Ценность реальной природы
В наш XXI век высоких технологий и научных достижений, увы, всё больше из сознания человека исчезает понятие реального мира. Виртуальное пространство заменяет прогулки и путешествия, роботы выполняют бытовые работы. Человек всё глубже погружается в мир иллюзий. Недаром в последнее время в литературе и кинематографии наблюдается бум в жанре фэнтези: хотите – космические путешествия, хотите – средневековые приключения.
В мире живописного искусства можно видеть схожие тенденции: каждый художник старается показать своё окружение через призму индивидуального восприятия, создать свою подреальность и пригласить в неё зрителя. Но вот что интересно: не так давно, в XIX веке, можно было наблюдать совершенно иное стремление в живописи – художники осваивали реальную подачу пространства.
С этой интересной историей мы можем ознакомиться на конкретном примере. В одном из залов Иркутского художественного музея висит небольшая и, по современным меркам, совсем неприметная работа французского художника Эда Гюйе «Приближение бури». Неискушённый зритель, скорее всего, просто пройдёт мимо пасмурного пейзажа. Смутные фигуры женщины и ребёнка на просёлочной дороге едва ли притянут взгляд. На самом деле перед нами одна из работ художника знаменитой барбизонской школы XIX века.
Барбизон, маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной королевской резиденции близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из французских художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест. Однако именно в Барбизоне в 30–60-е годы XIX века предпочитала работать группа живописцев, получившая название барбизонской школы. Изображение обыкновенной природы, лишённой драматических эффектов, стало своеобразным манифестом этих художников, для которых жёсткие, консервативные и далёкие от жизни требования академии были неприемлемы и мешали творческому развитию.
Начало XIX века во французском искусстве было отмечено борьбой классицизма и романтизма. В отношении пейзажа академики признавали его в основном как фон, на котором действуют мифологические персонажи. Романтики создавали приукрашенные и внешне красивые пейзажи. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом. Характерным приёмом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье.
Барбизонская школа утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции – лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи XVII века и английских пейзажистов начала XIX века – Дж. Констебла и
Р. Бонингтона, но прежде всего развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи. Они освобождали пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности Франции. Кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и других, стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха.
Барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Барбизонская школа систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими нюансами, световыми и цветовыми переходами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей барбизонской школы естественна, но тщательно построена и уравновешена.
В картины художников-барбизонцев не обязательно должны быть включены лишь элементы пейзажа, многие из известных авторов практиковали анимализм и жанровые сцены в своих полотнах. Среди самых именитых барбизонцев присутствую такие имена, как французы Руссо, Дюпре, Диаз, Добиньи, Труайон, Милле, голландец Йонгкинд, венгры Мункачи и Паал, румыны Григореску, Андрееску, чех Хиттусси, российские пейзажисты Боголюбов, Саврасов, Васильев и другие.
В. Стасов в своей работе «Искусство XIX века» высоко оценил барбизонцев за то, что они не выдумывали, не «сочиняли более пейзажей, а творили с натуры, ничего не аранжировали, ничего не украшали и не подслащали, а передавали истинные формы природы, природы отечественной, французской, а вместе истинные свои собственные душевные впечатления».
Живописцы барбизонской школы оказали заметное влияние на развитие реалистического искусства во Франции. Их пейзажи научили публику воспринимать живые впечатления от природы. Отныне к пейзажу перестали относиться как к второстепенному и незначительному жанру.
Конечно, в следующем веке отношение к реализму, да и к реальности как таковой, круто поменяется. Мир узнает новые направления искусства. Кубизм, сюрреализм, примитивизм, фовизм, дадаизм и прочие «измы» придут на смену простоте и правде изображения, ублажая требовательный и избалованный взгляд зрителя.
Но иногда так хочется взглянуть в лицо реальности, отдохнуть от концептуального и трансцендентного искусства, что работы наподобие «Приближение бури» Эда Гюйе становятся блаженным оазисом для утомлённых фантастикой глаз.