«Нулевой баланс за год»
Что стоит пассивный дом в России построить
Первый пассивный дом, появившийся в Германии в конце восьмидесятых, проектировали и возводили профессиональные архитекторы, инженеры и строители. Идея, за реализацию которой они взялись, состояла в том, чтобы в умеренном европейском климате снизить до минимума потребление ресурсов на обеспечение здания теплом, водой и электричеством, по максимуму используя возобновляемые источники энергии. С тех пор как она была воплощена, в открытом доступе появилось немало литературы, доступной не только профессионалам с высшим образованием, но и строителям-любителям, обладающим инженерными знаниями. «Сибирский энергетик» изучил опыт строительства пассивного дома, официально не претендующего на такой статус, но подходящего под все его параметры.
Пассивный дом – стандарт строительства жилья, в полном смысле этого слова являющегося энергоэффективным, комфортным и в то же время доступным. Это нечто большее, чем просто здание, потребляющее минимум энергии. На его отопление и вентиляцию должно уходить до 90% меньше энергии, чем в стандартной жилой застройке, и более чем на 75% меньше, чем в новых домах. Оно же крайне эффективно использует солнечный свет, внутренние источники тепла с возможностью его рекуперации, так что даже в самые холодные зимы традиционная система отопления не востребована. Примерно так звучит определение, которое даёт Институт пассивного дома из Германии – страны, где в конце восьмидесятых зародилась эта концепция. Именно это учреждение и его подразделения в разных странах официально признают новое жильё соответствующим такое звучному статусу. По данным с его сайта, в России нет зданий, сертифицированных институтом (в Интернете неофициально пишут как минимум про одно. – «СЭ»), но в некоторых случаях люди сами строят дома, по всем требованиям попадающие в категорию пассивных. В основном, конечно, такие задумки были реализованы не в Сибири (хотя в Сети можно встретить упоминание «самостроя» в районе Красноярска), а в южных регионах страны, где утепление здания не потребует астрономической суммы от строителя.
Лучше меньше, да лучше
«Критериями для пассивного дома являются: удельный расход тепловой энергии на отопление не должен превышать 15 кВт-ч на квадратный метр за год, общее потребление энергии для всех бытовых нужд (отопление, горячая вода и электрическая энергия) не должно превышать 120 кВт-ч на квадратный метр за год», – объясняет в споре с другими посетителями популярного интернет-форума Александр из Краснодара, известный под сетевым прозвищем baracud. Фамилию в разговоре с корреспондентом «Сибирского энергетика» не упоминает, замечая, что вряд ли она будет интересна читателям, но разрешает воспользоваться веткой обсуждения, существующей уже третий год. В ней практика строительства своими руками и эксплуатации пассивного дома описана максимально полно и дотошно, так что все возникающие у журналиста вопросы отпадают сами собой. «Саша знает много теории – это бесспорно», – говорит по этому поводу ещё один мой визави, тоже из Краснодара.
Строить каркасный дом, который по российским меркам потребляет непривычно мало электричества, Александр начал летом 2012 года. Взялся за дело с нуля – котлована и ямы для септика. Здание было решено строить не слишком большое, но и не малое – 12 на 6 метров (ограничением стала стандартная длина пиломатериалов и балок, использованных в перекрытиях), два этажа, потолки 2,95 метра. «Из источников отопления пока только электричество», – делился краснодарец с единомышленниками несколько лет назад.
Для того чтобы снизить потери тепла и, как следствие, расход электроэнергии, стены сделаны слоёными: фибролитовая плита Green Board GB2 толщиной 25 мм, пароизоляция, 30-сантиметровый слой эковаты, древесная плита Isoplat на 25 мм и фиброцементный сайдинг. Чтобы избежать образования мостиков холода, было использовано довольно распространённое решение – стойки Ларсена. Крышу было решено сделать вальмовой (иными словами, четырёхскатной с двумя треугольными и двумя трапециевидными скатами) под углом 25 градусов с кровлей, напоминающей слоёный пирог: стропила, гидроизоляция, обрешётка и контробрешётка, OSB-плита, подкладочный ковёр и гибкая черепица. Снижению потерь энергии способствуют пластиковые окна из шестикамерного профиля, производимого в Германии, и входная дверь со специальной прокладкой, именуемой терморазрывом, – разработка, созданная для условий Крайнего Севера и серийно выпускаемая в Барнауле. Расчёт, выполненный с помощью сервиса u-wert.net, показал, что потери при перепаде температур в 40 градусов по Цельсию составят 4 кВт-ч на квадрат, но наш герой разумно предположил, что на практике они окажутся больше.
Для обогрева была применена стандартная для пассивных домов технология – тёплые полы, работающие на электричестве. Не забыта и другая сторона концепции, заключающаяся в снижении энергозатрат на охлаждение здания. В нём смонтировали приточно-вытяжную систему вентиляции с рекуператором Electrolux, потребляемая мощность которой составляет всего 105 Вт. Интересная деталь: стремясь сократить расходы на строительство и получить оптимальный результат в части энергетической эффективности, Александр заказывал материалы и оборудование не только из других регионов России, но даже из-за рубежа. Такой подход, как показала практика, себя оправдывает полностью.
«Прелесть системы в том, что зависимость прямая»
Следующий шаг – в сторону автономного, насколько это возможно, энергоснабжения. В позапрошлом году Александр смонтировал солнечные батареи на крыше старого домика, рядом с которым он возвёл пассивное здание. Их совокупная мощность – 3,45 кВт, цена, по тем временам, около 200 тыс. рублей, то есть 60 тыс. за киловатт. В общей сложности электростанция, состоящая из 15 модулей по 230 Вт, произведённых в Зеленограде, заняла площадь в 26 кв. м. Впрочем, полностью автономное питание дома они не обеспечивают, а лишь замещают часть электропотребления. В том случае, если образуются излишки, они поступают в сеть садоводства. Однако о накоплении электроэнергии в ситуации, когда выработка превышает потребление, речи не идёт – установка настолько ёмкого аккумулятора стоит слишком дорого и приведёт к тому, что себестоимость электричества резко возрастёт.
«Прелесть системы в том, что зависимость прямая, можно хоть сто ватт поставить, хоть десять киловатт, а стоимость выработки будет примерно одинаковая – два с половиной рубля за киловатт-час», – подчёркивает Александр. В 2013 году тариф для членов садоводства, в котором он живёт, составлял 3,6 рубля за кВт-ч. Сейчас, по данным региональной энергетической комиссии Краснодарского края, стоимость киловатт-часа для потребителей, приравненных к населению (к ним относятся дачные товарищества), составляет 3,76 рубля, а с 1 июля она будет увеличена до 4,12 рубля. Это – одноставочный тариф, однако можно существенно сэкономить за счёт двуставочного тарифа, по которому ночью электричество обходится дешевле. Так или иначе, с учётом ежегодно дорожающей энергии установка солнечных батарей может окупиться за 10 лет. Но важна, как полагает краснодарец, не окупаемость, а стоимость выработанного киловатт-часа, которая в полтора раза ниже тарифа.
За один солнечный день батареи, смонтированные на крыше дома, способны выдавать до 22 кВт-ч. Когда пасмурно, объём генерации снижается до 12 кВт-ч в сутки, в дождливую погоду он не превышает 8 кВт-ч. Например, только за октябрь-ноябрь 2013 года солнечные панели выработали 2,2 МВт-ч, из которых 497 кВт-ч – в августе. Основной потребитель – бойлер для горячего водоснабжения, который за день потребляет до 8 кВт-ч, ещё столько же уходит на нужды бытовой техники и других приборов. Последние, к слову, выбирали из соображений энергетической эффективности, о чём говорит хотя бы наличие в доме индукционной плиты.
С приходом осени и тем паче зимы расходы возрастают. Так, если за сентябрь электричество на обогрев дома тратить не пришлось, то в октябре котёл «съел» 140 кВт-ч, а в ноябре – 241 кВт-ч. Экономия заключалась лишь в том, что отопление включалось ночью, когда киловатт-час по двуставочному тарифу стоит дешевле, чем днём (сейчас, к примеру, 2,15 рубля против 3,85, а с 1 июля – 2,43 рубля вместо 4,36). Однако того, что вырабатывали солнечные батареи, хватило на собственные нужды. Так, в первый месяц осени они произвели 329 кВт-ч, во второй – 305, а в третий – 313. Ситуация изменилась с приходом зимы. Если декабрь был, как это бывает на Кубани, тёплым, то в январе 2014 года погода испортилась (дело дошло до ледяного дождя), так что при средней температуре в 0,2 градуса выше нуля на отопление ушло 937 кВт-ч за месяц. Одновременно солнечные батареи выдали скромные 170 кВт-ч. В феврале баланс выглядел по-иному: 325 киловатт-часов выработки и 512 киловатт-часов расходов на отопление. Месяцем позже производство и потребление, если брать только обогрев, выравнялись, а в апреле надобность в тёплых полах отпала сама собой.
Между тем Александр не собирается останавливаться на достигнутом. В планах на нынешнее лето – перенос старых батарей на крышу гаража с добавлением к ним новых, так что их совокупная площадь составит 40 кв. м, а мощность достигнет 4,2 кВт. Вдобавок он решил смонтировать уже закупленный грунтовый тепловой насос, с запуском которого, по его расчётам, расходы электричества на отопление и горячее водоснабжение снизятся соответственно в четыре и три раза. «Экономия за год составит около 4200 киловатт-часов электроэнергии, или 10 тысяч рублей по ночному тарифу, – резюмирует он. – Вот и нулевой баланс за год».
«Стоимость превысила ожидаемую»
Конечно, перспективы строительства подобного дома в Иркутской области выглядят не столь радужно – нужно учесть хотя бы тот факт, что на обогрев дома за счёт электрического котла где-нибудь на «северах» в январе уходит более 4000 кВт-ч. Экономия к тому же будет не столь очевидной – тариф на электричество, напомним, для горожан и обитателей садоводств во втором полугодии составит 92 копейки за киловатт-час. Энергоэффективное оборудование обойдётся дороже, но, что удивительно, дешевле окажутся стройматериалы. Так что опыт краснодарцев, пусть и со скидкой на местные реалии, может оказаться очень даже полезным. Особенно тем, кто берётся за строительство собственными руками и за свои деньги.
«Стоимость, конечно, уже превысила ожидаемую, так как строиться у нас очень дорого: материалы приходится заказывать в Москве, потому что у нас такие не продают, – отвечает Александр на ожидаемый вопрос кого-то из пользователей форума. – Перерасход получается и на ошибках в выборе материалов: попробовал, не понравилось, пришлось что-то другое покупать. Всё-таки это первый опыт строительства, и все шишки мои – на остатках и обрезках, перерасходе и перестраховке, инструментах и оборудовании». Говорить о конечной цене пассивного дома пока рано – строительство продолжается, многие технические решения ещё только предстоит претворить в жизнь. Раскрыть сумму расходов Александр обещает, завершив все работы и подбив баланс.