издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лёгким жестом рук

Галина Березина обучила старинному русскому ремеслу ткачества не одну сотню людей

  • Автор: Наталья ИВАНОВА

Галину Яковлевну Березину лично или заочно знают многие жители Иркутска и области. Кто-то просто наблюдал за её работой на ткацком станке, кто-то общался с мастером на различных городских праздниках, выставках, ярмарках, ну а кто-то пробовал свои силы на кроснах. Ведь Галина Яковлевна – активный общественный деятель, на её счету 18 общественнозначимых проектов, она имеет почётные звания «Лауреат премии губернатора Иркутской области в области культуры и искусства», «Ветеран труда» и «Народный мастер Иркутской области», более 17 лет она возглавляла Ассоциацию мастеров народного творчества и художественных ремёсел «Оникс», она заинтересовала и обучила старинному русскому ремеслу ткачества не одну сотню людей. Конечно, есть такие, которые просто пробуют, удовлетворяя любопытство, а есть и те, которые остаются и совершенствуют своё мастерство, сохраняя, развивая и осовременивая традиционные знания и умения, дошедшие до нас. В настоящее время Галина Яковлевна является председателем Союза мастеров народного искусства «Оникс».

Как говорит сама Галина Яковлевна, одним из самых значимых дел её жизни стал долгосрочный проект по возрождению традиционного ткачества в Иркутской области. Его реализацией она занимается с 2003 года. 

– Как к вам пришла идея возродить ткацкое ремесло в Иркутской области?

– Я никогда не думала, что буду заниматься ткачеством, но в детстве мне посчастливилось прикоснуться к этому ремеслу, – рассказывает Галина Яковлевна. – Я себя отношу к поколению детей войны, послевоенное время было скудным, голодным, ничего не было, я помню, как вместе с бабушкой мы готовили «дранку» – резали на тонкие полоски старую одежду, уже ненужные тряпки, сшивали их, сучили на веретене и сматывали в клубочки. Так как в доме у нас ткацкого станка не было, мы относили эти клубочки к соседке, и через какое-то время бабушка приносила готовый половичок, и дом преображался. Сама за станком я не сидела, у меня тогда не было возможности научиться этому ремеслу, но детские воспоминания остались, а детская память, как говорят, очень цепкая. Эти воспоминания заставили меня задуматься о необходимости возродить старинное ремесло. Ведь к 2000 году ткачество в Иркутской области относилось к разряду утраченных ремёсел, поэтому это была не идея, а необходимость.

 – Сохранились ли ещё в деревнях ткацкие станки?

– К тому времени, к сожалению, ткацкие станки были полностью вытеснены из домов, это естественно, ведь пришёл новый интерьер с полированной мебелью, новые материалы, новый стиль одежды, ушёл из обихода традиционный русский костюм, благодаря которому ручное ткачество сохранялось и было востребовано до середины XX века. И станки стали не нужны, уже не нужно было тратить огромное количество времени на подготовку и само ткачество, всё можно купить в магазине. Станки стали потихоньку выносить в сени, потом в амбары, а потом и в печь, так как уже была потеряна технология заправки станка. Это как машина – бензин закончился, и машина встала, так и станок –  не знаешь, как его заправить, и работать не начнёшь. Поэтому самой главной нашей задачей было воссоздать ткацкий станок. В 2003 году на базе сохранившихся станков в посёлках Иркутской области Усть-Уда и Батама член Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремёсел «Оникс» Михаил Кулишов (сын Галины Яковлевны. – Прим. авт.) создал наш первый станок кросны, который к 350-летию города получил название кросна «Иркутская». Станок полностью оправдал себя в работе, благодаря этому у нас появилась возможность развивать технологию узорного ткачества и обучать людей.  

 – А где сейчас этот станок?

– Этот станок в рабочем состоянии, он и ещё два станка сейчас стоят в Центре детского творчества «Восход» (ул. Ямская, 53), на нём учатся основам ручного ткачества дети. Ведь наша главная задача – сохранить технологию, подготовить носителей этого ремесла, чтобы они смогли передать свои знания молодому поколению. Так, в 2005 году при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области при Ассоциации мастеров «Оникс» была открыта первая ткацкая мастерская – опорный пункт для подготовки и обучения руководителей мастерских. В 2009 году наша мастерская стала победителем городского конкурса «Социальная звезда» в номинации «Социальная мастерская». Сейчас в городе работают несколько учебно-творческих мастерских – в средней школе № 32 (рук. Любовь Солонина), в детском Доме-интернате № 1 (рук. Нина Иванова), в школе № 23, на базе детского клуба «Крылатый» (рук. Елена Пушкина), в клубе для инвалидов «Общение» (рук. Людмила Черных) и др. В области открыты мастерские в Новой Игирме, Мамонах, Куйтуне. В наших мастерских любой желающий может прикоснуться к этому ремеслу. Я всегда говорю: конечно, ткачами вы быть не обязаны, но быть носителями этих технологий должны. Сейчас мы идём в народ, создаём все условия, чтобы люди могли соприкоснуться с этим ремеслом. Со станком я была во многих городах и сёлах нашей области, постоянно участвуем в Тихвинской ярмарке, различных городских мероприятиях и выставках в Сибэкспоцентре, и, надо сказать, люди с большим интересом пробуют, а многие потом приходят к нам в мастерские обучаться ткачеству. Отрадно, что сегодня у людей появилось желание иметь такой станок у себя дома. 

Я хочу сказать большое спасибо государству, что оно даёт возможность общественным организациям участвовать в различных конкурсах, общественно-значимых проектах и получать финансирование на их реализацию. Именно благодаря вниманию государства смогли реализоваться мои проекты: мы воссоздали станок, открыли мастерские в Иркутске и области, на сегодняшний день уже есть 12 учебно-творческих мастерских, провели ряд мероприятий и выставок. Так, в 2010 году была проведена первая областная выставка по ткачеству, в ней приняли участие 37 мастеров.  

– Вы стояли у истоков, почти 20 лет были руководителем, идейным вдохновителем, «сердцем» творческой ассоциации мастеров «Оникс». Расскажите о том, как «Оникс» создавался.

– До 1990 года я работала директором межсоюзного Дома самодеятельного творчества (МДСТ) облсовпрофа. Многие Дома культуры, дворцы, клубы нашей области были подведомственны этой организации. Когда в годы перестройки всё стало разваливаться, перестал существовать и МДСТ, а творческим людям необходима была поддержка, люди хотели учиться, передавать свои знания. Тогда я вышла с предложением к мастерам создать творческую организацию, которая бы объединила мастеров декоративно-прикладного творчества. Позже нас поддержали на государственном уровне, и 29 сентября 1990 года была создана Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремёсел «Оникс». В состав Ассоциации вошли 23 мастера, первым председателем был избран Георгий Алексеевич Хомкалов (прекрасный ювелир), именно он предложил название «Оникс». Оникс в древности считался камнем вождей, символом единения и чистых помыслов, люди верили, что камень даёт его обладателям большую силу, вместе с тем он очень раним, как душа мастера, ему надо дать возможность раскрыться, чтобы камень смог засиять всеми своими гранями.

До 1994 года я была заместителем председателя, а с 1994 по 2011 год председателем. Конечно, за эти годы многое сделано: мы воспитали целое поколение мастеров, открыли мастерские в Иркутске и области, организовали множество благотворительных выставок и  мастер-классов, приняли участие в ярмарках, представляли наш регион на больших мероприятиях в городах России и за рубежом, мною было разработано методическое пособие по обучению ткачеству.  А в самом начале у нас даже своего помещения не было, мы сами договаривались о проведении выставок с музеями, библиотеками, Спасской церковью, Сибэкспоцентром, сами искали помещения для обучения мастеров. Только в 1994 году Комитетом по имуществу Иркутской области нам, наконец, дали помещение на ул. Киевской, 1, и мы начали активно обучать население ремёслам. Тогда мы работали по двум направлениям – «Кружевоплетение на коклюшках» и «Художественная вышивка». Сегодня же в «Ониксе» идёт обучение по 13–15 направлениям народных ремесел: художественная вышивка, лоскутная кукла, русский народный костюм, работа с берестой, бисероплетение и другие. 

– Сейчас вновь возвращается интерес к ручной работе. Не только женщины, но и мужчины учатся различным видам рукоделия. Как вы думаете, чем это обосновано?

– Да, сейчас люди хотят иметь в своих домах натуральные материалы, хотят своими руками создавать необходимые им вещи, предметы, потому что у них появилась душевная необходимость в этом, они сами хотят творить такую красоту. К тому же это прекрасный подарок, который сделан своими руками, в нём заключена теплота, энергия, качество исполнения, народная традиция. Это здорово, что люди возвращаются к истокам, к народным ремёслам, осовременивая их, придавая им новое звучание, находя новое место в современных интерьерах. 

– У вас очень активная жизненная позиция, поделитесь своим секретом.

– Секрета никакого нет. Главное – с любовью заниматься своим делом. У меня сейчас реализуется проект – областной фестиваль «Хоровод ремесел на земле Иркутской». Он посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и  году Русской культуры. Проект поддержан министерством культуры и архивов Иркутской области. В мероприятиях данного проекта принимают участие жители 10 муниципальных образований, 57 мастеров-волонтёров. Проект объединяет усилия государства и общественности, он создаёт условия для доступного обучения, привлекает к занятиям художественными ремёслами людей разных возрастов, в том числе детей и подростков, решает целый комплекс воспитательных и государственных задач. По итогам этого проекта будет издан иллюстрированный каталог, который поможет сохранить память о наших мастерах-земляках. Наша главная задача – сохранить интерес к традиционным ремёслам. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры