«Мы своих не бросаем»
За пять месяцев работы «неравнодушной линии» в компании «Востсибуголь» в этом году поступило 19 сообщений. С просьбой помочь разобраться в сложной ситуации к уполномоченному по этике Наталье Корябочкиной обращаются не только специалисты компании, но и пенсионеры общества, бывшие сотрудники, даже простые граждане, у кого среди дальних родственников есть горняки.
Как правило, люди направляют запросы в электронном виде, реже звонят напрямую к уполномоченному по этике Наталье Корябочкиной. На её рабочем столе всегда под рукой лежат Кодекс корпоративной этики и Свод этических стандартов. Рядом – документы, регулирующие деятельность российских угольных предприятий, пояснительные записки к отдельным федеральным законам.
«К нам поступают обращения, которые касаются не только этических и моральных норм. Многие сообщения находятся на грани юридических вопросов. Характер обращений тоже разный. Кто-то просит пояснить процесс начисления заработной платы, кому-то необходима помощь в урегулировании конфликтной ситуации в коллективе», – рассказала Наталья Корябочкина и показала на экране монитора длинный список входящих писем на электронный адрес уполномоченного компании.
Сегодня уполномоченный с уверенностью может сказать: «неравнодушная линия» оправдала своё существование. За прошлый год на неё поступило свыше 130 обращений, к концу мая этого года – 19. «Ни одно из сообщений мы не оставляем без ответа. Если того требует специфика вопроса, ответ подготавливается с привлечением специалистов кадровой службы, безопасности. Почти все обращения попадают не только ко мне, но и на стол генеральному директору. Мы видим отдачу: люди доверяют каналу связи, делятся своими впечатлениями с друзьями и коллегами. Так «сарафанное радио» быстро разносит весть о том, что наша линия работает», – подчеркнула Наталья Корябочкина.
Сообщения поступают не только с ближайших филиалов. Письма приходят с рудоремонтного завода, Ирбейского угольного разреза в Красноярском крае.
«Недавно с рудоремзавода от сотрудника пришёл вопрос о выплате тринадцатой зарплаты. Пришлось поднимать положение о премировании в компании, вместе с юристами изучать нюансы, когда человек может рассчитывать на дополнительную зарплату. В итоге выяснили, что обратившийся сотрудник не отработал минимальный период времени, который заложен в положении завода, чтобы получить премию. Эти тонкости разъяснили сотруднику», – рассказала Наталья Корябочкина.
Кодекс корпоративной этики закрепил моральные принципы, которые не всегда соблюдались с расчётом на отсутствие наказания. Персонал не понимал, куда стоит постучаться, чтобы, например, пресечь на работе использование нецензурной лексики. В приёмную генерального директора компании с таким вопросом не все решались написать. Теперь для таких целей есть «неравнодушная линия».
«Недавно из управляемого общества пришло письмо, в котором сотрудники пожаловались на своих коллег. Те периодически позволяли себе использовать нецензурные выражения, грубые обращения. Для разъяснения ситуации мы отправились на место, на встречу с коллективом приехал и генеральный директор Евгений Мастернак. Беседа была долгой, дала свои плоды. Я потом неоднократно связывалась с работниками управляемого общества. Они докладывали, что ситуация действительно изменилась», – привела пример Корябочкина.
Уполномоченный по этике компании добавила, что самый главный инструмент в её арсенале – разъяснение.
Между тем порой обращающиеся на «неравнодушную линию» рассказывают не все детали. Рассчитывая на решение в их пользу, сотрудники подменяют факты. Так, весной с Ирбейского разреза пришло тревожное письмо. Женщина, которая работает там не первый год, сообщила об ущемлении её прав на трудовую деятельность. Чтобы разобраться в непростой ситуации, собрали целую комиссию из специалистов кадровой, юридической службы, безопасности. В известность поставили генерального директора КВСУ. На кону стоял вопрос самоуправства руководства разреза, превышения им должностных полномочий. Однако позже выяснились детали, которые женщина умолчала.
Дело в том, что в ООО «Ирбейский разрез», как и на любом другом развивающемся предприятии, происходят кадровые перестановки. За ненадобностью сокращаются целые службы, людей переводят в другие отделы. Обратившаяся также попала под оптимизацию, но ей сразу предложили целый список вакансий. Ни одна должность ей не приглянулась. Тогда она нашла нетривиальный выход: присмотрела себе место в другом отделе и предложила уволить там сотрудника, освободив тем самым место для неё. Безусловно, руководство разреза с таким подходом было категорически несогласно. Тогда женщина вышла на уполномоченного по этике.
«Женщина сама нарушила все моральные и этические принципы, пытаясь добиться определённой должности. Мы ей это разъяснили. Так что, обращаясь на «неравнодушную линию», можно с уверенностью рассчитывать на доскональное изучение ситуации», – добавила Наталья Корябочкина.
Отдельно стоят вопросы по взаимоотношению сотрудников с контрагентами компании. В апреле на уполномоченного вышел молодой специалист: у него возник конфликт с банком, с которым сотрудничает компания. Молодой человек сомневался, может ли он, не навредив своему работодателю, начать выяснять отношения с банком.
Контактами «неравнодушной линии» КВСУ пользуются сторонние организации, бывшие сотрудники компании, пенсионеры, даже жители посёлков, где находятся законсервированные предприятия компании. Люди присылают свои резюме, задают вопросы об акциях ОАО «Востсибуголь», просят выслать документы для оформления пенсии. Всё это уполномоченный по этике пересылает соответствующим службам.
Регулярно поступают обращения от бывших работников ОАО «Востсибуголь». «В нашей ветеранской организации насчитывается более 3,5 тысячи членов, часть из них – пенсионеры ООО «КВСУ», часть – ОАО «Востсибуголь». Юридически перед последними КВСУ никакой ответственности не должно нести. Но мы своих не бросаем, наша компания социально ответственная. В Черемхове, Тулуне бывших сотрудников обеспечиваем углём для растопки домашних печей. Кстати, мы уже неоднократно разъясняли, что списки пенсионеров регулярно актуализируются. Так что если пенсионер не получил выплату или уголь, ему просто необходимо уточнить, имеются ли его данные в информационных базах», – рассказала Наталья Корябочкина.
Любопытно, что на «неравнодушную линию» обращаются далёкие от угольной промышленности люди. Так, недавно уполномоченный получил письмо от женщины, которая просила помочь ей с лечением сына. Женщина от дальних родственников узнала о существование «неравнодушной линии». В письме она рассказала, что её сыну с синдромом Дауна нужно пройти лечение в реабилитационном центре в Иркутском районе. Необходимые тридцать тысяч рублей для матери были неподъёмной суммой. «Письмо меня тронуло, но уполномоченный не может принимать решения о благотворительной помощи. Я обратилась к Евгению Анатольевичу (генеральный директор. – Авт.). Компания выделила средства на лечение мальчика. После этого мама много раз обращалась с благодарностью. Для неё было важно найти неравнодушных людей», – отметила Наталья Корябочкина.
Сегодня уполномоченный с уверенностью говорит, что готова к обращениям любого характера. Если специалисты компании, контрагенты, бывшие сотрудники не могут определиться, кому им задать свои вопросы, они всегда найдут отклик на «неравнодушной линии».