Возродим науку воспитания
Для того чтобы развивать самостоятельность каждого ученика, надо дать каждому школьнику его любимое дело и поощрять его выполнение. Все до единой науки родились в делах, приносящих нужный результат.
Мир знает два вида воспитания. Имущие семьи воспитывают детей без труда и забот. Описание вида этого воспитания получило название педология. Неимущие воспитывали в труде, и за плохое выполнение труда наказание следовало.
Педология шла под лозунгами: «Никаких наказаний», «Никаких приказаний», «Никаких обязанностей», «Никаких соревнований». При нарушении этих заповедей воспитатель наказывался.
Настоящая наука воспитания, давшая изумительно чудесный результат, родилась на заре Советской власти в колонии малолетних преступников под руководством талантливого педагога А.С. Макаренко. Преступный коллектив совершенно не принимал советы педологии. Макаренко писал: «Первые месяцы нашей работы были месяцами отчаяния и бессилия, но и… поисков истины. Я за всю жизнь не перечитал столько литературы, сколько зимой 1920 года. Понял – никакой науки нет, никакой теории нет. Что воспитывать, знают все, но нет на Земле объяснения – как это делать. Опираясь на коллектив, мы видели, как воспитание набирает обороты. Я понимал: пока не созданы традиции и трудовые навыки, воспитатель не имеет права отказываться от принуждения. Нельзя всё воспитание основывать на интересе, если чувство долга противоречит интересу ребёнка. В интересах коллектива должна выполняться и трудная, и скучная работа. Я возлагал все надежды на коллектив; мои противники тыкали мне в нос аксиомы педологии и танцевали только от ребёнка. Я убеждён, что здесь в колонии рождалась самая настоящая советская педагогика».
И я убеждён, и все педагоги-практики, и все, кто вдумчиво прочитал его книгу «Педагогическая поэма». Его теория, как и положено науке, даёт отличный результат, нужный обществу, что не дано педологии, которую сегодня назвали «гуманная педагогика», но от перемены названия вредность её не изменилась. Попроси их последователей научить директора школы хорошо работать – не могут, сами не знают. Уважение в обществе к званию учёного не позволяет разоблачать их пустоту. Науки нет, а учёные есть. Поэтому неграмотное управление работой школ: не научили, т.к. учить некому. Чиновники на местах эту систему придумывают сами, обычно неудачно. «По-настоящему счастлив лишь тот человек, кто всю жизнь провёл за любимой работой» (Леонардо да Винчи).
Настоящий человек – создатель. Лучший создатель – профессионал. Профессионально подготовить можно лишь к одной профессии, которая вложена в человека с рождения. Бассейн, английский, спорт, охота, вело, фото размажут заложенное, останется дорога в ночной клуб для окончательной потери человеческого образа. Будем профессионально готовить профессиональных людей.
В школе шесть дорог. В каждой дороге сотни профессий. Выбери 1 сентября в 1 классе:
Учебная – готовит к различным вузам. В будущем, делая эту дорогу более значимой, станет учёным.
Спортивная – готовит спортсменов, будущих тренеров по своему виду спорта.
Военно-спортивная – за 11 лет получит генеральские знания. Будет закреплять практикой. Готовим патриота.
Культмассовая – готовим радость для людей. С 1-го класса играют артисты в игрушки, пoтом актёры, сценаристы, режиссёры, работники радио и телевидения.
Дорога порядка – законники. С 1-го класса применяют кодекс законов, наказывая нарушителей. Главное – воспитать культуру общения так, чтобы не расходиться всю жизнь. Школа правонарушителей выпускать не будет!
Шефская дорога – мозг школы. Руководят воспитанием каждого класса и каждого ученика, прививая только положительные черты характера. В будущем – хорошие руководители, учителя, врачи.
Решает все вопросы совет командиров. В него входят: директор школы – командир, командиры направлений, командиры 8–11-х классов, командир совета 5–7-х классов, командир шефства начальной школы. Задача совета – планирование и контролирование воспитательной работы.
Вспомню Макаренко.
«Что за школа, если ученики 9-х классов не знают, что делается в 5-х, а что делается в 3-х – и знать не хотят? Это плохая школа».
У нас не будет плохих школ.
«Что значит: у одного ученика плохая учительница, а у другого – хорошая? Это значит, одному ученику повезло, а другому нет? Такого не должно быть».
Такого и не будет. Счастливая жизнь ученика определяется в зависимости не от учителя, а только от коллектива единомышленников, которые развивают положительные стороны его характера. Дети очень любят коллектив, в котором комфортно.
«В коллективе не должно быть человека, выпученного в виде прыща или размельчённого в пыль».
И не будет. Комиссия порядка не позволит процветать и тем, и другим.
«Возиться с отдельной капризничающей личностью – не наша песня».
Не наша. Наша – бодрый, дружный коллектив.
Совершенствование школьных дорог – главная работа будущих учёных воспитания.
Распространение лучших школьных дорог – главная забота чиновников образования.
Выпущенные через 11 лет профессионалы будут создавать крепкое, счастливое государство.