издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Надо трезво смотреть на ситуацию»

Инвестиционный климат Иркутской области неидеален, но у региона есть конкурентные преимущества

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Объём инвестиций в основной капитал в Иркутской области в первом квартале этого года составил 35,525 млрд рублей – на 28,6% больше, чем за такой же период прошлого года, свидетельствует Иркутскстат. Тем не менее поводом для оптимизма это считать рано: начало 2014-го тоже было обнадёживающим, однако по итогам двенадцати месяцев спад инвестиций составил 7,1%. Региональные власти предлагают всё новые меры поддержки, но прогнозы экспертов на нынешний год неутешительны: главный тормоз новых проектов – недоступность кредитных ресурсов.

Предварительные данные Иркутскстата за январь – апрель даже более позитивные, чем квартальные: инвестиции в основной капитал использованы в объёме 47,5 млрд рублей, что на 38,5% больше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Впрочем, стоит иметь в виду, что оценка учитывает все предприятия Приангарья, в том числе малый бизнес, индивидуальное строительство и неформальную экономику.

В прошлом году инвестиции в основной капитал в регионе упали на 7,1%, достигнув 192,458 млрд рублей.  По данным Независимого института социальной политики, Иркутская область – один из 24 регионов, где спад длится уже два года. В 2014 году удалось активизировать инвестиционный процесс. Рост инвестиций за прошлый год – почти 105% к показателям 2013 года. Однако в министерстве экономического развития Иркутской области другая информация: «В 2014 году удалось активизировать инвестиционный процесс. Рост инвестиций за прошлый год – почти на 5% к показателям 2013 года», – сообщили изданию в министерстве. Объём инвестиционных вложений в развитие производства на крупных и средних предприятиях превысил 187 млрд рублей. 

На территории Приангарья на сегодня насчитывается порядка двухсот промышленных инвестпроектов, ещё 175 – в сельском хозяйстве. Основной двигатель развития по-прежнему освоение месторождений полезных ископаемых, особенно углеводородов, которое тянет за собой их переработку. ПАО «Верхнечонскнефтегаз» (входит в НК 

«Роснефть») продолжает вкладывать средства в обустройство и разработку Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, ООО «Иркутская нефтяная компания» – в развитие Яракты, Марковского и Даниловского НГКМ, на одноимённом месторождении работает нефтяная компания «Дулисьма». Идёт модернизация на АНХК (также «дочка» «Роснефти»), направленная на производство бензинов в соответствии с требованиями технического регламента. Строится газоперерабатывающий и газохимический комплекс на базе Усть-Кутско – Киренского центра газодобычи. Перечисляя точки роста, в министерстве называют проекты по добыче золота в Бодайбинском районе, модернизацию алюминиевого производства, строительство Тайшетской анодной фабрики, ряд приоритетных инвестиционных проектов по строительству деревообрабатывающих комплексов и инвестпрограмму Иркутского авиационного завода. 

Власти региона прогнозируют увеличение объёма инвестиций в связи с продолжением и началом реализации новых промышленных проектов в ближайшие два года. Большие надежды у региона на строительство газопровода «Сила Сибири»: «Подписанные соглашения и контракты между Россией и Китаем позволили начать строительство газопровода «Сила Сибири», дали реальные перспективы для развития экономики и социальной сферы Иркутской области, регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Объём подтверждённых ресурсов – 3 трлн кубометров газа. Рост поступлений в бюджеты всех уровней до 2033 года – более чем на 200 млрд рублей. Первые поставки газа населению, согласно планам «Газпрома», начнутся уже в 2015 году», – сообщают в областном минэкономе. Вторым масштабным проектом, который станет катализатором для интенсивного социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока, чиновники называют модернизацию БАМа и Транссиба. Предполагаемая сумма налоговых отчислений в областной бюджет – около 1,5 млрд рублей в год.

А вот директор региональной программы Независимого института соцполитики профессор МГУ Наталья Зубаревич  оснований для быстрого роста пока не видит. «Во-первых, инвестиции сокращаются во всей стране. По первому кварталу 2015 года – это уже 7%, соответственно, инвестиционная активность падает. Рассчитывать на западные инвестиции довольно сложно в предложенных обстоятельствах, а китайские пока разворачиваются в Россию крайне медленно и понятно куда – это газ Ямала и выкуп части Ванкора у «Роснефти». Пойдут ли они в Ковыкту – у меня большие сомнения», – говорит эксперт. 

В Приангарье существует ряд преференций для бизнеса, например, пониженные ставки по налогам на прибыль и имущество для организаций, которые вводят новые производственные мощности, с 2014 года для региональных инвестпроектов предусмотрена возможность понижения до нуля ставки налога на прибыль организаций. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, в том числе в сфере импортозамещения, мы содействуем в получении кредитных ресурсов: предоставляем государственные гарантии и субсидируем процентную ставку по кредитам коммерческих банков, отмечают в министерстве. 

Однако занимать бизнесу всё сложнее. Упрямая статистика подтверждает: основной источник финансирования инвестиций в основной капитал сегодня – собственные средства организаций. Их доля в общем объёме составляет 71%. А банковские кредиты и бюджетная поддержка в структуре привлечённых средств имеют почти равный вес – 9,5 и 9,3% соответственно. Объём вложений населения в долевое строительство – 3,6% – сравним с общими усилиями областной казны (1,9%) и муниципалитетов региона (1,5%).

Приток зарубежных инвестиций в Иркутскую область в первом квартале и вовсе иссяк: 3,4 млн рублей – это тысячные доли процента в общем объёме инвестиций. 

Проблемы с доступом к заёмному финансированию и к некоторым современным технологиям, особую остроту приобретшие после введения санкций в отношении российского бизнеса, заставляют компании искать скрытые ресурсы и заниматься оптимизацией своих бизнес-процессов, отмечает президент регионального Партнёрства товаропроизводителей и предпринимателей Алексей Соболь.

Региональные власти принимают всё новые и новые меры: в 2014 году утверждена Инвестиционная стратегия Иркутской области до 2025 года, одобрен Инвестиционный меморандум в новой редакции, продолжает работу Инвестиционный совет, созданы прямые каналы связи для инвесторов для оперативного решения вопросов, завершено внедрение стандарта Агентства стратегических инициатив. Область утвердила регламент сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна», положение о порядке формирования и ежегодного обновления Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры на территории Иркутской области. Существует Корпорация развития Иркутской области.

Однако для развития бизнесу в первую очередь нужны деньги. Согласно опросу Росстата, основным фактором, сдерживавшим в 2014 году инвестиционную активность, был недостаток собственных финансов – эту причину отметили 60% руководителей организаций. Кроме того, увеличилось количество респондентов, указывающих на неопределённость экономической ситуации в стране, инвестиционные риски, недостаточный спрос на продукцию, высокие процентные ставки по кредитам, сложность их получения и несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы. 

Бизнес успешен, когда барьеров минимум, а отношение сверху – позитивное, а не жёсткое фискальное, считает Алексей Соболь. Но, пожалуй, самое главное, что нужно ему для развития, – это рынок. В апреле же, согласно мониторингу ситуации в промышленности Института естественных монополий, спрос падал во всех отраслевых группах, кроме добычи полезных ископаемых.  

«Без денег планировать территории опережающего развития можно сколько угодно, – считает Наталья Зубаревич. – При таких правилах игры, инвестклимате, отношениях с внешним миром, которые мы себе устроили, надеяться на что-то довольно сложно. Другое дело, что при любых климатах инвестор идёт туда, где лежат нефть и газ. Трудоёмкие производства в Сибирь не пойдут – дорогая рабочая сила и плохая инфраструктура». Выход для нашего региона, по мнению учёного-регионалиста, – производство сырья, обрабатывающие производства, нацеленные на локальные рынки, возможно, переработка древесины. Если есть конкурентное преимущество, нужно запускать хайтековские компании сырьевого типа, которые потом обрастут инжинирингом, научно-техническими разработками. Городская экономика создаёт спрос на сервисы – образовательные, медицинские услуги, развлечения, туда тоже может прийти инвестор, но, скорее всего, не глобальный. «Против рынка нельзя играть, на рынке свои законы. Просто надо трезво смотреть на ситуацию», – заключает Наталья Зубаревич.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры