издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Электрички едут дальше

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Проиграв в суде первой инстанции, Байкальская пригородная пассажирская компания (министерству имущественных отношений Иркутской области принадлежит 50,01% акций ОАО «БППК», РЖД – 49,99%) надеется с помощью апелляционной жалобы взыскать со своего акционера, правительства Иркутской области, более 28 млн рублей в качестве возмещения убытков за перевозки пассажиров электричками в 2011 году. Соответствующее заявление компания подала в Четвёртый арбитражный апелляционный суд 2 июля. Сумма немаленькая, но, похоже, это только вершина айсберга разногласий между перевозчиком и одним из учредителей.

Напомним, в мае на заседании правительственной комиссии по транспорту под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича перед регионами была поставлена задача полностью возместить недополученные доходы по пассажирским перевозкам пригородным железнодорожным транспортом в 2015 году. Электрички – убыточное, субсидируемое государством средство передвижения почти по всей стране. Размер финансовых компенсаций разницы между себестоимостью услуг и тарифом для населения, которые получают или недополучают перевозчики из бюджетов, нередко становится причиной конфликтов между ППК и регионами. 

По расчётам РЖД и Байкальской пригородной пассажирской компании, сумма долга правительства Иркутской области перед перевозчиком за 2011–2014 годы составляет 836,52 млн рублей. Однако относительно этой суммы между компанией и правительством существуют разногласия. Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области предоставляет БППК субсидию на возмещение недополученных доходов, экономическую обоснованность которой рассчитывает и проверяет служба по тарифам Иркутской области, поясняют в министерстве. В настоящее время правительство приняло задолженность за 2013 год в сумме 23,933 млн рублей, которую планируется возместить перевозчику в нынешнем году. Дополнительная субсидия за 2013 год определена в размере 47,866 млн рублей, половина выплачена в ноябре 2014-го. 

Поскольку самостоятельно сторонам разрешить разногласия не удалось, этим теперь занимается суд. Как уже писала наша газета, арбитраж отказал БППК в удовлетворении иска о взыскании убытков, полученных от перевозок пассажиров в Иркутской области в 2011 году в размере 28,052 млн рублей. Однако компания, не согласившись с этим решением, 2 июля подала апелляционную жалобу, судебное заседание назначено на 28 июля. 

Похоже, судебные иски не единственный метод, который железнодорожники используют в попытках компенсировать свои убытки. В конце мая на заседании Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» заместитель начальника ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков называл подписание соглашения о реструктуризации задолженности между БППК и областью одним из условий предоставления Приангарью 916,84 млн рублей межбюджетных трансфертов на дорожное хозяйство. Такая сумма субсидии для Иркутской области была определена в Постановлении Правительства РФ № 193 от 5 марта 2015 года, однако в новой редакции от 6 мая размеры дорожных трансфертов были урезаны – сумма субсидий регионам СФО  стала скромнее более чем на миллиард рублей. Пусть поддержка Иркутской области снизилась до 796,279 млн рублей, но спор с БППК не помешал её получить. В июне в бюджет уже поступило 318,512 млн рублей, то есть 40% запланированного объёма. С учётом федеральных субсидий объём дорожного фонда Иркутской области в этом году составляет более 7,4 млрд рублей.

Кроме того, Александр Парщиков упоминал и размер льготного коэффициента к тарифам на использование инфраструктуры РЖД для пригородных пассажирских перевозок. С 1 января по 30 июня 2015 года область оплачивала 1% этого тарифа, остальные 99% брала на себя федерация. С 1 июля, пояснили в региональном министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта, коэффициент 0,01 применяется при расчётах за использование инфраструктуры и услуги РЖД на маршрутах согласованных субъектов федерации, а на маршрутах несогласованных действует коэффициент 0,25. В Иркутской области электрички возят население по договору между БППК и регионом, уточнили в министерстве. Перечень маршрутов и пригородных поездов каждый месяц согласовывается министерством, так что для субсидируемых областью перевозок по-прежнему действует коэффициент 0,01.

Понятно, что в таких условиях думать о развитии пригородного железнодорожного транспорта непросто. Вопрос господдержки остаётся камнем преткновения для пригородных пассажирских перевозок, считают эксперты Института проблем естественных монополий. Говоря о непрозрачности затрат пригородных пассажирских компаний, власти лишь тянут время, откладывая системное решение проблемы – от увеличения прозрачности денег в бюджетах не прибавится.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры