издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музей отдаёт швартовы

Экспозиция, посвящённая строительству Кругобайкальской железной дороги, или выставка военной техники? Ледокол «Ангара» станет частью проекта по облагораживанию набережной в микрорайоне Солнечный. Судно, которое с 1 августа 2015 года будет целиком и полностью передано в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея, реставрируют, а в дальнейшем на нём разместят экспозиции, посвящённые судоходству в регионе и водным ресурсам Прибайкалья. Возможное будущее старейшего в мире ледокола обсуждалось на круглом столе, посвящённом его музеефикации.

Бури вокруг ледокола «Ангара», бушевавшие в правовом поле, давно улеглись. Ещё в апреле закончилось разбирательство по иску министерства имущественных отношений Иркутской области к региональному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Ведомство, напомним, требовало взыскать с общественной организации почти 2,76 млн рублей – сумму чуть более 2,6 млн рублей, которую посчитали неосновательным обогащением, и 153 тыс. рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Как объяснил министр имущественных отношений Антон Протасов, эти суммы ИРО ВООПИК якобы получило в виде арендных платежей за размещённое на борту судна оборудование (в частности, вышку сотовой связи) в период с января 2013 года, ко­гда министерство в одностороннем порядке расторгло договор безвозмездного пользования на ледокол, по октябрь 2014 года, когда вступило в законную силу решение суда о передаче области «Ангары» и прилегающего к ней пирса. Спор вокруг них окончился не самым оригинальным, но действенным способом: на два заседания подряд не явились ни юристы минимущества, ни представители общества охраны памятников. «Здравый смысл возобладал», – прокомментировал определение арбитража председатель ИРО ВООПИК Алексей Чертилов. 

И спасение на водах

С 1 августа 2015 года «Ангару» передадут в оперативное управление Иркутскому областному краеведческому музею. Сейчас на борту ледокола находится только экспозиция ИОКМ, тогда как он закреплён за ОГКУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области», в чьём штате есть специалисты, имеющие право распоряжаться судами речного регистра. Впрочем, все необходимые требования, в том числе по наличию кадров, для передачи «Ангары» музейщикам соблюдены. Пусть пока это не произошло, но 25 июня на борту ледокола прошёл круглый стол, посвящённый его превращению в музей. «Мы разработали некую концепцию, которую хотим предложить на стадии формирования задач по реконструкции, ремонту и определению потребности в финансировании, – рассказал директор Иркутского областного краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий, открывая его. – Нельзя сказать, что это законченный проект». 

Идея заключается в том, чтобы, говоря формальным языком, сделать из ледокола «многофункциональный центр городской инфраструктуры». То есть разместить на нём экспозицию краеведческого музея, представительства патриотических организаций и подразделений МЧС, обеспечивающих безопас­ность на воде, – государственной инспекции по маломерным судам и аварийно-спасательной службы Иркутской области. «Учитывая, что музейные предметы, предлагаемые для размещения, имеют историко-культурную ценность, создание экспозиции возможно при наличии соответствующих условий: закрывающихся дверей, наличии охранно-пожарной сигнализации и постоянного поста охраны, – подчеркнул Люстрицкий. – Если в приспособленном музейном помещении мы можем поставить смотрителя, то здесь ситуация осложнена наличием коридоров, перепадов высот на трапах, так что очень важно, чтобы ледокол был населён постоянно действующим контингентом, который в случае необходимости мог бы нам оказывать содействие в его эксплуатации. У нас установились партнёрские отношения с МЧС, которое подготовило свою программу использования ледокола, поэтому в своей концепции мы готовы защищать тезис о том, что на нём необходимо предоставить часть помещений для центра ГИМС». Есть и другая мысль – проводить в кают-компании экзамены на право управления маломерными судами. 

Кстати, исторические интерьеры ледокола и его облик планируют воссоздать – благо есть копии фотографий, присланные в 2000 году из Ньюкасла, где его построили в конце XIX века на верфях Армстронга и Витворта. Существует и созданный в 1907 году по тому же проекту ледокол «Тармо», который в настоящее время является плавучим музеем в Финляндии. «Есть отличия в надстройке, в рулевой рубке, но в целом компоновка и обводы корпуса соответствуют нашим», – констатирует директор ИОКМ, показывая в кулуарах снимки финского судна. Так что образцы, которые можно использовать при реставрации «Ангары», существуют. В исторических интерьерах кают-компании, рулевой рубки, палуб, машинного и котельного отделений судна планируют разместить экспозицию, посвящённую истории судоходства на Байкале и по рекам Иркутской области (в общей сложности в фондах музея находится более тысячи предметов). При этом в будущем кают-компанию планируют использовать для проведения концертов и тематических вечеров, а до того момента в ней может находиться выставка, посвящённая истории ледокола и его восстановлению. Часть экспозиции по истории судоходства может быть размещена на нижней палубе вблизи машинного отделения, где есть помещение площадью около 70 кв. м. Помимо этого в носовой части планируется организовать зону для проведения временных, в том числе коммерческих, выставок. Носовой трюм подходит для создания интерактивной игровой комнаты, где дети, к примеру, смогут учиться вязать морские узлы, лазить по канатам или управляться с такелажем. Исторический интерьер здесь воссоздавать не будут – вместо этого необходимо утеплить и обить травмобезопасным материалом палубу и переборки. Возможно, в носовом трюме выставят и часть экс­позиции, посвящённой водным ресурсам Иркутской области. 

Военный или гражданский

Без дела не останется и площадка возле пирса, у которого пришвартована «Ангара». На ней может разместиться выставка военной техники – ледокол использовался для переброски солдат и грузов в годы Русско-Японской войны, был задействован в перевозках во время Первой мировой, а в гражданскую войну участвовал в боевых действиях в составе Байкальской флотилии. Такая идея исходит от Иркутского регионального отделения Российского военно-исторического общества, чьим председателем является Люстрицкий, а секретарём – начальник отдела подготовки электронных изданий ИОКМ Александр Ануфриев. Впрочем, её не поддержали представители общественности, участвовавшие в круглом столе. А выпускник Института архитектуры и строительства ИРНИТУ Кирилл Юхнин, чьей дипломной работой стал проект реставрации «Ангары» (научным руководителем и заказчиком выступил Чертилов), предложил альтернативу – экспозицию, посвящённую истории строительства Кругобайкальской железной дороги. 

Идея не нова – её с 1989 года обсуждали в ИРО ВООПИК, выполнив даже часть этапов проектирования, – но заслуживает внимания. В версии Юхнина она предполагает размещение на берегу путевых казармы и полуказармы, где может находиться административная часть музея, сторожевого домика, маяка, ворот, поворотного круга и стрелочного перевода с участком пути. Концепция ИРО ВООПИК включала ещё установку подлинного локомотива конца XIX века с вагоном и платформой. Сооружения – не только здания, но и ограждения, скамейки и фонари – могут быть воссозданы по архивным чертежам. Что касается внутреннего убранства ледокола, то кроме уже перечисленных помещений Юхнин предложил разместить на борту камбуз и ресторанчик на 22 места, а также небольшую гостиницу из восьми кают первого и второго класса. В какой-то степени это может помочь окупаемости музея, эксплуатация которого убыточна по определению – если посещаемость «Ангары» сохранится на уровне февраля-июня 2015 года, получится 10-11 тыс. человек в год, из которых половина является льготниками, при действующей цене полного билета в 50 рублей. 

«Могут прийти в состояние решета»

О том, как проект будет выглядеть в итоге, говорить пока рано – ещё предстоят не одни слушания. То же касается и затрат на его реализацию – прежде, чем их оценивать, необходимо провести как минимум техническое обследование «Ангары», о чём уже есть предварительная договорённость с Восточно-Сибирским филиалом ФГУ «Российский речной регистр». «Мы проводили предварительные работы, в частности, по определению площадей надводной части, – сообщил заместитель директора Центра сохранения историко-культурного наследия Иркутской области Андрей Самбуров. – Мы, не являясь специалистами в области судостроения, обнаружили более полутора десятков мест верхней палубы, которые если не сегодня, то завтра могут прийти, если можно так выразиться, в состояние решета». Помимо составления технического задания на проект реставрации первоочередной задачей в организации считают ремонт электрооборудования ледокола. Во-первых, это обеспечит его безопасную эксплуатацию, а во-вторых, даст значительную экономию: зимой электричество используется для обогрева судна, в том числе угольных трюмов, заполненных балластной водой. Последние планируют наполнить сухим балластом, чтобы сократить расходы, которые достигают нескольких десятков тысяч рублей. Эта сумма не столь впечатляет, как, например, затраты на очистку надводной части судна (1400 кв. м с учётом палуб, труб и мачт) от слоёв старой краски, которые оцениваются в 3,5 млн рублей. 

«Не могу сказать с полной уверенностью, но для того, чтобы провести инженерное обследование и понять, в каком состоянии находится корпус, переборки и палубы корабля, возможно, придётся его поставить в док, – добавил Самбуров. – Подъём в док, который стоит в порту Байкал, стоит 200 тысяч рублей, спуск – ещё 200 тысяч рублей, сутки стоянки – 35 тысяч. Ещё надо добавить транспортировку и дока, и ледокола». Затраты на полную реставрацию «Ангары» пока никто оценить не берётся, а времени на неё понадобится самое меньшее пять-шесть лет. Деньги планируют привлечь из бюджетов Приангарья и областного центра, внебюджетных средств краеведческого музея и других источников. Участницы круглого стола Маргарита Захарова и Дарья Филиппова («Мы никого особо не представляем, мы – люди, горожане, которым небезразлична судьба ледокола», – представились они) предлагают задействовать краудфандинг. Само собой, покрыть только за счёт подобной схемы все затраты, пожалуй, невозможно, но благодаря ей свою лепту в восстановление судна смогут внести все желающие. «Основатели краудфандинговых площадок советуют публиковать проекты на сумму около 100 тысяч рублей, а это означает, что нам придётся дробить цели, – замечает Захарова. – Скажем, это будет не оборудование игровой комнаты или реставрация кают-компании целиком, а некий конкретный небольшой проект, результаты которого осязаемы». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры