Усиление корпоративного духа
Больше года филиалы и дочерние предприятия ОАО «Иркутскэнерго» живут по новым корпоративным правилам. Уполномоченный по этике ООО «Иркутскэнергосвязь» Наталья Ныркова отмечает: самый сложный период ознакомления с Кодексом этики и Сводом этических стандартов, принятие этих документов, пройден. Впереди – развитие каналов «неравнодушной линии».
С Натальей Нырковой мы встречаемся в офисе «Иркутскэнергосвязи» в областном центре. На каждом этаже административного здания, занимаемого предприятием, нас первыми встречают оранжевые плакаты «неравнодушной линии» En+. На них аккуратным круглым почерком написаны контакты Натальи Нырковой. Сама уполномоченная, встретив нас в коридоре, говорит, что по телефону или по электронной почте к ней обращаются только сотрудники дальних филиалов. Остальные предпочитают решать свои вопросы с глазу на глаз.
В апреле исполнился ровно год, как Наталья взяла на себя дополнительную общественную нагрузку. В компании подчёркивают: «Нашего уполномоченного персонал выбрал сам, никто из руководства на решение не влиял». По словам специалиста по кадрам юридического отдела «Иркутскэнергосвязи» Татьяны Хлебодаровой, после того, как предыдущий представитель коллектива по собственному желанию сложил свои полномочия, сотрудников в рассылке по электронной почте попросили самих предложить, кого они видят в роли уполномоченного. Абсолютное большинство проголосовало за Наталью Ныркову.
– Уполномоченный по этике – достаточно новая должность в компании. Наталья, как вы отреагировали на предложение коллектива примерить на себя такую роль?
– В компании я тружусь не первый год. В 2007 году из исполнительной дирекции «Иркутскэнерго» пришла на должность инженера в группу технической поддержки в «Иркутскэнергосвязь». Специфика моей работы подразумевает постоянный контакт с сотрудниками нашего предприятия, каждый день я по телефону или через электронную почту общаюсь с десятками людей. Когда в апреле 2014 года работники «Иркутскэнергосвязи» оказали мне доверие и выбрали уполномоченным по корпоративной этике, я несказанно удивилась. Конечно, было приятно. Но я понимала и всю меру ответственности, которую беру на себя. Ведь практически все сферы жизни предприятия так или иначе касаются этики.
– С чего началась ваша работа как уполномоченного по этике «Иркутскэнергосвязи»?
– Первым делом я сама начала разбираться в документах. Они вполне понятны, в них все аспекты разобраны на конкретных примерах. После детального изучения становится ясно, что документы реально смогут помочь разобраться со сложной ситуацией в коллективе.
Следующим шагом было донести до коллектива основные ценности компании, которые защищает Кодекс корпоративной этики. Делала электронные рассылки, распечатывала постулаты и размещала их на информационных досках в коридорах офиса. Объясняла, что отрасль телекоммуникационных услуг развивается весьма динамично, предприятие существует в условиях жёсткой конкуренции, к нашим услугам предъявляются высокие требования. В этом русле корпоративная культура, чётко выверенные правила и нормы крайне необходимы. Ведь от поведения отдельно взятого работника складывается репутация наших компаний в глазах партнёров, органов власти и общества в целом.
– Кодекс корпоративной этики и Свод этических стандартов были внедрены ещё в начале 2014 года. Как коллектив отнёсся к новым документам? С одной стороны, на крупном, серьёзном предприятии сотрудники привыкли жить по приказам и уставам. С другой стороны, «Иркутскэнергосвязь» – немолодое предприятие, здесь уже есть свои традиции, обычаи. Удалось избежать конфликтных ситуаций?
– У работников со стажем в нашем коллективе давно сложились отношения, на которые трудно как-то повлиять. Да и, строго говоря, нет такой необходимости, так как люди знают друг друга десятилетиями и если возникает конфликтная ситуация, она решается, как говорится, с глазу на глаз либо с привлечением непосредственного руководителя. Большинство наших сотрудников воспитаны в соответствии с общечеловеческими моральными нормами и правилами, поэтому опытные сотрудники считают излишним прописывать «прописные истины». Но всё-таки необходимо заметить, что моральные нормы не имели оформления как единый документ, конечно, если не считать Библию, поэтому регулировать своё поведение с самого детства нам помогали литературные произведения, фильмы, спектакли, в которых герои попадают в различные ситуации морального выбора. Теперь, когда существует ККЭ, мы с коллегами можем быть точно уверены в оценке своих поступков с точки зрения профессиональной этики.
При приёме на работу новых сотрудников стараемся донести до них мысль, что каждый сотрудник вносит свой посильный вклад в поддержание морали и в моральную атмосферу в коллективе. За последние несколько лет коллектив сильно помолодел. (На сегодняшний день штат нашей организации составляет чуть более 200 человек, из них 66 – специалисты, возраст которых не превышает и 35 лет.) Приходят молодые ребята с горящими глазами, готовые «свернуть горы». Вот на них и направлена основная часть работы уполномоченного по этике.
Моя цель – создать атмосферу в коллективе, в которой бы молодые сотрудники чувствовали себя комфортно, не стеснялись выразить свои идеи, дать разумные и полезные рекомендации для успешного продвижения наших услуг либо по развитию сети, осознавали свою причастность к лидирующей в большом бизнесе компании и, конечно, были уверены в защите со стороны высшего руководства Еn+.
– Неужели Кодекс и Свод стандартов были приняты на «ура»?
– Безусловно, новинки всегда вызывают вопросы, недоумения – это нормальная реакция здорового, незакостенелого коллектива. В целом можно сказать, что персонал воспринял лояльно введённые документы. Большинство работников в нашей компании уже изучили Кодекс корпоративной этики и Свод этических правил, и оказалось, что некоторые не совсем верно трактуют раздел о конфликте интересов. Например, заполняя приложение к приказу «Личные обязательства сотрудника», работники «старой гвардии» были возмущены строкой об информировании руководства о вероятности случая, противоречащего политике в отношении конфликта интересов. Хотя вполне понятна цель работодателя, которому необходимо управлять возможными рисками. Чтобы разрешить назревающую бурю, я при личных встречах с коллективами особый упор делала именно на вопрос конфликта интересов. Пояснила, что под конфликтом интересов понимается такая ситуация, в которой личная заинтересованность работника или его родственников, друзей или деловых партнёров препятствует надлежащему исполнению своих должностных обязанностей в интересах компании.
Объясняла, что нет необходимости вести партизанскую войну с работодателем. Все мы стремимся к одной цели – создать сильный корпоративный дух в коллективе. Тогда не будут возникать вопросы о моральном выборе, а если вдруг и придётся человеку выбирать между своими интересами и интересами компании, он примет решение, достойное добродетельного человека, который должен следовать интересам своего коллектива. В энергосистеме традиционно трудятся целыми династиями, и это нормально для любого региона. Поэтому во избежание кривотолков необходимо эти моменты задекларировать.
– «Иркутскэнергосвязь» – крупное предприятие, его филиалы находятся в разных районах. Как налажена связь с коллективом?
– Для меня на первом месте стояло персональное знакомство с каждым сотрудником нашего коллектива. Я понимаю, что уполномоченному, которого не знают, доверять не будут. На сегодняшний день я посетила удалённые центры технической эксплуатации, которые расположены в Усть-Илимске, Братске, Тулуне, куда информация обычно доносится либо по электронной почте, либо на селекторных совещаниях. На встречах разъясняла ряд неясностей в Кодексе, с коллективом мы обсуждали, как улучшить условия труда, создать здоровую атмосферу на предприятии. Особенно хорошо прошло знакомство с коллективами братского и тулунского центров, мы познакомились, я дала свои контакты, рассказала, как со мной связаться.
В Усть-Илимске благодаря обращению коллектива на «неравнодушную линию» удалось сохранить столовую на предприятии. В Иркутске недавно ко мне обратился молодой специалист: у него возник конфликт с банком, с которым у предприятия деловые отношения. Молодой человек сомневался, корректно ли ему будет составить претензию банку. Я объяснила, что Кодекс этики в первую очередь защищает интересы сотрудников, так что у него нет моральных препятствий отстаивать свою позицию.
Также в центральном офисе удалось разрешить конфликтную ситуацию, которая наблюдалась уже несколько лет. Работница пожаловалась на своего коллегу, который при решении рабочих вопросов не всегда сдерживал свои эмоции, переходил на личности, мог позволить себе оскорбить человека. Пришлось переговорить со всеми сторонами конфликта. Виновник сложившейся ситуации, мастер своего дела, очень ответственный человек, относится к работе с определённой долей эмоций, и это даже похвально, но негативные эмоции нужно уметь как-то гасить и не портить рабочий настрой в коллективе. После нашей с ним беседы задетая сторона отметила, что коллега стал строже к себе относиться, старается держать себя в руках. Персонал сам убедился в действенности обращения на «неравнодушную линию».
В этом году для меня главная задача – развить доверие коллектива к каналам связи с уполномоченными по этике. Здоровая атмосфера в коллективе, в котором молодёжь с почтением относится к старшим, руководитель с уважением общается с подчинёнными, сотрудники выполняют свою роль с максимальной самоотдачей, – вот наша конечная цель.
Контакты уполномоченного по этике:
Иркутская область, Иркутск, Безбокова, 38а;
e-mail: ethics@iren.ru;
тел. 8 (3952) 797-970