Выход в запас
Подготовлены правила рынка долгосрочных резервов генерирующих мощностей
Министерство энергетики РФ предложило концепцию рынка долгосрочных резервов – генерирующих мощностей, которые консервируют в расчёте на рост электропотребления в будущем. Ведомство разработало проект соответствующего постановления правительства России, который был обнародован на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов. Документ не оправдал все возложенные на него ожидания: претендовать на вывод в долгосрочный оплачиваемый резерв будут только те энергоблоки, которые смогли пройти обычный конкурентный отбор мощности.
О том, что в Единой энергетической системе России складывается избыток генерирующих мощностей, федеральные чиновники заговорили в начале нынешнего года. В феврале заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко заявил о том, что как минимум в ближайшие два года потребление электричества в стране расти не будет (эксперты отрасли начали выступать с таким прогнозом несколько раньше). Минэнерго существенно скорректировало ожидания и в части потребления мощности: 158,2 ГВт в 2015 году и 160,5 ГВт в 2020 году. При этом, сообщает системный оператор ЕЭС России, установленная мощность всех электростанций уже в конце 2014 года составила чуть менее 232,5 ГВт. Избыток налицо, и планы генерирующих компаний по выводу части мощностей из эксплуатации не в состоянии его нивелировать: в подготовленных, но ещё не утверждённых схеме и программе развития единой энергосистемы страны до 2021 года речь идёт о подтверждённых заявках на 7,5 ГВт мощностей, планы по остановке ещё 9,5 ГВт не подтверждены.
Решением проблемы, которое удовлетворило бы энергетиков, должен стать рынок долгосрочных резервов. Под ними понимаются избыточные генерируемые мощности, выведенные в платную консервацию до того момента, как они снова будут востребованы в энергосистеме. Их поддержание в работоспособном состоянии обошлось бы потребителям дешевле, чем демонтаж старых энергоблоков и строительство, в случае необходимости, новых. Однако рынка долгосрочных резервов в России не существует, и лишь сейчас Минэнерго РФ предложило проект его правил. В настоящее время он проходит общественные обсуждения, которые завершатся 17 августа.
Подготовленные ведомством правила, по задумке их авторов, будут распространяться на энергоблоки (турбоагрегаты с паровыми турбинами), чей возраст составляет минимум 55 лет до года, в отношении которого производится конкурентный отбор мощности (КОМ). Напомним, КОМ на 2016 год состоится в сентябре, на 2017–2019 годы – уже в декабре 2015 года. При этом заявки на вывод генерирующего оборудования в долгосрочный резерв на 2016 год, согласно предложенным правилам, необходимо будет подать не позднее 15 декабря 2015 года, а на 2017-2019 годы – до 15 февраля. Предполагаемая цена консервации при этом не должна превышать 75% стоимости мощности, продаваемой по итогам конкурентного отбора. А объём резерва в ценовой зоне ограничен 10% отобранной мощности.
На рассмотрение заявок системному оператору отводится месяц. При этом подавать их, по задумке Минэнерго, смогут лишь те компании, чьи энергоблоки прошли обычный конкурентный отбор мощности. Системный оператор, напротив, предлагал не допускать победителей КОМ долгосрочных резервов к участию в отборе на тот же год. Однако предложенный механизм консервации, отмечает осведомлённый источник газеты «КоммерсантЪ», привязан к новым правилам конкурентного отбора мощности, который Минэнерго подготовило вместе с некоммерческим партнёрством «Совет рынка». Модель эластичного спроса, положенная в их основу, позволяет многим блокам пройти КОМ, поэтому резерв решили отбирать после него. Владелец генерирующих мощностей, в свою очередь, должен решить, выгоднее ему работать в общем режиме или участвовать в отборе долгосрочных резервов.