Ещё не всё мы знаем о подвиге народном…
К 70-летию Победы издана книга «Иркутяне в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)»
Но прежде – о личном. Передо мной, родившимся за несколько лет до «роковых сороковых» и жившим в 500 километрах от государственной границы на западе страны, Великая Отечественная сразу предстала, как писал поэт совсем по другому поводу, «весомо, грубо, зримо» – систематическими налётами немецкой авиации. А вскоре, как сейчас помню, небо над моим родным городом и вовсе стало чёрным – это отступавшие перед танковым катком элитной дивизии Третьего рейха «Адольф Гитлер» бойцы разрозненных частей 9-й Красной армии подожгли резервуары нефтеперерабатывающего завода. Они также пытались взорвать построенный в городе в начале 30-х годов гигантский зерновой элеватор. Но ничего из этого не вышло, поскольку крепким оказался залитый в него бетон, и тогда ликвидаторы вынуждены были ограничиться малым – вывалили все запасы добротной пшеницы в многоводную реку, чтобы они тоже не достались врагу…
А потом – после двух с половиной лет фашистской оккупации – была радость освобождения. Передовые части нашей 28-й армии – подразделения 295-й стрелковой и 49-й гвардейской стрелковой дивизий, которыми командовали полковники А.П. Дорофеев и В.Ф. Маргелов, стремительным броском буквально за один день очистили от врага улицы родного города.
Да, верно: детские впечатления могли оставить серьёзную зарубку в моей памяти, а вот знания об оккупантах и освободителях и в целом о той кровопролитной войне, конечно, накапливались годами, годами взросления и интереса к прошлому, да и по мере того, как специалисты-историки получали доступ к ранее секретным фондам Центрального архива Министерства обороны СССР (ЦАМО) и полученные сведения доносили до широкой общественности.
В качестве журналиста мне впервые пришлось прикоснуться к теме «Иркутская область и Великая Отечественная война» ровно полвека назад, когда после продолжительного перерыва страна впервые широко отмечала День Победы. В номере «Восточно-Сибирской правды» за 8 мая 1965 года был напечатан мой очерк о Герое Советского Союза, бывшем сотруднике редакции Казачинско-Ленской районной газеты «Путь Октября» Романе Иванове. Осенью 1943 года 21-летний командир взвода сапёров 78-й гвардейской стрелковой дивизии проявил мужество и отвагу при форсировании Днепра и создании на его противоположном берегу надёжного плацдарма для дальнейшего наступления частей и соединений целого фронта. Через полгода при таком же форсировании другой крупной реки – Днестра – молодой герой-сибиряк получил тяжелое ранение и, не дожив до своего очередного дня рождения, умер в госпитале столицы Азербайджана Баку, где и похоронен. Мне удалось разыскать жившего в Ангарске его родного брата Иллариона, прочитать пожелтевшие листки его писем с фронта, в областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского и государственном архиве области полистать подшивки «районки» с его публикациями…
Нет, я не был первооткрывателем Героя Советского Союза. «Навёл» меня на него тогда кандидат исторических наук, доцент, а впоследствии доктор исторических наук, профессор Иркутского госуниверситета Илья Иннокентьевич Кузнецов (1925–2003 гг.) Этот человек – по праву основатель иркутской школы военной истории и военных историков – заслуживает отдельного и подробного представления читателям. Здесь же остановлюсь на том, что он, работая в архивах, встречаясь с участниками Великой Отечественной войны, анализируя газетную и журнальную периодику, в период хрущевской «оттепели» и позже установил десятки имён Героев Советского Союза – уроженцев Прибайкалья. Последний раз их биографии, а также биографии Героев – уроженцев других мест, но проживавших накануне войны в Иркутской области, и Героев, приехавших в область уже после войны и длительное время проживавших здесь (всего 117 имён), Илья Иннокентьевич поместил в своей книге «Золотые звёзды иркутян», выпущенной Восточно-Сибирским издательством в теперь тоже далёком 1982 году.
И вот держу в руках новую книгу – «Иркутяне в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)». Она издана к 70-летию Победы авторским коллективом из семи человек во главе с доктором исторических наук, профессором Иркутского госуниверситета С.И. Кузнецовым, и в ней описан ратный и жизненный путь уже 126 Героев Советского Союза – участников той войны, так или иначе связанных с нашим краем.
Из тех, кто пополнил список за последние десятилетия и о ком рассказывается в этой книге, назову хотя бы трёх-четырёх. Например, Николая Григорьевича Лященко, родившегося на железнодорожной станции Зима, прошедшего фронт с начала и до конца последовательно командиром полка, бригады, дивизии, а впоследствии генерала армии, командующего Туркестанским и Среднеазиатским военными округами. Или летавшего перед войной на северных трассах Иркутск – Бодайбо и Иркутск – Якутск, а в 1942 году прокладывавшего воздушный мост из Советского Союза через Англию в Соединённые Штаты Америки и трагически погибшего пилота дальней авиации Сергея Александровича Асямова. Также похороненного за пределами Родины командира эскадрильи штурмовой авиации 8-й Воздушной армии 4-го Украинского фронта уроженца села Талая Тайшетского района Степана Степановича Брюханова. Наконец, упомяну ещё одного лётчика – совершившего в молодости 259 боевых вылетов, а спустя 40 лет – в разгар «холодной войны» – командовавшего 30-й Воздушной армией со штабом в Иркутске генерал-полковника авиации Владимира Михайловича Безбокова…
Впечатляет и публикуемый в книге список иркутян – полных кавалеров солдатского ордена Славы. Известно, что этот орден был учреждён, когда советско-германский фронт уже катился на запад – в ноябре 1943 года. Он имел три степени, и им награждались рядовые, сержанты, старшины, неоднократно отличившиеся в боях с врагом. Всего в СССР за бесстрашие, храбрость и мужество звания полных кавалеров ордена Славы были удостоены 2642 человека, в том числе 29 наших земляков. Шестеро из них родились или жили в областном центре, по трое – в Куйтунском районе, городе Братске и Братском районе, по двое – в городах Тулуне, Усолье-Сибирском, Усть-Куте, Заларинском и Черемховском районах.
В представленном издании также дополнены и уточнены биографии родившихся в Прибайкалье генералов-фронтовиков. Их было 21, причём 19 получили это воинское звание в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг., в том числе два генерала армии, два генерал-полковника, пять генерал-лейтенантов, остальные – генерал-майоры. Для некоторых из них война не закончилась в Берлине, Кёнигсберге, Праге или Вене, а наш прославленный дважды Герой Советского Союза генерал Афанасий Павлантьевич Белобородов после разгрома японских милитаристов на заключительном этапе Второй мировой войны даже принимал парад победителей в городе Харбине (Китай). Ратное мастерство командиров-сибиряков было высоко оценено Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, Р.Я. Малиновским и другими маршалами Советского Союза. «Смелые и честные генералы Великой Отечественной войны – настоящие русские офицеры, они не прятались за спины своих солдат, а шли вместе с ними в бой», – справедливо считают авторы книги.
Но настоящим открытием в ней стала глава «Иркутские соединения на фронтах Великой Отечественной войны». В неё вошли новые архивные материалы о боевых действиях крупных воинских формирований. Действительно, поскольку более 200 тысяч своих сыновей и дочерей отправила иркутская земля на защиту Отечества, то, наверное, не существовало в Красной армии и Военно-морском флоте частей и соединений, где бы не служили сибиряки. В то же время были и такие части и соединения, что целиком формировались на территории нашей области. К ним, в частности, относятся 46-я стрелковая дивизия и 272-й полк НКВД.
46-я стрелковая дивизия первой из иркутских соединений встретилась лицом к лицу с напавшими на нашу страну гитлеровскими полчищами. Она входила в состав 16-й армии, передислокация которой из Забайкальского военного округа на запад хотя и началась ещё до 22 июня, но события на советско-германском фронте развивались так стремительно, что к началу второй декады июля, когда передовые подразделения дивизии прямо с колёс вышли к линии фронта, немецкие моторизованные части уже захватили Минск, двигались к Витебску и угрожали Смоленску. До Москвы оставалось немногим более 400 километров, и у Верховного командования гитлеровцев было намерение взять её в августе – при условии, что Смоленск будет захвачен не позднее 15 июля…
И тут поперёк их планов встала 16-я армия во главе с генерал-лейтенантом М.Ф. Лукиным. В книге «Иркутяне в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)» помещены подробные донесения штаба армии командующему Западным фронтом маршалу Советского Союза С.К. Тимошенко о том, какие отчаянные попытки остановить врага, не дать ему продвинуться на восток, предпринимали сибирские дивизии. В отсутствие сплошного фронта, заранее подготовленных оборонительных укреплений они вынуждены были действовать на отдельных участках, в том числе усиленными подвижными отрядами. Противник же, имея превосходство в танках и прочей технике, не столько атаковал в лоб, сколько обходил наши соединения с флангов.
В итоге 46-я и другие стрелковые дивизии 16-й армии, сорвав надежды фашистов на блицкриг и взятие нашей столицы уже в августе, оказались в «котле», и лишь отдельные их подразделения вышли из него. «Командиры дивизий: 152-й Н.Н. Чернышев, 129-й – А.М. Городнянский и 46-й – А.А. Филатов, – вспоминал впоследствии командарм-16 Михаил Лукин, – были дисциплинированными командирами, проверенными в тяжёлых боях, и без моего приказа они никогда бы не оставили Смоленск. Части и подразделения соединений 16-й армии были отведены по моему разрешению, так как они уже к этому моменту исчерпали все свои возможности к сопротивлению врагу. В дивизиях оставались буквально по две-три сотни людей, у которых уже не было ни гранат, ни патронов. Остатки дивизий могли быть лёгкой добычей фашистов. Поэтому я отдал приказ оставить Смоленск».
А вот как пишут авторы книги: «Трудная и горькая судьба выпала 46-й стрелковой дивизии: закрыв путь немцам на Москву, она буквально «сгорела» в боях под Смоленском. Из штатного состава дивизии из окружения пробились не более 500 человек. Мы даже не знаем, где остались могилы наших земляков, в ЦАМО в фонде дивизии сохранилось только одно архивное дело. Но мы помним и гордимся первой дивизией, ушедшей на фронт из Иркутска».
«Сгорел», но задержал врага и 272-й стрелковый полк Внутренних войск наркомата внутренних дел СССР в другом, ещё более масштабном сражении – Сталинградском. Сформированный в Прибайкалье, этот полк в начале 1942 года был включён в состав 10-й стрелковой дивизии НКВД, выполнявшей специфические задачи в тылу фронта. А когда враг непосредственно приблизился к Сталинграду, то дивизия была подчинена 62-й армии и наряду с другими её соединениями вела кровопролитные оборонительные бои за этот город. В книге на основе недавно открывшихся фондов ещё одного исторического архива – Российского государственного военного (РГВА) – повествуется о многочисленных примерах мужества и героизма бойцов и командиров дивизии в целом и Иркутского полка – в частности. Бои были настолько жестокими, что за один месяц из почти 8 тысяч численного состава в дивизии осталось чуть более 200 человек, а в 272-м полку – лишь 30 бойцов.
Такова реальная цена победы над лютым врагом! И совершенно уместно включение в книгу главы о памятниках и памятных местах Иркутска, других городов и районов области, связанных с Великой Отечественной войной, об улицах, названных в честь её участников, адресах их захоронений, дислокации и специализации эвакуационных госпиталей. Счёт таким разнообразным объектам памяти о ратных подвигах земляков идёт на сотни (например, только в Нижнеудинском районе, не считая города, их 28, а в Тайшетском – 35). Поэтому очень важно, чтобы они по-прежнему не только напоминали о том, чего стоила нашему народу победа в той войне, но и активно использовались в воспитании подрастающих поколений. А помочь в этом может рассматриваемая книга. При поддержке региональной общественной организации развития гражданского общества «Клуб «Губерния», фонда «Вернувшийся полк» и ряда благотворителей она издана тиражом две тысячи экземпляров, что обеспечивает её доступность для всех без исключения библиотек и школ области.
Великая Отечественная война – наша незаживающая рана. И справедливо считают авторы данной книги, что ставить точку в теме «Иркутская область и война» преждевременно. Ведь ещё не всё нам известно о её героях, не всё мы знаем о подвиге народном…