Топливо развития
В юбилейный год на АНХК продолжают модернизировать производство
АО «Ангарская нефтехимическая компания» 14 сентября 2015 года отмечает 70 лет с момента создания предприятия. До юбилея остаётся почти два месяца, но отмечать его уже начали. 22 июля в музее трудовой славы АНХК общественности была представлена новая книга о первом руководителе комбината Николае Ярополове, написанная Надеждой Елькиной. «Сибирский энергетик» перелистал страницы истории, вспомнил о настоящем и заглянул в будущее предприятия, стабильно входящего в десятку крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России.
Ангарск справедливо называют городом, рождённым Победой, не всегда при этом упоминая, что подготовка к строительству его градообразующего предприятия – комбината № 16 – началась ещё до окончания Великой Отечественной войны. Создание на территории Советского Союза собственного производства искусственного жидкого топлива за счёт гидрирования угля было заложено ещё в плане третьей пятилетки, который был принят на XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 года (чуть позже условия задачи уточнили: было решено построить восемь заводов), но начало боевых действий смешало все карты. Первую опытную установку в Иркутской области, располагающей богатыми ресурсами Черемховского бассейна, построили в 1942 году. А вблизи станции Макарьево, что в окрестностях Свирска, в то же время подготовили площадку для будущего предприятия, так в итоге и не возведённого. Зато сразу после войны её превратили в базу для приёмки оборудования, поставляемого из Германии в счёт репараций по железной дороге. Постановление о вывозе аппаратуры с завода гидрирования угля в Блехгаммере, где ещё не кончились ожесточённые бои, и предприятия синтез-бензина в Одертале Государственный комитет обороны принял 9 марта 1945 года. Первый эшелон с ней прибыл на станцию Китой уже в середине мая. А 14 сентября 1945 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР, предписывающее, в частности, Главгазтоппрому создать базы для приёмки немецкого оборудования. Но ключевым, конечно, был другой пункт этого документа: «Утвердить для строительства завода гидрирования угля № 16 площадку в районе станции Китой Иркутской области. Разработать и представить в Совнарком СССР к 1 ноября 1945 года мероприятия по строительству завода гидрирования в Иркутской области».
«Более учёный, чем производственник»
Площадку выбирала комиссия, председателем которой назначили Николая Ярополова – известного учёного, специализировавшегося на получении жидкого топлива из углей. Николай Иванович с коллегами рассмотрели семь вариантов, из которых выбрали местность близ станции Китой. Сказались близость месторождений угля, крупного источника воды (Ангары), характер и качество грунтов и другие факторы. Главгазтоппром уже в августе сформировал штатное расписание будущего завода гидрирования, а в декабре 1945 года на площадке, предназначавшейся для посёлка при предприятии, высадился десант строителей. Началась история нефтехимического комбината и выросшего при нём города.
Руководителем предприятия, ещё только возводившегося, стал Николай Ярополов – человек, который, как пишет ветеран АНХК Надежда Елькина, сыграл важнейшую роль в начальный период ангарской стройки. «По складу своего характера был более учёный, чем производственник, – приводит она характеристику из книги Тамары Кобенковой «Город нашей судьбы». – Вдумчивый и рассудительный, он никогда не принимал никаких решений спонтанно, всегда детально прорабатывал все вопросы – будь то технические или организационные. Обладал редкой внутренней самодисциплиной». Первый продукт – метанол – Комбинат-16 выдал уже при его третьем по счёту преемнике Петре Финенко. В 1955 году началось строительство нефтеперерабатывающего завода, два года спустя из схемы предприятия исключили гидрирование угля для получения моторных топлив, а с 5 сентября 1960 года на предприятии началась выработка бензина. Так что в 2015 году первый месяц осени заводчане по праву считают дважды юбилейным.
Одно производство – единое
Развитие Ангарского нефтехимического комбината, в 1976 переименованного в ПО «Ангарскнефтеоргсинтез», не прекращалось ни на минуту. В семидесятые-восьмидесятые годы на производстве, объединявшем 10 заводов, работали более 25 тысяч человек. Оно ежегодно перерабатывало до 23 млн тонн нефти, выпуская более 250 наименований продукции, поставляемой на 4000 советских предприятий и в 25 зарубежных стран. Новое время выдвигает новые требования – от производства части продуктов пришлось отказаться, а структуру комбината пересмотреть. Сейчас Ангарская нефтехимическая компания объединяет три завода, при этом Ангарский завод катализаторов и органического синтеза является её дочерней компанией, а завод полимеров и Восточно-Сибирский машиностроительный завод стали отдельными предприятиями. Но это не изменило самой сути комбината: единая производственная площадка, единые коммуникации и жёсткая технологическая связь, единое управление.
АНХК по-прежнему производит около двух сотен, с учётом марок и сортности, наименований продукции, поставляемой потребителям не только в России, но и в 14 зарубежных странах. Это автомобильные бензины и разные виды дизельного топлива, авиационный керосин, нефтяные битумы, кокс, мазут, бутиловые спирты, серная кислота, метанолы и моторные и трансмиссионные масла бренда «Роснефть». Последние, кстати, соответствуют международным классификациям SAE и API, а также одобрены Ассоциацией автомобильных инженеров России и ведущими отечественными производителями машин и двигателей – ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», ОАО «Автодизель». Помимо этого комбинат – единственное в стране предприятие, где были восстановлены мощности, позволяющие производить высокоэнергетические стабильные топлива для ракетной и авиационной техники. А усовершенствованная технология их создания была удостоена премии правительства РФ в области науки и техники за 2013 год. Само предприятие в 2014 году получило приз «Лидер качества» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» конкурса «100 лучших товаров России». Между тем специалисты Ангарской нефтехимической компании внедряют в производство множество собственных разработок, активно занимаются научной деятельностью и участвуют в конкурсах, выставках и конференциях. На предприятии следят за всеми новыми веяниями в законодательстве и практике развития технологий нефтепереработки и процессов, которые с ней сопряжены.
Если говорить о производственных показателях, то Ангарская нефтехимическая компания стабильно входит в десятку крупнейших российских НПЗ. В 2014 году здесь переработали 9,97 млн тонн нефти, произведя, среди прочего, 2,22 млн тонн бензинов, 2,67 млн тонн дизельного топлива различных сортов, 2,46 млн тонн товарного мазута и 609 тыс. тонн горючего для реактивных двигателей. Глубина переработки составила 72,41% – уровень, сравнимый со средним по России. В масштабах отрасли на долю АНХК приходится 3,7% всей нефтепереработки по стране. 3,8% бензина, произведённого в России в 2014 году, выпустило наше предприятие, равно как и 3,5% дизельного топлива и 3,6% топочного мазута. Кажется, цифра не так велика, но только представьте: каждый 27-й литр топлива, которым вы заправляете машину, – ангарский!
Школа экологических классов
За данными о производстве бензина и других продуктов кроется огромная работа по обновлению оборудования, которая никогда не прекращается. Ещё в 2001–2007 годах на комбинате были реализованы инвестиционные проекты, призванные повысить экологическую безопасность производства и довести качество продукции до современных мировых стандартов. А в 2008 году началась реализация долгосрочной инвестиционной программы ОАО «НК «Роснефть», цель которой заключается в полном переходе на выпуск горючего, соответствующего Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Благодаря ей, в частности, в 2013-2014 годах удалось перейти на выпуск солярки стандартов «Евро-4» и «Евро-5».
Только в прошлом году на проекты, направленные на выпуск автомобильных топлив высоких экологических классов, было затрачено более 9,84 млрд рублей, а инвестиции в развитие производства высококачественных масел превысили 807 млн рублей. Затраты на замену физически изношенного оборудования составили почти 942 млн рублей. Результат: благодаря поэтапному вводу в эксплуатацию установки изомеризации, установки по производству метил-трет-бутилового эфира и станции смешения бензинов в июле прошлого года Ангарская нефтехимическая компания отгрузила потребителям первую партию бензина Премиум-95 стандарта «Евро-5», отличающегося предельно низким содержанием серы, ароматических углеводородов и бензола. Для её производства использовали привозной алкилат (высокооктановый компонент), но собственную установку для его выпуска планируют запустить в 2015 году.
Всего же в развитие и модернизацию производства, в том числе проекты по стандартам «Евро», в нынешнем году вложат почти 13,8 млрд рублей. По инвестиционной программе НК «Роснефть» в настоящее время строятся пять новых установок, два комплекса и более десятка объектов общезаводского хозяйства. В обширном списке технически сложных объектов – установки гидроочистки дизельных топлив, производства водорода, серы и метил-трет-бутилового эфира, очистки сточных вод, а также комплекс сернокислотного алкилирования и комплекс установки гидроочистки бензина каткрекинга. Всего на площадке АНХК предстоит возвести 92 здания и сооружения, установить более полутора тысяч единиц оборудования. Дело далёкого будущего – выпуск продуктов газохимии, который станет возможен после того, как начнётся полномасштабное освоение газоконденсатных месторождений Иркутской области и сырьё придёт в Ангарск. В следующем десятилетии XXI века это станет новым импульсом в развитии компании. Но немалый задел есть и на ближайшие пять-семь лет.