издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Платить по счетам

  • Автор: Елена Постнова

Долги в сфере ЖКХ не имеют срока давности. Не важно, месяц назад, год или десять лет прошло с момента накопления задолженности. Управляющие и ресурсоснабжающие компании обращаются в суд на недобросовестных собственников квартир. При этом большинство решений принимаются судом заочно, и встреча на пороге дома приставов для должников оказывается неприятным сюрпризом. К тому же управляющие компании вовремя не передают приставам информацию о погашении долга. Так что лишиться права выезда за границу, продажи имущества, средств со счетов возможно даже при погашенном долге.

Коммуналка в плюсе

Управляющие компании и ресурсники бьют тревогу: задолженность населения в сфере ЖКХ неумолимо растёт. Между тем, общая сумма погашенных долгов в этом году меньше почти на 17%. По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, с начала года взыскано свыше 200 тыс. рублей долга, но это на 40,3 тыс. меньше прошлогодней аналогичного периода прошлого года. В прошлом году был всплеск: за первые полгода компании отсудили свыше 700 тыс. рублей долга, в то время как в 2013 году за этот же период лишь чуть больше 500 тыс. В 2015 году и того меньше: около 488 тыс. рублей. 

Впрочем, отмечает начальник отдела организации исполнительного производства регионального Управления судебных приставов Алёна Земко, эти данные – «средняя температура по больнице». Ситуация с долгами в коммунальном и жилищном секторах в отдельности намного сложнее.

– Сложно говорить, почему снизилось поступление средств в этом году. В задолженность в сфере ЖКХ попадают: долги перед управляющими компаниями и перед ресурсоснабжающими организациями – водоканалами, энергетиками и газовиками. Раньше счета за электроэнергию оплачивались в управляющие компании, а те в свою очередь переводили средства «Иркутскэнерго». В прошлом году мы отметили, что пошёл вал взыскания задолженности в пользу «Иркутскэнерго». Стали разбираться, почему, выяснили: теперь потребители заключают договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией, и энергетики сами борются с должниками. По «Иркутскэнерго» мы сейчас отмечаем небольшое увеличение количества исполнительных листов, а по управляющим организациям, которые отвечают только за жилищные услуги, соответственно, сокращение, – пояснила Алёна Земко.

При этом сумма долга по населённому пункту мало зависит от платёжеспособности жителей, отмечают специалисты. Напротив, в отдалённых районах, небольших посёлках граждане более дисциплинированы. Чем крупнее город, тем больше (в процентном соотношении) в нём недобросовестных собственников жилья, отмечают приставы. Тревожная ситуация в Ангарском районе, здесь 15,5% населения не платят за ЖКХ. На втором месте Братский район (13,2%), на третьем Падунский район Братска (11,3%). В Иркутске должники сосредоточились в Ленинском и Правобережном районах. 

В передовиках жители Чунского района (здесь не платят всего 0,8% населения) и Нижнеудинского (0,9%). 

В самом расцвете сил

Долги за коммуналку имеют как малообеспеченные собственники, так и вполне состоятельные граждане. Как правило, всё начинается с просроченных платёжек за пару месяцев: на работе аврал, забыл забежать в кассу компании, чтобы заплатить. В итоге задолженность копится, на крупную сумму начинают капать проценты, жильцы каждый раз откладывают решение проблемы, пока в один прекрасный момент на пороге своего дома не встречают приставов. 

Региональные приставы легко рисуют портрет типичного должника: ему 41 год, имеет целый «букет» просроченных платежей за разные услуги, не только коммунальные и жилищные, он работает и постепенно в состоянии рассчитаться со своими долгами, но ему не хватает дисциплины или просто лень заняться счетами. Примечательно, что среди должников больше женщин (52%), нежели мужчин (42 %). Средний возраст мужчины-неплательщика 40 лет, женщины – 43 года. По данным на 1 июля, в области не окончены 76 тыс. производств, из них по  14,3 тыс. производств проводится удержание из заработанной платы. Сегодня у каждого пятого должника проводится удержание зарплаты (70% для оплаты алиментов и 50% по остальным долгам).

Жилищное законодательство ежегодно ужесточается, расширяется список мер по взысканию задолженности, но управляющие и ресурсоснабжающие организации всё равно в борьбе с коммунальными долгами заведомо проигравшие. Дело в том, что долги за ЖКХ взыскиваются приставами в самую последнюю очередь. Сначала с зарплаты неплательщика удерживаются средства в пользу алиментов, морального ущерба, ущербов от преступлений, по потере кормильца,  налогов, все взыскания в пользу бюджета. По статистике, каждый 33-ий должник по ЖКХ имеет первоочередные долги. 

– Инфляция не учитывается при взыскании долгов. Допустим, суд обязал взыскать с собственника квартиры 25 тысяч рублей в пользу управляющей или ресурсоснабжающей компании. При этом у собственника есть ещё задолженность по алиментам (в среднем, это 140 тысяч рублей), мы сначала будем заниматься ею. Через три-четыре года дойдём до задолженности ЖКХ. Сумма индексироваться не будет, взыщем ровно ту сумму, которая была предъявлена. Между тем, компания упущенную выгоду включит в тариф, в итоге пострадают законопослушные граждане, которые регулярно оплачивают коммунальные счета, – рассказала Алёна Земко.

Современное законодательство позволяет значительно осложнить жизнь должникам. Например, неплательщик может лишиться права выезжать за границу. В Приангарье таких случаев масса. При этом нередко неплательщики о своём ограничении передвижения узнают прямо в здание аэропорта. Спасая свой отпуск, должники часто оплачивают  долги при регистрации, буквально за пару часов до вылета. Не менее действенная мера – арест имущества. Под запреты на продажу, реализацию попадает всё имущество, которое подлежит государственной регистрации. Арестовать могут даже квартиру (если это не единственное жильё), стоимость которой в разы больше самого долга. 

– Закон позволяет обратить взыскание на имущество даже при условии несоразмерности стоимости. В некоторых населённых пунктах цена за квадратный  метр жилья значительно меньше, чем в областном центре. Так, в Саянске порой задолженность за ЖКХ и стоимость квартиры соразмерна, – добавила Алёна Земко.

Должникам всегда предлагают самим выбрать имущество, которые приставы арестуют. Но этим правом пользуются только обеспеченные собственники квартир, которые в заявлении указывают, какой автомобиль конкретно можно арестовать или земельный участок. В большинстве своём у неплательщиков просто нет выбора. Первыми под арест попадают счета должника в кредитных организациях.  

В Саянске в начале января жильца обязали оплатить долг в размере 220 тыс. рублей. Мужчина до последнего уклонялся от оплаты. В итоге с банковского счёта должника необходимую сумму приставам списать удалось. Уже к середине февраля многолетняя эпопея закончилась. 

У всех должников проверяются источники доходов: зарплаты, пенсии, пособия, стипендии. Под арест может попасть не только транспортные средства, но и бытовая техника, мебель.  

– Бывает, что взыскание долгов по ЖКХ тянется больше года. К сожалению, бывает, что взыскиваем лишь часть долга, а по остальному принимаем решение о возврате решения взыскателю без исполнения. Но у него есть право предъявить его повторно, на что чаще всего компании и идут. Сейчас уже сложилась практика, когда управляющие и ресурсоснабжающие компании обращаются в суд два раза, а на третий задолженность списывают. Упущенная выгода вновь закладывается в тариф, – пояснила Алёна Земко.

Но нежелающим платить по счетам не стоит расслабляться в надежде на списание задолженности. Долги за коммунальные и жилищные услуги срока давности не имеют, поэтому поставщик может потребовать  их оплатить даже если приставы уже признали, что взыскивать с нерадивого собственника нечего. Так, в Нижнеилимском районе у приставов находилось на исполнение производство о взыскании задолженности по ЖКХ с гражданки Ф. В 2012 году в связи с невозможностью взыскания производство было закрыто. Но женщине долг не простили: в 2014 году компания вновь вышла в суд. За эти два году у должника имущества прибавилось, долг удалось взыскать в полном объёме.  

Должник без задолженности

По словам Алёны Земко, среди злостных неплательщиков встречаются и депутаты, и малоимущие. Когда пристав приходит к должникам домой, те реагируют по-разному. Порой, агрессивно, неадекватно: нецензурно выражаются, кричат, убегают. Хотя приставы всегда приходят в сопровождении охраны, должников это не останавливает, некоторые набрасываются с кулаками или пытаются замахнуться чем-нибудь потяжелее. 

– Сплошь и рядом, когда пристав приходит к должнику, а он и не знал о долге. В конце прошлого года проводили рейд, в котором я сама присутствовала. Ходили по квартирам в микрорайоне Юбилейный в Иркутске. Там должники встречали нас с удивлением, заверяли, что ещё на прошлой неделе в кассу управляющей компании оплатили все долги. Квитанции на руках имелись. Перед этим рейдом мы с управляющими компаниями сверяли все данные, актуализировали. Но у них информация, что оплата ещё не прошла, а у собственника на руках квитанция об оплате, – рассказала Алёна Земко.

Большинство решений по коммунальным делам принимается судом заочно.  Собственников на заседания никто не приглашает. Только от приставов многие узнаются о природе возникновения задолженности. В конце прошлого года управляющие компании совместно со службой судебных приставов провели необычную акцию. Они «украсили» двери должников яркими наклейками с надписью: «Здесь живёт злостный неплательщик».  На листовках указывается, что если гражданин после обнаружения листовки в течение трёх дней не обращается к судебному приставу-исполнителю, «жилое помещение будет вскрыто без участия» собственника. Это, заверили приставы, разрешается Федеральным законом «О приставах».

Всё по тому же закону приставы не обязаны предлагать должнику пути выхода из долговой ямы: рассрочки или отсрочки уплаты, помощь в поисках работы. Но для безработных приставы  всегда выдают направление в службы занятости населения. В Усть-Илимске безработный мужчина накопил долг за ЖКХ в размере 198 тыс. рублей. Имущества, которое представляет ценность и его можно арестовать, у мужчины не оказалось. Тогда приставы его направили в местный Центр занятости населения. Вакансия для неплательщика нашлась, он был официально трудоустроен. Теперь 50% с его заработной платы удерживается для погашения накопившегося долга. 

– Сами граждане не стали лучше гасить долги. В отдельных районах на сокращение долгов повлияла надлежащая работа управляющих компаний, старших по домам, подъездам. Многое зависит от соседей, мы уже в этом убедились. Бывают активные старшие, которые буквально измором берут должников, – добавила Алёна Земко.

Информация: 

Сумма долга в целом по муниципалитету мало зависит от платёжеспособности жителей, отмечают специалисты. Напротив, в отдалённых районах, небольших посёлках граждане более дисциплинированы.

Сложная ситуация по долгам в сфере ЖКХ в девяти районах:

В Ангарском районе  15,5%

В Братском районе 13,2%

В Падунском районе 11,3%

В Черемховском районе 8,8%

В Нижнеилимском районе 7,5 %

В Усольском районе 6,5%

В Бодайбинском районе 6%

В Ленинском районе Иркутска 5,5%

В Правобережном районе Иркутска 3,1%

Меньше всего должников в следующих районах:

В Чунском районе 0,8%

В Нижнеудинском районе 0,9%

В Слюдянском районе 1,2%

В Свердловском районе Иркутска 1,4%

В Мамско-Чуйском районе 1,5%

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры