Электрическое умыкание
Ущерб от хищений электроэнергии в сетях ИЭСК, по оценкам экспертов компании, составляет около 50 млн рублей. Лидерами в бездоговорном потреблении, как это именуется официально, являются депрессивные районы Иркутской области и территории вблизи областного центра, застроенные частными домами. От воровства страдают и энергетики – сетевой компании приходится платить гарантирующему поставщику за сверхнормативные потери по рыночной цене, – и потребители: деньги на борьбу с недобросовестными пользователями так или иначе закладываются в тариф на передачу, к тому же их действия несут прямую опасность окружающим. Впрочем, для расхитителей подобная «экономия» на электричестве может обернуться большими «издержками» – существенным штрафом или тюремным сроком.
По экспертным оценкам, весомую часть сверхнормативных потерь ИЭСК – 50–60 млн рублей – дают потери, связанные с хищением электроэнергии. «Они выявляются сложно и тяжело, но в прошлом году мы обнаружили и доказали бездоговорное потребление на 26 миллионов», – рассказывает директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании Евгений Вечканов.
Эти потери, как и все, относящиеся к разряду сверхнормативных, ИЭСК оплачивает гарантирующему поставщику (в данном случае – ООО «Иркутскэнергосбыт») по розничной цене – около 1,2–1,3 рубля за кВт-ч. При этом, само собой, подключившийся к сетям безо всякого ведома энергетиков потребитель не платит за передачу электроэнергии, доля которой в конечной стоимости киловатт-часа для физических лиц составляет 45 копеек в городе и 15 копеек в сельской местности. «Получается, что мы недополучили деньги и должны за это ещё и доплатить», – заключает собеседник издания. В зоне риска – депрессивные территории с невысокими доходами населения, например Усольский и Черемховский районы. Число случаев бездоговорного потребления велико и в сравнительно благополучных посёлках неподалёку от Иркутска, застроенных частными домами. Так, в ходе проверки сетей ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в Мегете, проведённой в начале июня, был выявлен случай нелегального подключения дома № 8а на улице Майской и ещё нескольких объектов, присоединённых к линии электропередачи «набросом». В случае ИЭСК аномальной территорией по сверхнормативным потерям стал посёлок Баклаши в Шелеховском районе, но причины этого ещё предстоит выяснить.
Бездоговорное потребление наносит существенный экономический ущерб и энергетикам, и покупателям электричества из числа населения. Помимо платы гарантирующему поставщику электроэнергии есть другой аспект: потери сетевых компаний так или иначе закладываются в тарифы на передачу и для физических, и для юридических лиц. «Чтобы бороться с хищениями, нужны ресурсы, – добавляет Вечканов. – Можно создать армию контролёров, которые будут проводить рейды и обходы, но этого не позволяет предельный уровень тарифа – в нём «сидит» наше штатное расписание, и включить туда большое число людей попросту невозможно. Даже сейчас штат тех, кто следит за сверхнормативными потерями, заложен в тариф, и те, кто занимается хищениями, увеличивают нагрузку на тех, кто платит честно». Преграды на пути похитителей – например, монтаж самонесущего изолированного провода, на который невозможно сделать «наброс», или прибора учёта, позволяющего выявить несанкционированное потребление, – требуют затрат со стороны энергетиков, что в конечном счёте сказывается на тарифах.
От несанкционированных подключений страдает и качество электроэнергии, поставляемой потребителям: как минимум они дают «просадки» напряжения, на которые в осенне-зимний максимум нагрузок жалуются жители Мегета, а в худшем варианте способны вызывать отключение сети, рассчитанной на определённую мощность и не «переваривающей» ничего сверх этого. Есть и угроза безопасности, которую несёт оборудование, подключённое к линиям электропередачи народными умельцами без соблюдения всех требований. Перегрузка сети, вызванная им, запросто может вывести из строя бытовую технику и другое оборудование у соседей, а то и вовсе привести к пожару.
Всё перечисленное выше – прописные истины, но даже их знание не уберегает от соблазна «сберечь» электричество в регионе с самыми низкими в России тарифами для населения на него. «Как говорят в народе, водку пить – на спичках экономить», – саркастически усмехается директор по развитию и технологическим присоединениям ИЭСК. «Экономия» за пределами Иркутской области выглядит солидной: к примеру, жители пяти улиц в посёлке Старобачаты Беловского района Кемеровской области подключились к сетям в обход счётчиков, так что треть электричества, поставляемого в населённый пункт, по данным «Кузбассэнерго – РЭС», попросту не оплачивалась. Но «издержки», которыми она чревата, тоже велики. Так, Постановление Правительства РФ № 442 «О функционировании розничных рынков электроэнергии» предусматривает санкции за бездоговорное потребление. Их размер определяют просто: номинальный ток провода, с помощью которого было произведено подключение к сетям, умножают на 24 часа в сутках и на количество дней, когда электричество шло в обход счётчика. Максимальный срок, оговорённый в документе, – три года, то есть 1095 суток. «Мы делали примерный расчёт, взяв за основу трёхфазный провод СИП 2х16, – приводит пример Вечканов. – Получилось, что за три месяца можно предъявить 210 тысяч рублей – раза в три больше, чем реально можно потребить. Правда, максимальный период сложно доказать, но бездоговорное потребление всё равно выливается в штрафные санкции». Так, пресс-служба «Бурятэнерго» в феврале сообщила о том, что с владельца сети водокачек в Мухоршибирском районе республики взыскали 268 тыс. рублей, а в мае от «Алтайэнерго» стало известно, что двух жителей села Бочкари Целинного района Алтайского края оштрафовали на 87 тыс. рублей каждого.
Хищение электричества, кроме того, является административным правонарушением, а в том случае, если нанесён существенный урон, его, как и незаконное подключение к электросетям, само по себе считают уголовным преступлением. Прецедентов немало. Так, в одной Кемеровской области в 2014 году перед судом предстали 85 человек. Минимальный штраф по их делам составил 3 тыс. рублей, максимальный – 80 тыс. А в ОАО «МРСК Сибири» в качестве примера приводят приговоры мирового судьи Ирбейского района Краснояского края, по которым жительница села Юдино получила год лишения свободы за незаконное энергопотребление, а житель деревни Елисеевка – год колонии за нелегальное подключение к сетям.