Поставили на карту
Полмиллиона кредитных карт сегодня разложено по кошелькам жителей Приангарья. Судя по статистике банков, люди с каждым годом пользуются ими всё активнее. За первые четыре месяца этого года клиенты только одного из крупных банков области совершили более 6 млн операций по кредитным картам на общую сумму 4,6 млрд рублей. Причём почти половина этой суммы, или 2,15 млрд рублей, приходится на операции по снятию наличных, что по сути превращает данную категорию карт в дополнительный источник денег для жизни, а не инструмент кредитования.
Азартные игры
У иркутянки Александры Фёдоровой почти десятилетний стаж пользования кредитными картами разных банков. Свою первую кредитку и сложный путь избавления от неё она вспоминает до сих пор. «В 2005 году один популярный тогда розничный банк прислал мне её после того, как я оформила и выплатила небольшой потребительский кредит», – рассказывает она стандартное начало почти каждой второй такой истории. При зарплате в 6 тыс. рублей кредитный лимит в 10 тыс. открывал для Александры весьма заманчивые финансовые перспективы.
– Тогда с её помощью я купила домой что-то из мебели и бытовой техники, – вспоминает собеседница «Конкурента». – Но когда дело дошло до расчётов, выяснилось, что установленная по карте процентная ставка оказалась разорительно высокой, что-то около 40% годовых. Плюс различные скрытые комиссии за пользование картой и снятие денег. В итоге почти половина моей небольшой учительской зарплаты уходила на оплату процентов и обязательных взносов по карте.
Долг, по словам Александры Фёдоровой, нарастал как снежный ком. «Сначала я клала деньги на карту, потом вынуждены была их снова оттуда снимать, так как на какие-то нужды средств мне уже не хватало», – описывает ситуацию она. Интересно, что с точки зрения кредитной организации такое финансовое поведение квалифицировалось как «активное» и в знак благодарности банк несколько раз поднимал Фёдоровой кредитный лимит. Сначала до 20 тыс. рублей, затем – до 30. Так в процессе непрерывного опустошения баланса карты, а затем её плавного пополнения прошло четыре года.
– В какой-то момент я поняла, что так дальше жить нельзя, и решила закрыть карту, погасив долг полностью, – продолжает повествование Фёдорова. – Пришла в банк, попросила рассчитать, сколько я должна, так как постоянно всплывали какие-то дополнительные платежи, тут же оплатила всю сумму и попросила прямо при мне разрезать карту.
Казалось бы, на этом месте в истории взаимоотношений Александры Фёдоровой с кредитными картами можно было ставить многозначительную точку. Однако всё случилось иначе. Сделав небольшой перерыв, наша героиня снова стала обладательницей кредитки. Другого банка и на других условиях. «Изначально кредитный лимит по ней был 29 тысяч рублей, потом, по мере того, как я ею пользовалась, вырос сначала до 50 тысяч, затем – до 70 тысяч, а сейчас он уже 100 тысяч рублей», – рассказывает Фёдорова. По её словам, сегодня сумма на карте, доступная для расчётов, почти в три раза превышает размер её постоянных доходов. Точную процентную ставку по карте Фёдорова не знает, зато отлично помнит срок беспроцентного пользования заёмными средствами.
– Условия по этой карте меня устраивают, – говорит она. – Притом что пользуюсь я ею довольно активно, к примеру, сейчас на карте недостает 80 тысяч рублей. Закрывать я её не планирую хотя бы потому, что она постоянно меня выручает «до зарплаты». Единственное, что в последнее время изменилось в худшую сторону, так это возможность снимать с карты наличные. Если раньше я активно этим пользовалась, то теперь нет, так как с весны заметно выросла комиссия за снятие денег с кредитной карты. Теперь использую её в основном для оплаты покупок.
Виртуальные миллиарды
По данным отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), за прошлый год жители Приангарья совершили с использованием кредитных карт 23,1 млн операций на общую сумму 33,8 млрд рублей. Если предположить, что чаще всего кредитные карты используются для совершения спонтанных покупок, то в общей сложности на эту сумму в ценах 2014 года можно было купить 845 тыс. смартфонов iPhone 5s в максимальной комплектации, оплатить более 280 тыс. путёвок в пятизвёздный отель в Таиланд на двоих или, если забыть о том, что у карты есть кредитный лимит, купить 742 автомобиля Mercedes-Benz GL-класса.
Заметим, что в 2014 году был отмечен рекордный уровень прироста количества и объёмов операций с кредитными картами. Пользоваться кредитками жители области в 2014 году стали гораздо чаще (рост на 54%), значительно вырос и объём совершённых операций (плюс 24%). При этом, как рассказал «Конкуренту» управляющий Иркутским отделением ЦБ РФ Сергей Андреев, количество кредитных карт за прошедший год, напротив, даже уменьшилось – на 11%, и составляет сейчас менее 0,5 млн штук.
Любопытно, что в общем объёме платёжных карт, выпущенных в Иркутской области, на долю кредиток приходится не такой уж большой процент. Так, по данным Иркутского отделения ЦБ РФ, на 1 января 2015 года в Приангарье находилось в обращении 3,5 млн карт, то есть в среднем 1,5 карты на каждого жителя области. При этом большинство из них – 86% – являются расчётными. «Значительная их доля распространяется в рамках зарплатных проектов на предприятиях и организациях, а также в виде социальных карт», – пояснил Сергей Андреев.
Сложные экономические обстоятельства
Насколько активно жители Иркутской области будут использовать кредитные карты в этом году, пока говорить сложно. По данным Байкальского банка Сбербанка РФ, ряд показателей в этом году даже показал рост. К примеру, средний размер кредитного лимита по картам увеличился на 17% и сейчас составляет 80,7 тыс. рублей. Параллельно росла и просрочка по кредитным картам: если на 1 января 2015 года она составляла 6,2%, то к 1 июня выросла до 7,7%. А вот количество выпускаемых банком кредитных карт в 2015 году, напротив, несколько снизилось по сравнению с прошлым годом. «Скорее всего, причина в общем снижении спроса на потребкредитование, что характерно для банковской сферы в целом. С начала текущего года многие клиенты наблюдают за экономической ситуацией, ожидая снижения ставок по кредитам», – пояснили в пресс-центре Байкальского банка Сбербанка РФ.
Такая же картина наблюдается и в Райффайзенбанке. «В первом квартале 2015 года выдача кредитных карт сократилась относительно аналогичного периода прошлого года, – рассказала «Конкуренту» директор регионального центра «Сибирский» АО «Райффайзенбанк» Анна Тихонова. – В числе причин я бы отметила ухудшение общей экономической ситуации и уровень закредитованности населения. Кроме того, в последнее время клиенты стали более аккуратно выбирать лимит, ориентируясь на свой ежемесячный доход, чтобы иметь возможность погасить долг в течение льготного периода».
Владельцы кредитных карт подтверждают, что действительно стали в последнее время аккуратнее тратить заёмные средства. «В конце прошлого года у нас с женой были три действующие кредитные карты разных банков на общую сумму 160 тысяч рублей, – рассказывает свою историю иркутянин Игорь Коротких. – Суммарный долг по ним к тому времени был около 130 тысяч, то есть почти все деньги с них мы истратили. Когда стало понятно, что в стране экономическая ситуация ухудшается, мы приняли решение все закрыть. На тот момент я вообще собирался пойти в банк и написать заявление о прекращении пользования картами, но жена настояла на том, чтобы мы их оставили. Её главным аргументом было то, что по всем картам была установлена выгодная процентная ставка и в будущем они могут ещё пригодиться. В итоге сейчас обе карты жены хранятся у меня, а своей я пользуюсь, когда возникают непредвиденные расходы».