Для них нет непроходимых дорог…
…Впереди топи, под колёсами тяжёлого джипа зыбко. В любую минуту шины увязнут в грязной жиже окончательно, и тогда – приехали. Если застрять, самостоятельно уже не выбраться. А вокруг никого, только деревья шумят на ветру. На помощь расcчитывать бесполезно. Машина медленно ползёт по прочным сенд-тракам, подложенным под колёса. На болоте надежда только на эти незатейливые приспособления. Помогает водительская хитрость – автомобиль медленно, почти на ощупь, но двигается вперёд.
И вдруг удар в днище. Стоп. Один из траков, выскочив из-под колеса, упёрся в кузов, «заякорив» машину в болотине. Водительской сноровки оказалось всё-таки недостаточно. Потребовалось нестандартное решение…
Вот так, по-своему драматично, на одном из отрезков трассы сложилась соревновательная дистанция для четырёх гидроэнергетиков Красноярской ГЭС, в очередной раз решивших испытать себя в преодолении бездорожья.
Автомобили, оказывается, теперь умеют очень многое – например, пересекать болота и даже… висеть на деревьях. Правда, если техникой управляют настоящие асы шофёрского дела. Такие, как экипаж машины УАЗ – в трудовые будни гидроэнергетики, а на состязательной автотрассе – рисковые парни с железной волей и твёрдым характером. Этим летом четвёрка – начальники смены станции Александр Перфильев и Роман Маланин, заместитель начальника производственно-технического отдела гидроэлектростанции Михаил Каменев и технический директор ООО «ГЭС-инжиниринг» Максим Маслов – вновь ярко проявила себя. Экипаж стал призёром в двух сложных автозаездах, а лучше сказать преодолениях, на трассах «Кедровая тропа» и «Грязные игры».
Каждый год с ранней весны они в гараже – колдуют над своим железным четырёхколёсным другом. Родные уже привыкли, не ворчат. И отдают дань уважения трудам, которые, вообще говоря, себя неплохо оправдывают. Машина, какими бы «заковыристыми» ни были дороги, не подводит, трудности на маршрутах закалили и экипаж.
– Мы собрались в команду единомышленников лет шесть назад, – улыбнувшись, рассказал Александр Перфильев. – Предпочитаем активный отдых. Зимой свободное время проводим на лыжах, ну а в летние сезоны главное увлечение – вездеход и дорога. Коллектив у нас слаженный, понимаем друг друга уже не с полуслова – с полувзгляда, наверное. На соревнованиях я пилотирую, остальные ребята – штурманы и помощники. А вообще по сути мы все равны, просто дополняем друг друга и поддерживаем. Любое наше достижение в автоджиппинге – общее. В том числе с теми, кто просто за нас болеет, переживает, кто разделяет наши устремления. И прежде всего это касается родных, близких, друзей.
«На вооружении» состоит отечественный внедорожник УАЗ-31514. Машина немолодая – уж два десятилетия на службе у семьи Перфильева. Автомобиль – большой помощник в повседневном домашнем хозяйстве.
– Честно сказать, машина отцовская. Покупалась для выездов за город – на отдых, за грибами, ягодами, – признался Александр Евгеньевич. – Но теперь для неё, можно сказать, наступила вторая молодость. От обычного, серийного, внедорожника в УАЗе разве что только кузов остался. Вся «начинка» уже с особенностями, и процесс тюнинга не прекращается. Конструкцию постоянно дорабатываем под требования сложных дорожных условий, в которых мы соревнуемся. К слову, пробег у машины относительно небольшой, но ведь зато по каким буеракам. Наш УАЗ – настоящий боец бездорожья.
В гараже перед каждым соревновательным сезоном, действительно, много хлопот. По словам Перфильева, в числе прочего у автомобиля усовершенствованы система зажигания, трансмиссия, существенно увеличен клиренс (кузов поднят над рамой), машина «обута» по-новому: вместо стандартных шасси установлены большие колёса со специальными, сделанными по заказу дисками. Не так давно пришлось заменить трос бортовой лебёдки – с металлического на кевларовый, более лёгкий и одновременно прочный.
А иначе побед не видать. Всё-таки соперничают на трассах с образцами отечественного автопрома серьёзные конкуренты – как правило, японские внедорожники.
На «Кедровой тропе» команда Перфильева взяла второй приз. На трассе «Грязных игр» пришлось изрядно попотеть, чтобы остаться в «бронзе». Хотя, засчитай судьи экипажу дополнительные очки, которые были честно добыты и лишь в силу объективных обстоятельств не могли быть учтены на финише, экипаж стал бы первым, да ещё с отрывом от соперников. Но спорт есть спорт, у судейства в данном случае тоже оказалась своя правда. Тем не менее, третий результат ничуть не огорчил команду, скорее даже наоборот.
– Рейд выдался непростой, хотя лёгкими дороги на подобных состязаниях не бывают, – поделился впечатлениями Александр Перфильев. – На маршруты разных категорий сложности вышло более ста экипажей в пяти классах: «Открытый», «Отрыв», «Стандарт», «Туризм» и «Экстрим». Нам в классе «Туризм» составили конкуренцию более 25 команд. Сами трассы были разбиты в окрестностях деревни Исток Сухобузимского района – там есть удобная площадка для базового лагеря, а география места позволяет организаторам фантазировать в создании дорожных трудностей.
Задача для экипажей, пояснил особенности «Туризма» Александр Евгеньевич, – в течение восьми часов обнаружить на местности в радиусе 50 километров от базовой стоянки с помощью выданных судьями координат и карт как можно больше контрольных точек. Маршрут каждый экипаж прокладывает сам исходя из собственных приоритетов – до каких точек добраться прежде, до каких позднее. Но мало доехать и найти бумажный трафарет с цифровым обозначением условной точки. Правила требуют, чтобы участники фиксировали на фотоснимке взятие точки. На предоставленном экипажем фотоматериале должны быть чётко и одновременно видны автомобиль экипажа с бортовым или госномером, номер контрольного пункта, а также один из членов экипажа, одна рука которого касается автомобиля, а вторая – непосредственно планшета КП, не перекрывая номер.
Выполнение такого условия порой превращается в чрезвычайно сложное дело. Судьи любят «потешиться» и, чтобы «повеселить» участников, иной раз размещают бумажные листы в самых неожиданных местах. К примеру, на ветвях деревьев. Найти саму бумажку иной раз и несложно, но вот ради удачной фотографии приходится с помощью лебёдок буквально подвешивать машины на ветках. Однажды на похожих соревнованиях бумажный лист, означавший условную точку, был притоплен на небольшой глубине посередине неглубокого озерца.
Ещё одно важное условие – полное отсутствие на маршрутах каких бы то ни было пунктов технической помощи. То есть, если машина сломалась или застряла, экипаж должен спасать положение исключительно своими силами или в ожидании поддержки ждать окончания соревнований. Допускается лишь медицинское сопровождение.
– В этот раз с погодой повезло – было не жарко и сухо, – рассказал Перфильев. – Да и местность оказалась для нашего экипажа знакомой – уже доводилось здесь кататься. Думаю, мы изначально стали придерживаться выигрышной тактики. Не стали никуда спешить, спокойно определились с положением выданных нам точек, занесли их на карты и начали «сбор» с наиболее доступных, а те, что посложнее, оставили на потом. Такой подход себя оправдал. Когда добрались до сложных мест, увидели следы других машин. Стало понятно, где расположены точки и как к ним лучше подобраться, чтобы не застрять. Трофи-рейд отличается от обычных авторалли тем, что здесь главное не обогнать, а передумать соперника, найти наиболее эффективные решения.
Машина тоже не подвела – работала как часы. Правда, на одном из участков трассы поволноваться нам всё же пришлось. В болотистом месте один из уложенных под колёса сенд-траков (это делается, чтобы автомобиль ехал увереннее по зыбкой почве) внезапно встал вертикально между колёсами, упершись одной стороной в землю, другой в днище машины. Пришлось домкратом поднимать корму автомобиля, вытаскивать сенд-трак и снова его укладывать как положено. Провозились где-то с полчаса – по меркам соревнований это много.
В итоге в течение восьми часов экипаж Перфильева из 40 возможных обнаружил и зафиксировал на фотоснимках 25 условных точек. Ещё один лист судьи не засчитали – из-за подтёка плохо читалась цифра, и судейская коллегия не смогла точно идентифицировать изображённый на бумаге номер. А точка была «дорогая» – оценивалась в 10 баллов. Их-то и не хватило команде, чтобы стать безоговорочным лидером.
– Мы не расстроены. Даже порадовались, так как в качестве приза получили компактную экшн-видеокамеру, – пояснил эмоции Александр Евгеньевич. – Как раз подобную мы собирались покупать на собственные средства, а здесь такая удача – камера в качестве награды. Так что настроение у нас самое боевое. Готовимся к новым маршрутам. Такие испытания здорово мотивируют, держат в тонусе. А это в нашей ответственной работе на гидроузле Красноярской ГЭС крайне важно!