«Материнский» фонд
Ровно 10 месяцев назад – 1 августа прошлого года – кризисный центр и социальный детский сад благотворительного фонда «Оберег» переехали из центра Иркутска в Свердловский район. День защиты детей обитатели центра – матери с малышами, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации – встречают на «полевых» работах по благоустройству прилегающей к зданию территории.
Утром понедельника на улице Помяловского, где теперь находится «Оберег», необыкновенно громко играет музыка – в местном детском саду отмечают День защиты детей. В самом же кризисном центре, неподалёку, кипит работа. Десяток людей на площадке перед входом в здание бывшей гостиницы, чьё помещение теперь занимает фонд, красят автомобильные шины. Уже затем раскрашенная резина в их руках превращается в птиц, корабли и другие фигуры украшения местного ландшафта. Пока взрослые орудуют малярными кистями, малышня бегает вокруг. Дети постарше играют в догонялки, другие пытаются помочь, размазывая розовую и жёлтую краску. Между ними в детских ходунках перебирают ножками самые маленькие постояльцы соцучреждения.
Благоустройство близлежащей территории – основная задача работников центра на ближайшее время. Пока денег фонда хватает только на создание резиновых лебедей из использованных автомобильных шин. «Благоустройство для прилегающей территории мы запланировали давно, ещё в прошлом году расчистили участок, – объясняет вице-президент фонда Евгения Челенко. – Хотели организовать игровую площадку, но денег на это сейчас нет – расходы учредителя центра не позволяют этого сделать».
Благотворительный фонд «Оберег» появился в Иркутске благодаря частной инициативе Александра Соболева в 2009 году. С тех пор он остаётся практически единственным на территории региона центром помощи матерям, оказавшимся вместе с детьми – от новорождённых грудничков до учеников начальной школы – без крыши над головой. Сейчас в учреждении проживают 54 человека. Все они попали в «Оберег» по разным причинам. Среди местных обитателей можно встретить и 20-летних выпускниц детдома, успевших завести детей раньше получения собственной жилплощади, и матерей-одиночек, не потянувших ипотечный кредит на квартиру.
– Все они оказались в сложной ситуации. Идти им некуда, обратиться за помощью не к кому – связь с родственниками потеряна по разным причинам. Обычно всё приводит к тому, что соцслужбы забирают у матерей детей, мы же хотим сделать так, чтобы семьи остались целыми, – говорит Челенко. – Обратиться к нам может каждая. Мы заключаем договор на месячное проживание, но в случае необходимости он может продлеваться.
Находиться в «Обереге» мать с детьми сможет до тех пор, пока у неё не появится возможность самостоятельно обеспечить себя жилплощадью. Именно отсутствие жилья чаще всего приводит людей в фонд. «Был случай, когда сюда девушку привезла мама. Они действительно решили, что так лучше, – рассказывает сотрудница фонда Ева Зимак. – Это довольно распространённая ситуация, когда матерей сюда приводят родственники. Если, например, у условной тёти или бабушки маленькая жилплощадь, где и так живут 5–8 человек, такой результат неудивителен. Хотя та девушка «с мамой» быстро съехала от нас – ей не совсем понравились условия».
Такая «щепетильность», однако, встречается довольно редко. Чаще всего попадание в «Оберег» расценивается как удача. «Мы активно сотрудничаем и с министерством социального развития, и с комиссией по делам несовершеннолетних, – рассказывает Челенко. – Вот был с утра звонок: есть мама, ребёнку год, папа – наркоман, все деньги уходят на его «увлечения». Уйти она не может, потому что родственников нет. Соцслужбы не могут им ничего предложить, но, зная про фонд, они могут отправить женщин к нам». Здесь можно пережить сложные времена и защитить детей. Обзаведясь собственной семьёй, скорее всего, мать больше и не вспомнит о фонде, где когда-то получила помощь. «Мы в состоянии поддерживать отношения только с десятой частью наших бывших постояльцев. Помогать финансово они редко когда в состоянии, но стараются приносить ношеные вещи своих детей, из которых те уже выросли», – говорит Зимак. В «Обереге» готовы принять любую помощь: не только детской, но и взрослой одеждой. «Сильно не хватает детского питания, подгузников – вещей первой необходимости», – перечисляют наши собеседницы. Финансирование на нужды благотворительной организации пока поступает лишь от одного учредителя, который не только помогает женщинам переждать сложное время, но и найти работу, а также жильё.
– Нам помогает одно из агентств недвижимости. Обычно проблем с поиском жилья нет, – говорит Зимак. – Сложная ситуация была только во время наплыва украинских беженцев. Тогда владельцы квартир очень волновались за свои квадратные метры. Сейчас все эти семьи уже нашли себя, кроме женщины, которая с двумя детьми вернулась на родину. У нас в центре осталась только одна украинская семья – люди в ожидании гражданства.
Сейчас «Оберег» расширяет свою деятельность – уже заключён договор с иркутскими роддомами, чтобы предотвратить отказы от детей: «Женщины часто хотят оставить себе ребёнка, но содержать его на первых порах не могут, поэтому оформляют отказ». И для таких малышей и мам центр – это альтернатива. В «Обереге» ожидают, что в ближайшее время центр фонда будет внесён в реестр социальных услуг: «Тогда мы сможем претендовать хотя бы на небольшие бюджетные дотации. Власти и сами понимают, что мы делаем важное дело, но говорят, что для помощи нужен отлаженный механизм, которого пока нет. Поэтому мы рады и волонтёрской помощи, и любому дополнительному финансированию».