться казармы и каких финансовых вливаний это потребует, неизвестно. Судьба остальных социальных объектов пока тоже не решена. Но в мэрии Иркутска заверили, что жильцов общежития на Советской, 176, корпус 19/1, без тепла не оставят. Даже если здание не удастся до начала отопительного сезона принять в муниципальную собственность. 

«Сибирский энергетик» будет следить за развитием событий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры